Семья Карениных
Каренин
В патриархальных традициях начиналось существование и семьи Карениных. Каренин женился на Анне, будучи уже «немолодым» человеком, на 20 лет старше своей невесты. Любви между ними не было, свела их богатая губернская барыня, тетка Анны, желавшая выдать свою юную племянницу замуж. Она же поставила нерешительного Каренина «в такое положение, что он должен был или высказаться, или уехать из города», где он был губернатором. Каренин колебался долго, но «тетка Анны внушила ему через знакомого, что он уже компрометировал девушку и что долг чести обязывает его сделать предложение. Он сделал предложение и отдал невесте и жене все то чувство, на которое был способен...». Желания Анны никто не спрашивал.
читать дальшеЖизнь этой семьи протекала по правилам того великосветского круга, к которому относились супруги Каренины. Алексей Александрович был богат, сделал хорошую карьеру и занял высокий пост в министерстве. В отличие от Стивы, он знал свое дело и отдавался ему целиком. В силу своего характера, не эмоционального, замкнутого, строгого и педантичного, к Анне он не испытывал яркой и страстной любви, но был очень привязан к ней и сыну. И кроме Анны сердечных отношений он ни к кому больше не испытывал. Не только близких, но и просто друзей у Каренина не было, он поддерживал ровные отношения со своими сослуживцами, мог обсуждать с ними какие-то посторонние дела, выходящие за рамки служебных вопросов, приглашать их на обеды, но личных, откровенных разговоров он ни с кем не вел и душу ни перед кем не раскрывал. Потому впоследствии так тяжело было Каренину переживать измену Анны: с ее уходом из семьи он оставался совершенно одиноким человеком.
Несомненно, бюрократическая должность наложила свой отпечаток на характер и даже на речь Каренина. Он никого не подпускал близко, держась со всеми на расстоянии; даже с Анной, которую по-своему любил, обращался сухо и всегда несколько насмешливо. Речь его была бесстрастна, продумана, все фразы выверены, даже в приватных беседах с женой и сыном он использует сухие, бюрократические обороты. «Я признаю, как ты знаешь, ревность чувством
оскорбительным и унизительным и никогда не позволю себе руководиться этим чувством; но есть известные законы приличия, которые нельзя преступать безнаказанно. Нынче не я заметил, но, судя по впечатлению, какое было произведено на общество, все заметили, что ты вела и держала себя не совсем так, как можно было желать», – выговаривал он Анне за ее слишком оживленную беседу с Вронским. «… дорога не награда, а труд. И я желал бы, чтобы ты понимал это. Вот если ты будешь трудиться, учиться для того, чтобы получить награду, то труд тебе покажется тяжел; но когда ты трудишься, … любя труд, ты в нем найдешь для себя награду», – поучал он сына.
У Каренина свои принципы: «Каждая минута жизни Алексея Александровича была занята и распределена. И для того, чтоб успевать сделать то, что ему предстояло каждый день, он держался строжайшей аккуратности. ”Без поспешности и без отдыха” — было его девизом». Своим долгом он считал быть в курсе всех последних новинок и обсуждений в области искусства, истории, политики, философии… Он все читал, всем интересовался, все систематизировал и обо всем составлял твердое и определенное мнение, даже несмотря на то, что до всех этих вещей ему, собственно говоря, не было никакого дела, а от всякого рода искусства он, вообще, был очень далек и не любил, не понимал ни музыки, ни поэзии.
Все описанные выше качества Каренина и побуждали Анну считать своего мужа машиной: «Это не человек, а машина, и злая машина, когда рассердится».
И все-таки, Каренин не был машиной. Скорее, он был человеком долга. На своей службе он исполнял долг перед государством и обществом, в семье – перед женой и сыном. Каренин вел свой семейный корабль уверенно, оберегая семью от невзгод и опасностей. Анне и сыну не грозило безденежье, Каренин не был подвержен роковым увлечениям. Он сам, его дом, жена, семья были образцовыми, никто не мог бросить тень на чету Карениных. И вдруг в мгновение ока все рухнуло. Оказалось, что Анна не такая, какой он ее представлял в течение 8 лет совместной жизни. С ее изменой рухнул весь тщательно выстроенный мир Каренина, и Алексей Александрович совершенно растерялся.
Вот тогда-то из-под бесстрастной маски и показались его подлинные человеческие черты. Он запутался в фальши, лживых отношениях с Анной и своей ревности. После признания Анны в измене и любви к Вронскому главной заботой Каренина стало соблюдение правил приличия – сокрытия факта измены жены от посторонних глаз, защита своего достоинства и достоинства жены от светского злословия и сплетен. Кроме того, Каренин опасался за свою репутацию и карьеру. Поначалу он презирал и ненавидел Анну за ту боль, что она ему причинила. Обдумывая дальнейшее свое положение, он отказался и от дуэли с Вронским и от развода с Анной. Мстительное чувство подсказывало, что недопустимо давать неверной жене развод, чтобы она сошлась со своим любовником и была с ним счастлива в незаконном браке, когда ее брошенный муж был бы несчастлив. Помимо этого, Каренину претило выставлять личное на всеобщий обзор, подавать в суд, искать свидетелей неверности жены, позоря себя и ее. И он находит выход из создавшегося положения: прикрываясь религиозными постулатами о незыблемости брачных уз, еще надеясь на разрыв Анны с Вронским, как глава семьи он запрещает Анне поддерживать связь с любовником. В глубине души понимая, что прежних семейных отношений уже не вернуть, Каренин все еще ведет страусиную политику, пытаясь сохранить видимость благополучного брака и втягивая Анну в новую ложь.
Когда же, наконец, он понял, что жизнь втроем продолжается, он решил начать развод и оставить сына у себя, обвинив Анну в ведении той лживой жизни, в которую сам же ее и втянул. Именно решением судьбы сына, к которому он не испытывал любви, страдающий муж ударил в самую больную точку Анны.
У Алексея Александровича рушилось все: семья, репутация в обществе (в свете уже вовсю сплетничали о семейных неурядицах Каренина, выставляя его на посмешище), это отразилось и на его карьере – начались серьезные трудности на службе, вскоре карьерный рост его прекратился совсем. Не удивительно, что при таких обстоятельствах Каренин ненавидел свою жену, и даже заступничество Долли не заставило его изменить свое решение.
Нравственный переворот случился позже – когда Каренин получил известие о скорой смерти Анны с просьбой приехать к ней. Толстой, прекрасный психолог, мастерски передает все нюансы и смены настроения, все, даже сиюминутные, порывы человеческой души.
Получив телеграмму, первым делом, Каренин подумал о каком-то циничном обмане со стороны Анны и даже составил план действий на этот случай. По дороге к ней он малодушно желал ее смерти, надеясь, что с ее уходом завершатся и все его проблемы. И только когда он воочию увидел все страдания умирающей жены и неподдельное глубокое горе Вронского, он проникся искренним состраданием к Анне и простил любовников. Впервые он думал не только о себе, о своем несчастье, «…он до этого дня свидания с умирающей женой не знал своего сердца. Он у постели больной жены в первый раз в жизни отдался тому чувству умиленного сострадания, которое в нем вызывали страдания других людей и которого он прежде стыдился, как вредной слабости…он вдруг почувствовал не только утоление своих страданий, но и душевное спокойствие, которого он никогда прежде не испытывал. Он вдруг почувствовал, что то самое, что было источником его страданий, стало источником его духовной радости, то, что казалось неразрешимым, когда он осуждал, упрекал и ненавидел, стало просто и ясно, когда он прощал и любил».
Он простил и жалел жену за ее страдания, Вронского, особенно после его неудачной попытки самоубийства. Он жалел сына и упрекал себя за недостаточное внимание к нему. И, самое главное, Алексей Александрович, полюбил чужого ему ребенка – дочь Анны от Вронского.
Анна выздоровела, и Каренин как глава семейства опять взял на себя обязанность ее опеки и поддержки. Он так и не отпустил от себя жену, отказался от развода и не препятствовал более любви Анны и Вронского, хотя и не одобрял ее. В порыве душевного благородства Каренин не замечал очевидных вещей: что Анна, вынужденная жить с нелюбимым мужем, в разлуке с Вронским, прямо-таки, задыхалась в этой фальши, что от такого положения страдал и Вронский, любящий Анну и желающий соединить с ней свою судьбу. Каренин искренне не понимал, почему Анна так его ненавидит, почему она так нервна.
Каренин подбирал все новые объяснения своему нежеланию развода. Теперь он боялся, что развод погубит Анну. Анна, получив развод и по закону оставив сына отцу, соединится с Вронским в незаконном браке. Но когда со временем Вронский охладеет к ней и бросит ее со всеми вновь рожденными детьми, что будет с Анной? Куда она денется без средств к существованию? Анна, несомненно, будет искать новую любовную связь, нового мужчину, который бы ее содержал, т.е. она окончательно падет, и виновником этого будет он – Каренин, вовремя не остановивший свою жену на пути греха.
Что и говорить, большая доля здравого смысла в этих рассуждениях была (см. IV часть. Историческая справка (окончание). Семейный и женский вопросы в пореформенной России. Семейные отношения). Но, тем не менее, уже было достаточно много примеров того, как женщины, получив развод, соединялись, в пусть и незаконных браках, со своими любимыми и жили долго и счастливо. Кстати, сам же Каренин признает, что случаев развода «было очень много в самом высшем, ему хорошо известном обществе».
Так и продолжалось такое существование трех любящих и мучающихся людей вплоть до роковой развязки.
Честный, ответственный, самоуверенный человек, человек долга, Каренин совершенно потерял себя с изменой Анны и так и не восстановил душевного равновесия. Оказалось, что все эти годы до ее измены он жил в придуманном мирке, не имеющем ничего общего с настоящей жизнью. Он абсолютно не знал своей жены и не интересовался ею как личностью, не знал он и своего сына. Идеальный воображаемый мирок рухнул, Анна ушла, и Каренин остался один, потерянный, не знающий, что делать и как дальше жить. Все его существование, вся его связь с внешним миром, как оказалось, замыкались на Анне.
Получается, что именно Анна была главой семьи и настоящей хозяйкой дома. Несмотря на свой внушительный вид и внешнюю самоуверенность, Каренин был ведомым в этом тандеме. Потеряв Анну, он начал метаться, придумывая способы, как оставить ее возле себя и, главное, вернуть прежний уютный мирок.
Одинокий, слабый, растерявший всю свою самоуверенность, делающий глупости, Алексей Александрович «почувствовал себя столь потерянным, что не мог ничего сам решить, не знал сам, чего он хотел теперь, и, отдавшись в руки тех, которые с таким удовольствием занимались его делами, на все отвечал согласием».Такие руки нашлись в виде искренне любящей Каренина графини Лидии Ивановны, которая и стала вести все его домашние и семейные дела.
В разборах романа я часто вижу упреки «моралистов», что Анна-де разбила семью и разрушила жизнь Каренина. Не соглашусь с этим мнением: Анна разбила иллюзорный мир мужа, в котором ему удобно жилось, настоящей семьи, настоящих чувств и понимания у супругов Карениных не было. Но разбив этот иллюзорный мир и, конечно же, причинив мужу боль, Анна заставила его чувствовать по-настоящему: он узнал боль и страдания, но он понял, что такое настоящая любовь, сострадание и прощение. Какое-то время после болезни Анны он даже жил по велению своего сердца, а не только из поставленного себе долга, пусть делая глупости, допуская ошибки, вызывая насмешки, но он шел своим путем, искренне желая добра близким людям. В момент одного из таких порывов он даже, в конце концов, согласился на развод и передачу сына Анне.
Беда его была в том, что благородные порывы сменялись либо бездействием, либо, под влиянием других людей, совершенно противоположными действиями. Так произошло и в случае с разводом: под влиянием графини Лидии Ивановны и ее окружения он отрекся от своих слов и, в очередной раз, отказал Анне в разводе, впрочем, она его уже и не просила… Под воздействием все той же графини Лидии Ивановны он окончательно разрушил связь Анны с сыном, объявив Сереже о смерти матери и запретив Анне видеть его. В жизни Алексею Александровичу нужен был постоянный ведущий, теперь эту роль исполняла не очень умная, но искренне преданная ему Лидия Ивановна.
Дороги Анны и Каренина окончательно разошлись. Каждый жил своей жизнью: Анна с Вронским и дочерью, Каренин с сыном, полностью подчиняясь Лидии Ивановне. И все же после самоубийства Анны, после ее похорон Каренин забрал у Вронского дочь к себе на воспитание.
С одной стороны – это, несомненно, благородный поступок: девочка носила фамилию Каренина (т.к. Анна и Алексей Александрович так и не развелись), Каренин полюбил этого ребенка, он может дать девочке хорошее воспитание и образование, устроить ее судьбу. А с другой стороны – у маленькой Ани есть настоящий отец, не менее порядочный и состоятельный, чем Каренин. Он тоже мог бы вырастить и воспитать свою дочь, что он и желал сделать. Да и этот ребенок скрасил бы горе Вронского, примирил бы его с жизнью. Наверное, все-таки было бы лучше, правильнее, если бы девочка осталась у своего отца.
Каренин так и не научился отпускать от себя людей и давать им возможность идти своей дорогой, жить своей жизнью.
@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне