IX

(продолжение)
Отступление. Общественно-политические взгляды Л.Н. Толстого (часть II)

Не видя и не признавая зарождения рабочего класса, не понимая значимости его начинающейся борьбы за свои права, Толстой игнорирует рабочий вопрос. Даже в 1900-х гг. он так и не признал смену исторических формаций, считая капитализм в стране явлением привнесенным извне и временным. Он не приемлет марксистской теории о классовой борьбе и неотвратимости гибели капитализма от рук пролетариата. Толстой непоколебимо стоит на том, что Россия – это только аграрная держава, главный вопрос в ней – земельный, а главная движущая сила – крестьянство. Всю борьбу народа с угнетением он рассматривает только с этой позиции, с точки зрения крестьянства. Целью этой борьбы он видит уничтожение капиталистических отношений в деревне и возвращение к «старым, добрым» докапиталистическим патриархальным временам, но без крепостничества.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

IX

(продолжение)
Отступление. Общественно-политические взгляды Л.Н. Толстого (часть I)

«…Самое отсталое землевладение, самая дикая деревня – самый передовой промышленный и финансовый капитализм!»
(Ленин В.И. Полное собр. соч.,т.16, стр.417.)


Каким помещиком был Л.Н. Толстой, мы уже знаем. Рассмотрим, каковы были убеждения Толстого, его взгляды на земельный вопрос, на социальную политику и т.д., какие решения насущных задач государства он предлагал.

Одной из важнейших особенностей социально-экономического строя пореформенной России являлись развитая капиталистическая промышленность и отсталая деревня. Как мы уже знаем, этот перекос в экономике для Толстого был очевиден. Общеизвестно и то, что Толстой проповедовал патриархальные взгляды на устройство жизни в деревне и стране в целом.

Интересно, что так было не всегда. До земельной реформы 1861г. он придерживался совсем других взглядов.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

IX

Отступление. Помещик Л.Н. Толстой.
( по Т.И. Полнер «Лев Толстой и его жена. История одной любви.», П. В. Басинскому «Лев Толстой: Бегство из рая» и др. источникам)

Итак, граф Л.Н. Толстой был крупным помещиком, имея родовые поместья в Ясной Поляне (около 750 десятин (1)) и при селе Никольском-Вяземском (около 1 200 десятин), а также приобретенные имения в Самарской губернии (на 2 500 и 4 000 десятин).
Каким же хозяином был Л.Н. Толстой?

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

VIII

Семья Левиных (окончание)

Левин (окончание). Левин о справедливом социальном строе и идеальном обществе
Итак, Левин (как и его прототип) мечтает об устройстве справедливого социального строя, несущем всем счастливую жизнь.
Капиталистический строй, по его пониманию, идущий в Россию из Европы, он не приемлет. Все буржуазные экономические формы и новые методы хозяйствования отрицает. Банки, акционерные общества, различные формы аренды и ренты и т.д. и т.п. – все приводит Левина в негодование. С освобождением крестьян и налаживанием, хотя и медленным, капиталистических отношений в деревне ее вековое застойное существование закончилось. На землю пришли новые люди, вытесняющие старое непроизводительное помещичье дворянство, земля стала активно сдаваться в аренду, продаваться и покупаться, новые состоятельные хозяева применяли и новые методы обработки земли, современную заграничную технику – в деревне начало разворачиваться товарное производство сельскохозяйственной продукции. Все это пугало патриархальных помещиков, к числу которых принадлежал и Левин.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

VIII

Семья Левиных (продолжение)
Левин (продолжение). Левин-помещик
Как мы уже знаем, Левин – помещик в традиционно-патриархальном значении этого понятия. У него «три тысячи десятин в Каразинском уезде».
(По свидетельству С. Л. Толстого (сына Л. Н. Толстого) у их семьи «в начале 70-х годов также были крупные родовые имения — около 750 десятин в Ясной Поляне, около 1 200 десятин при селе Никольском-Вяземском и купленное в 1871 г. большое имение (2 500 десятин) в Самарской губернии. Впоследствии он [Л. Н. Толстой – прим. моё] купил еще 4 000 десятин в Самарской губернии». И все-таки, несмотря на такие крупные владения, землевладельцем-капиталистом Толстой так и не стал – он продолжал оставаться помещиком с патриархальными взглядами на ведение хозяйства.)

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

Из беличьего меха. Шарль Перро, автор наиболее известной версии сказки XVII века, попросту не расслышал слово vair («беличий мех») из позаимствованной им средневековой истории и вставил в текст похожее по звучанию слово verre («стекло», «хрусталь»).
Сказка про Золушку — древняя и универсальная история. Так, китайский вариант восходит еще к IX веку, и до Перро существовало не менее 340 разных других версий. Причем хрустальные башмачки не упоминаются ни в одной из них. В «оригинальной» китайской сказке «Йе-Шен» («Ye-Shen») башмачки героини сделаны из золоченой канители с подошвами из чистого золота. В шотландской версии под названием «Rashie-Coat» они из камыша. В средневековой французской сказке, адаптированной Перро, обувь Золушки описывается как pantoufles de vair — башмачки из беличьего меха.
Один из источников утверждает, что ошибка vair—verre произошла еще до Перро, так что француз ее попросту повторил. Другие считают хрустальные башмачки находкой самого автора и что он с самого начала планировал использовать именно этот образ.
читать дальше

@темы: шкатулочка со всякой всячиной, литература

VIII

Отступление. Л. Н. Толстой и Христианская Церковь.
Об отношении самого Л. Н. Толстого к институту церкви написано очень много статей, исследований, монографий, диссертаций и т.д. и т.п. Но, в общем-то, оно не нуждается ни в чужих домысливаниях, ни в различных интерпретациях: Толстой все сказал сам четко и ясно в своих статьях и художественных произведениях. Итак, ему слово.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

VIII

Семья Левиных (продолжение)
Левин (продолжение). Отношение Левина к религии и церкви
Нравственные искания Левина, как, впрочем, и самого Толстого, неразрывно связаны с богоискательством, определением своего отношения к вере и церкви. С самого начала романа и вплоть до его заключительных глав Левин говорит о своем неверии, говорит он об этом и Кити и священнику на исповеди. Этот вопрос – вопрос веры, отношения к христианству, к институту церкви серьезно волнует Левина, более того, он стал одним из основных вопросов его существования.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

VIII

Семья Левиных. (продолжение).
Левин (продолжение). Нравственные искания Левина и Толстого.
Занимаясь своим хозяйством, трудясь бок о бок с крестьянами и выполняя наравне с ними все сельскохозяйственные работы, Левин постепенно проникался и крестьянскими взглядами, патриархальной крестьянской «философией». Ее основу Толстой сформулировал так: «Жить семье так, как привыкли жить отцы и деды, то есть в тех условиях образования и в тех же воспитывать детей, было, несомненно, нужно. … нужно было вести хозяйственную машину в Покровском так, чтобы были доходы. … нужно было держать родовую землю в таком положении, чтобы сын, получив ее в наследство, сказал так же спасибо отцу, как Левин говорил спасибо деду за все то, что он настроил и насадил».
читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

VIII

Семья Левиных (продолжение)
Левин (продолжение). Сербо-турецкая война.
В 1876-1877гг., когда Толстой заканчивал написание романа, на Балканах вспыхнула сербо-турецкая война, в которой Сербия и славянские повстанцы Боснии и Герцеговины боролись с турецкой армией за независимость. К этому конфликту подключилась и Россия, несмотря на то, что официально российский МИД действия Сербии не одобрил.
(Пример. «…Пособить братьям, пострадавшим за защиту своей славянской народности, это для русского общества долг кровного родства и единства в вере, долг нашей родной чести», - писал Московский славянский благотворительный комитет в своем послании к населению Самарской губернии, призывая его к пожертвованиям.)

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

VIII

Семья Левиных
Левин
Как известно, Константин Дмитриевич Левин (или Лёвин) – это альтер-эго самого писателя Л. Н. Толстого. Его мы узнаем по массе автобиографических деталей, разбросанных по страницам глав романа, относящихся к Левину. Это и давняя дружба дворянских семей – Левиных и Щербацких (Толстых и Берсов), и первая влюбленность Левина в сестер Щербацких (у Толстого – в сестер Берс). Затем – настоящее чувство к одной из них. Даже объяснение в любви в виде начальных букв каждого слова, написанных мелком на карточном столике; личные дневники, где описывалась далеко не безгрешная холостяцкая жизнь жениха, данные невесте для прочтения; опоздание на собственную свадьбу – все это было деталями жизни самого Толстого. Совпадал и возраст прототипов и их персонажей: Соне Берс было всего 18, Льву Николаевичу – 34, когда они поженились. Занятие крестьянским трудом, опыт работы в земстве, любовь к охоте также перенесены из жизни автора в роман.
Эти и другие совпадения моментов биографий Л. Толстого и К. Левина наводят на мысль, что писатель и его любимый персонаж очень схожи во всем, что зачастую устами Левина говорит сам Л. Толстой, и именно размышления автора о жизненном устройстве, вере, смысле своего существования, семейных отношениях и проч. передает его герой.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

VIII

Отступление. И еще немного о действительности, книге и о Толстом.
Наибольшую и важнейшую часть романа занимает отнюдь не мелодраматическая линия любовных отношений Анны Карениной, не саркастическое изображение бездельника и жуира Облонского и даже не обличение бюрократии чиновничьего аппарата в лице Каренина или представителей дворянской «золоченой молодежи», каким подавался Вронский, хотя эти персонажи составляют целостную картину всех слоев дворянского общества современной Толстому пореформенной России. Главным в книге стало детальное, очень тщательно прописанное изображение и анализ экономического и социального климата и размышления писателя о путях дальнейшего развития государства.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

VIII

Семья Левиных
Кити
Семейство Левиных также традиционно и патриархально. Но если на примере Облонских и Карениных (до увлечения Анны Вронским) показаны вполне обычные взаимоотношения множества подобных семей, то уклад семьи Левиных – это, по Толстому, образец новых супружеских отношений.
Начнем с того, что Кити Щербацкая выходит замуж по любви, что уже ново и непривычно. Более того, она выходит замуж за Левина вопреки желанию матери. Сама старая княгиня была выдана замуж за совершенно незнакомого ей человека, которого она видела до свадьбы только один раз – при его сватовстве, прожила же она с мужем тридцать лет, вырастила трех дочерей, двух из которых так же просто выдала замуж (Долли – ее старшая дочь). На выданье оставалась младшая, 18-летняя Кити. Но как выдавать ее замуж, княгиня не знала: времена изменились, «…многое изменилось в приемах общества,.. сверстницы Кити составляли какие-то общества, отправлялись на какие-то курсы, свободно обращались с мужчинами, ездили одни по улицам, многие не приседали и, главное, были все твердо уверены, что выбрать себе мужа есть их дело, а не родителей».

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

VII

Семья Карениных (окончание)
Анна
Напомню, что роман «Анна Каренина» был злободневным, в те годы в обществе настойчиво муссировался вопрос об упрощении норм бракоразводного процесса. На страницах газет и журналов велось шумное обсуждение этой темы, возникали стычки и споры по этому вопросу. У Л. Толстого был свой взгляд на семью и брак.

«Был разговор о семейной жизни. Я говорил, что хорошая семейная жизнь возможна только при сознанном, воспитанном в женщинах убеждении в необходимости всегдашнего подчинения мужу, разумеется, во всем, кроме вопросов души — религиозных. Я говорил, что это доказывается тем, что так было с тех пор, как мы знали жизнь людей, и тем, что семейная жизнь с детьми есть переезд на утлой лодочке, который возможен только тогда, когда едущие подчиняются одному. И таким одним признавался всегда мужчина, по той причине, что, не нося, не кормя, он может быть лучшим руководителем жены, чем жена мужа», - пишет он в дневнике. И еще: «Семья - это плоть. Бросить семью – … убить себя». Вполне патриархальные, традиционные взгляды.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

VII

Семья Карениных
Каренин
В патриархальных традициях начиналось существование и семьи Карениных. Каренин женился на Анне, будучи уже «немолодым» человеком, на 20 лет старше своей невесты. Любви между ними не было, свела их богатая губернская барыня, тетка Анны, желавшая выдать свою юную племянницу замуж. Она же поставила нерешительного Каренина «в такое положение, что он должен был или высказаться, или уехать из города», где он был губернатором. Каренин колебался долго, но «тетка Анны внушила ему через знакомого, что он уже компрометировал девушку и что долг чести обязывает его сделать предложение. Он сделал предложение и отдал невесте и жене все то чувство, на которое был способен...». Желания Анны никто не спрашивал.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

VI

Герои семейного романа
В 1877 году, заканчивая работу над романом, Толстой говорил Софье Андреевне: «... в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную».
Эту фразу я видела во многих прочитанных мною критических статьях, эссе, рецензиях и других работах, посвященных «Анне Карениной». Практически все авторы разбирали и сравнивали 2 семьи, описанные в романе, – Карениных и Левиных. Позволю себе не согласиться с таким подходом. По сути, Толстой описал и подробно осветил жизнь 4-х семейных пар и каждого ее члена: 3 из них освящены узами брака – это семьи Облонских, Карениных и Левиных и внебрачный семейный союз, который сегодня называется «гражданским браком», - Карениной и Вронского. 4 супружеские пары – 4 вида семей.
Семья Облонских.
Стива
Обычно 34-летнего князя Степана Аркадьича Облонского (Стиву) видят добрым, простодушным, любвеобильным бодрячком, этаким неунывающим, славным эпикурейцем, любящим жизнь во всех ее проявлениях. И на первый взгляд, он, действительно, таков. Как я уже говорила, Толстой наградил Стиву собственной любвеобильностью. Жена Стивы, Долли, замученная хозяйством и детьми, погрязшая в быте, вечно беременная и рожающая, уже не представляет для мужа никакого интереса. Стива порхает от одной «любви» к другой, искренне веря, что жена знает о его похождениях и смотрит на них сквозь пальцы.
читать дальше
P.S. То, что Стива Облонский стремится занять теплое местечко именно в комиссии соединенного агентства кредитно-взаимного баланса южно-железных дорог и банковых учреждений и резкая отповедь Каренина по поводу «правоведов» и «гусаров» в «директорах банков» вовсе не случайно.
Историческая справка
Громадную роль в индустриальном развитии пореформенной России играли рост механизированного транспорта и в первую очередь создание сети железных дорог. Наличие дорог стимулировало развитие молодой российской промышленности. Правительство разработало широкую программу железнодорожного строительства, предусматривавшую, прежде всего, соединение хлебопроизводящих районов страны судоходными реками и портами Черного и Балтийского морей. Преследовалась цель создать благоприятные условия для предпринимательского помещичьего хозяйства. Также железные дороги должны были выполнять и важную стратегическую функцию - быструю доставку войск из центра к западным границам.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

V

История создания романа
Все вопросы, рассмотренные выше, нашли свое отражение в романе. Толстой не просто описывал те или иные проблемы, поставленные перед государством и обществом самим ходом истории, но и давал им свою оценку, не всегда однозначную, нередко спорную, но исходящую из собственного мировоззрения, жизненного опыта, принципов, устоев. Надо заметить, что все освещаемые темы автор знал не понаслышке. Он прекрасно разбирался в жизни, быте, семейных отношениях и морали своего дворянского сословия; тесно общался и с социал-демократами и с либералами и потому ориентировался в их идеологиях; работал в земстве и, следовательно, знал изнутри всю его «кухню»; ну и, конечно же, Толстой как помещик, хозяйствующий на своей земле, досконально изучил крестьянский вопрос.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

IV

Историческая справка. (окончание)
Общество в пореформенный период
Революционные демократы. Народничество.
С падением крепостного права главным, массовым деятелем освободительного движения становится разночинец. Разночинцы были выходцами из разных сословий русского общества, представителями демократической интеллигенции – учителями, врачами, литераторами, студентами. Они играли заметную роль в общественном движении уже в 40-50-хгг. XIX в., а с 1861г. начинается новый, разночинский или буржуазно-демократический, этап русского освободительного движения.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

III

Историческая справка. (продолжение)
Земства
Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в Российской империи. Они были введены земской реформой 1864 года. Одной из целей создания земств было, по словам министра внутренних дел Ланского «вознаградить дворян за потерю помещичьей власти», предоставив им «первенство в местной хозяйственной администрации» (был установлен высокий имущественный, а с 1890 года и сословный избирательный ценз). И в самом деле: многие разоряющиеся дворяне искали в земской деятельности не участия в облегчении народных нужд, а укрепления своих позиций и новых источников дохода.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

II

Роман Толстого «Анна Каренина» многослоен, глубок и очень непрост. Исторический, социальный, философский, он поднимает вопросы семьи и брака, морали, экономические, политические, эстетические и другие проблемы буржуазно-дворянского общества в пореформенное время. Роман притягивает к себе и заставляет перечитывать знакомые страницы снова и снова, каждый раз открывая какие-то новые, не видные ранее, нюансы, заставляя задуматься над какими-то вопросами или радоваться пониманию, новому видению до этого непонятных вещей. Все это приходит постепенно, с жизненным опытом, с саморазвитием, и каждый раз прочитываешь эту книгу по-новому, понимаешь ее лучше, чувствуешь ярче.

читать дальше

Историческая справка.
Отмена крепостного права
Как известно, в 1861 году в России было отменено крепостное право. Суть этой реформы в том, что это рубеж между феодальной и капиталистической историей России. Необходимость ее была вызвана массой причин, основной из которых являлась невозможность дальнейшего развития экономики страны: попросту не хватало свободных рабочих рук для работы на заводах и мануфактурах, что сдерживало рост промышленности. Отсюда вытекала масса проблем: не было развитой промышленности, следовательно, не было достаточного количества самых различных промышленных товаров, начиная от сложных машин и механизмов (продукции тяжелого машиностроения)и заканчивая товарами легкой промышленности. Отсюда вытекают трудности в развитии внутренней торговли – она снижается из-за недостатка товаров и низкой покупательной способности населения. Таким образом, капитал собирался крайне медленно. В итоге, предприятиям было незачем и не на что модернизировать оборудование, следовательно, страна становилась неконкурентоспособной во внешней торговле. В результате, страна отставала от других по количеству и уровню оснащенности заводов и мануфактур, что вело к общей отсталости России в мировой экономике и скатыванию в число второстепенных государств.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне