Глава 13.
Религия.
Религия.
(продолжение)
От религии к философии
Орфики
Представление о связи человека с богами усиливается и углубляется в Греции одновременно с распространением начал рационалистического мышления. Религией, прямо связывавшей человека с богом, была и религия Диониса.
читать дальшеДионис первоначально не входил в число олимпийских богов, культ его, видимо, пришел из Фракии и Малой Азии, и новое божество далеко не сразу утвердилось в греческом пантеоне.
Первоначально Дионис был олицетворением виноградарства и виноделия. Культ его, распространившись в Греции, сделался одним из самых популярных земледельческих народных культов.
Культ Диониса с самого начала имел оргиастический характер, но со временем это сгладилось и только тогда стало возможным зачислить его в ряды олимпийских богов.
Постепенно Дионис сравнялся для греков с самим Аполлоном, так что дельфийские жрецы, используя популярность нового народного культа, стали делить провозглашаемый ими священный год пифийских празднеств на две части (по полгода каждый): аполлонийскую и дионисийскую.
Впоследствии культ Диониса распространился за пределы Греции, в том числе попал в Рим.
Мы не знаем точно, каким образом и когда соединилась с культом Диониса идея бессмертия человеческой души, хотя, как пишет Геродот, уже фракийские племена, в частности геты, исповедовавшие культ Диониса, верили в бессмертие души.
Возможно, однако, эта идея, связанная с почитанием Диониса, обязана была своим происхождением секте так называемых орфиков, создавших своеобразную теогоническую и космогоническую систему представлений, основателем которой считался мифический поэт Орфей, сын музы Калиопы. Возникновение вселенной и богов орфики представляли себе так: бог Хронос создал из хаоса и эфира серебряное яйцо, из которого и вышел на свет бог Дионис, называемый также Эросом, или Метисом. Он породил Ночь, Землю и Небо; детьми Земли и Неба были Океан и Фетида, затем Крон и Рея; сын Крона Зевс добился власти над всеми богами и людьми, проглотив Диониса и впитав в себя его силу. От Зевса богиня Персефона произвела на свет новое божество — бога вина и радости Диониса, отождествляемого к тому же с древним местным греческим божеством Загревсом. После смерти, верили участники секты, человек после долгих превращений, переходов из одной сущности в другую, после суда, который отделит добрых от злых, сможет, наконец, соединиться с богом. Люди, учили орфики, происходят от титанов, уничтоженных Зевсом, поэтому в людях сочетаются два элемента: титанический — земной, низменный, и дионисийский — возвышенный, духовный. Сосуществованием этих двух элементов объясняется вечное противоборство тела и духа. Дионис помогает человеку, его духу, или душе, освободиться от титанического, телесного «гроба», в который душа до времени заключена. Чтобы достичь бессмертия и слияния с божеством, человек должен следовать определенным ритуалам, не есть мясного, участвовать в орфических мистериях.
Таким образом, с культом Диониса была связана идея спасения (как и у Элевсинских Мистерий Деметры*), подробнее см. в главке «Мифы, религиозные взгляды и течения, особенности верований Древней Греции»). Орфики, приняв культ Диониса и связав его с мифом о Загрее (Загревсе), которого растерзали титаны, но которого оживил Зевс в виде сына – юного Диониса, наградили его эпитетом спасителя. Этот умирающий и воскресающий бог и стал богом — спасителем людей (как восточные боги Осирис, Таммуз и др.).
Орфическая система взглядов, связывавшая человека с богом и сделавшая метафизику основой этики, достигла наивысшего расцвета в VI в. до н. э.
Если бы мысль древних греков остановилась на орфической теологии, пытавшейся объяснить мир исходя из религиозных верований орфиков, не родилась бы в Греции философия, а культурные достижения греков не превзошли бы того, чем славились народы Востока. Однако греческая культура вступила на путь рационалистического мышления, чему способствовал целый ряд исторических условий. Не было в Греции особой замкнутой жреческой касты, не было и устойчивых религиозных догматов, что облегчило отделение науки, философии от религии. Уже орфизм предпринял попытку «скорректировать» традиционное мифологическое видение мира — к той же цели устремились и первые философы. Знание восточной, прежде всего Вавилонской, математики и астрономии убеждало в том, что есть некоторые общие законы, повторяемость, регулярность в небесных и вообще природных явлениях. Мысль греческих мудрецов обратилась теперь к поиску конечной причины, первоосновы всего сущего. Такое направление поиска имело решающее значение для возникновения античной философии, родиной которой были греческие полисы VI в. до н. э.
Заслуживает внимания и соотношение религии и философии, родившейся в Древней Греции.
Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии — на интеллектуальное постижение.
Тем самым философия даёт дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.
Итак, VI век до н. э. увидел многочисленные мистические секты, прорицателей, чудотворцев, но он увидел и распространение рационалистических начал мышления и ионийской философии, о которой речь пойдет дальше.
____________________________________________________________________
*) Платон утверждал, что целью Мистерий являлось восстановление человеческой души в
ее изначальной чистоте, в давно утраченном совершенстве.
@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше