Глава 13.
Религия.

(продолжение)

От религии к философии
Орфики
Представление о связи человека с богами усиливается и углубляется в Греции одновременно с распространением начал рационалистического мышления. Религией, прямо связывавшей человека с богом, была и религия Диониса.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 13.
Религия.

Мифы и религии в древней Греции, а позже и в древнем Риме, вопросы религии в трудах Платона, переход от многобожия к единобожию, от язычества к христианству – все это очень интересно и требует отдельного, очень серьезного разговора. Тема эта обширна и глубока, поэтому рассмотрим ее не торопясь: от мифов и особенностей религии Древней Греции классического и более поздних периодов перейдем к некоторым философским вопросам, которые занимали умы выдающихся ученых античности, узнаем, как они решались, какое влияние эти концепции оказали на взгляды Платона, как повлияли на дальнейшее развитие религиозных учений. Затем поговорим о Платоне и его вкладе в становление идеалистической философии, влиянии его умозаключений на взгляды его последователей и раннехристианские учения. Этот разговор продолжится, когда мы будем узнавать о возникновении первых христианских общин, их становлении, распространении и преображении их учения в одну из самых влиятельных мировых религий – христианство.
Итак, начнем. Сначала – о мифах, богах и особенностях религиозных верований в Древней Греции.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 12.
Нравственные и моральные принципы.

(продолжение)

Опять-таки исходя из исторических реалий, нужно признать, что очень многие морально-нравственные принципы, утверждаемые Платоном, взяты им из конкретной, современной ему ситуации и являлись действующими на тот момент правилами, взглядами на жизнь античного человека. Как в исторической реальности, так и у Платона в его идеальном государстве существуют и неразрывные связи этических и эстетических норм, человека-гражданина и государства; и представление государства как живого организма, обладающего свойствами характера, присущими отдельному человеку, и поиск путей совершенствования государства через самосовершенствование; и утверждение незыблемости закона и требование привития гражданам привычку к законопослушанию; и высокомерное отношение к трудящимся массам (в реальности – к рабам и ремесленникам, у Платона – к третьему сословию и рабам) и к «варварам» и т.д.
Особое внимание хотелось бы обратить на обоснование Платоном не только допущения возможности, но и необходимости лжи правителей государства как неприятелю, так и своему собственному народу, при этом налагавшему запрет на обычного гражданина на использование им недостоверных (лживых) сведений, фактов и т.п.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 12.
Нравственные и моральные принципы.

Историческая справка
В конечном итоге нравственные и моральные принципы, устои, этика и культура определяют ментальность *) отдельного человека и общества в целом. Рассмотрим поподробнее, как закладывалась ментальность человека античной цивилизации, причины возникновения способа видения мира, определения своего места в нем. Может быть, в конце концов, это поможет нам понять менталитет, его истоки, первопричины и современного человека западноевропейского общества…

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 11.
Рабство.

Историческая справка
Для классической эпохи Древней Греции характерно еще одно важное явление: начало широкого распространения рабства. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Греческое общество классической эпохи делилось на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс. Раб рассматривается и законодательством, и общественным мнением как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 10.
Отношения с другими народностями, войны.

(продолжение)

Что ж, в своих рассуждениях об отношении граждан идеального государства, которое также является греческим, к другим народам или к своим воинам, военному делу Платон отталкивался от тех убеждений жителей Эллады, о которых мы говорили выше, в главке «Историческая справка». Во взглядах Платона на взаимоотношения эллинов с не эллинами в полной мере отразилась и концепция свой-чужой, где эллины являются носителями благородного начала – они любознательны, миролюбивы, едины, любят свою Родину, благородны на поле боя; варвары же обладают противоположными качествами: корыстолюбивы и воинственны. Мало того, интересно утверждение Платона о том, что эллины и варвары «по самой своей природе враги».

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 10.
Отношения с другими народностями, войны.

Историческая справка
Отношение древних греков к другим народам
Процесс национальной консолидации греков ознаменовался еще в архаическую эпоху (VIII – VI вв. до н. э.). Именно тогда утверждение почти повсеместно нового, античного рабовладельческого принципа, одновременно с ростом экономических, политических и культурных связей между греческими городами и воссозданием, в условиях цивилизации, древнего этнокультурного единства греческого народа привело к появлению более или менее осознанной оппозиции эллинства и варварства, оппозиции столь же национальной, сколь и социальной. Окончательно же эта оппозиция сформируется в ходе победы в греко-персидских войнах, более же всего - вследствие развернувшейся затем, особенно усилиями афинян, активной империалистической политики в сторону и за счет восточных соседей.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 9.
Законодательство, судебная система, полиция

(продолжение)

В диалоге «Государство» собственно о законодательстве, о законах, написано крайне мало. И это удивительно, ведь в Афинах, как мы увидели, в то время уже была достаточно разветвленная законодательная система, началось деление на гражданское и уголовное право.
Там была демократия, которая ставила закон выше власти и не допускала действий в политике, управлении, в судебной практике вне законов, помимо законов, без соблюдения строго установленных обычаем и законом процедур. Все это обеспечивало внутреннюю защищенность гражданской общины и государства, стабильность правопорядка. В скобках обратим внимание на то, что понятие «враг народа» и практика лишения гражданских прав пошли из тех самых демократических Афин.
Платон же, полностью поддерживая идею, что закон – превыше всего, все-таки больше тяготел к правовой системе Спарты – здесь: малое количество самих законов, отрицание частной собственности и уравниловка, очень простой механизм управления государством, провозглашение незыблемости законов и недопущение каких-либо изменений и дополнений в них. Кстати, обратим внимание на семейные отношения в Спарте и сравним их с тем, что предлагал в этой области Платон (см. Антиутопии – утопии – Платон. Часть 4. Платон "Государство". Глава 7. «Отношения между полами. Гомосексуальные отношения. Семейные и родственные отношения»). Надо ли говорить, что и в этом вопросе сходство налицо: общность жен, не только полный контроль государства над брачными отношениями, но и само устройство этих брачных отношений государством, разлучение детей и родителей и передача уже новорожденных под опеку государственных должностных лиц и т.д. и т.п.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 9.
Законодательство, судебная система, полиция


Историческая справка
В Древней Греции родилась политическая система античной демократии. В античной философии, праве были созданы шедевры, которые вошли в сокровищницу мировой культуры и являются частью современной жизни.

Хотя в Греции так и не возникла юридическая наука, и не произошло строгой фиксации правовых понятий, тем не менее, греческим юристам эллинистической эпохи удалось увеличить и усовершенствовать состав юридических формул.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 8.
Обучение, воспитание и образование.

(продолжение)

Платон
О правильном воспитании
«…в образцово устроенном государстве жены должны быть общими, дети — тоже, да и все их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле…

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 8.
Обучение, воспитание и образование.

Продолжаем наше исследование и от рассмотрения семейных и родственных отношений перейдем к проблемам развития, воспитания, обучения и образования потомства. Платон этому вопросу придавал самое серьезное значение; как всегда, он очень подробно расписал виды и способы обучения будущих стражников и правителей (т.е. представителей высших сословий) и тщательно обосновал свои взгляды. Более того, он изложил свои советы по применению теоретических выкладок по устройству «идеального государства» на практике в современных ему исторических условиях. А начать он предложил с того, что «…всех, кому в городе больше десяти лет, они (властители – подлинные философы – прим. моё) отошлют в деревню, а остальных детей, оградив их от воздействия современных нравов, свойственных родителям, воспитают на свой лад, в тех законах, которые мы разобрали раньше. Таким-то вот образом всего легче и скорее установится тот государственный строй, о котором мы говорили, государство расцветет, а народ, у которого оно возникнет, для себя извлечет великую пользу.» Эта цитата еще раз показывает, что Платон считал, что государство зиждется на «правильном» воспитании и образовании своих граждан, и начинать этот процесс нужно с самого рождения ребенка.
Взгляды Платона возникли не на пустом месте. Рассмотрим поподробнее методы воспитания и обучения, применяемые в Древней Греции в классическую эпоху.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 7.
Отношения между полами. Гомосексуальные отношения. Семейные и родственные отношения.

Читая Платона, сразу видишь, как по-разному он относится к гетеро- и гомосексуальным отношениям. Говоря о гомосексуальных отношениях, он употребляет слова «любовь», «любящий», «любимый», чего я не увидела в его рассуждениях об отношениях между мужчинами и женщинами. Связь мужчины с женщиной рассматривается только через призму необходимости получения здорового, полноценного потомства для государства. Рассуждения Платона о «полезных» браках, т.е. таких, где лучшие мужчины сходятся с лучшими женщинами для производства таких же высококачественных детей, настолько циничны, что прямым текстом проводится сравнение таких браков с выведением улучшенной породы скота.
читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 6.
Жизнь и быт простого человека

Историческая справка
Кое-что о частной жизни жителей Древней Греции классического периода, их быте и социуме мы узнали из предыдущей части (см. «Антиутопии – утопии – Платон», глава 5 «Искусство», «историческая справка»). А теперь узнаем поподробнее, как жил простой и не простой люд, чем питался, во что одевался, как лечился и т.д. Все это нам поможет понять не только идеи Платона о благоустройстве быта граждан его государства, но и последователей философа в их приверженности аскетичному образу жизни.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 5.
Искусство.

В проанализированных нами утопиях и антиутопиях об искусстве упоминается вскользь (разве что О. Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир» более подробно рассмотрел назначение искусства в новом мире и причины его отличия от классических образцов, вспомните диалог Дикаря с Главноуправителем см. «Антиутопии – утопии – Платон», часть 9 «Нравственные и моральные принципы», О. Хаксли «О дивный новый мир» и еще несколько эпизодов, о которых мы упомянем позже). Платон же эту сторону жизни граждан своего идеального государства стороной не обходит, более того, рассматривает ее со всех сторон очень тщательно и скрупулезно. Но выводы, которые он делает, и его рекомендации по использованию различных видов искусства в государстве и отношению к людям творчества просто обескураживают! Вот некоторые из них: необходима жесткая цензура мифологического творчества и полное единообразие всех излагаемых мифов, легенд, фактов, литературных описаний исторических событий и их оценки и т.п.; также допускается только очень ограниченный круг литературных жанров, поэты и живописцы из платоновского государства изгоняются (правда, надо заметить, что объяснения причин таких решений очень логичны, в государстве, которое выстроил Платон, проводить другую культурную политику просто нельзя).

Так откуда же у Платона, гражданина ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО общества такие взгляды на культуру? Опять обращаемся к истории.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 4.
Труд. Виды труда. Третье сословие.

Как я уже говорила, гораздо больше внимания Платон уделяет правящим сословиям – правителям-философам и стражникам. Низшим слоям – ремесленникам, земледельцам, торговцам, и тем более, рабам – посвящено всего несколько абзацев в этом обширном труде. Отношение к ним, прямо скажем, не самое уважительное, пренебрежение сквозит в каждой фразе, адресованной этим гражданам идеального государства.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 1.
Диалог «Государство»

(продолжение)

Ну а теперь, после общего знакомства с положениями диалога «Государство», перейдем непосредственно к анализу представленного там идеального, по платоновским меркам, государственного устройства.
читать дальше

Глава 2.
Основы государственного устройства и общества. Идеология.

Историческая справка
Представление о государстве как теле (sôma) характерно для античности, где даже человек представлялся в первую очередь неким телом, а не личностью в позднейшем смысле слова. Государство для греков — это обязательно полис, то есть небольшой город, территорию которого можно окинуть одним взглядом с городской стены, и прилегающие к нему деревни (чтобы дать представление о размерах греческого государства, укажем, что Платон считал оптимальным числом его граждан около 5 тысяч человек; естественно, в числе граждан не входили свободнорожденные женщины, рабы, иноземцы-метеки, поэтому реальное число жителей полиса было много выше).
читать дальше

Глава 3.
Государственное управление и устройство. Кастовость.

Историческая справка
Рассмотрим классическую эпоху истории Древней Греции, период расцвета афинской рабовладельческой демократии, охватывавший V–IV вв. до н.э., т.е. тот исторический отрезок, при котором и жил Платон.
читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 1.
Диалог «Государство»

Ну а теперь, перейдем к знакомству с одним из самых известных трудов Платона – диалогом «Государство».

«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя» (Платон)


Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает в афинской школе для своих учеников условия идеального государства.

Справедливое (идеальное) государство – одна из основных тем учения Платона. Она претерпевала изменения от момента несправедливого осуждения Сократа в Афинах и до конца жизни Платона. Теория идеального государства наиболее полно представлена Платоном в труде «Государство» и развита в «Законах». Именно в этих диалогах Платон четко продумал и письменно зафиксировал два своих грандиозных проекта: идеальное Государственное устройство и законодательство, которому «вряд ли когда-нибудь выпадет удобный случай для осуществления» («Законы»).

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Введение.
Платон (428/427 г. до н. э.- 348/347 гг. до н. э.)

Современная европейская философия, как и вся современная цивилизация, берет свое начало в Древней Греции. Греческая философия не только является фундаментом европейской, но также составляет её структуру и её существенное содержание: до сих пор европейские мыслители питаются греческим духовным наследием.

Платон является одним из самых величайших философов Древней Греции и до сих пор остается крупнейшим философом Западной Европы. Например, А. Уайтхед (британский математик, логик, философ, разработавший собственное платоническое учение) сказал: «Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону».

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 11.
Итоги

Итак, мы проанализировали 4 произведения: Т. Мор «Утопия» (1516), Т. Кампанелла «Город Солнца» (1602), Дж. Оруэлл «1984» (1949), О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932) и теперь подведем некоторые итоги.
При прочтении и сопоставлении этих четырех, по-моему, наиболее известных (или одних из наиболее известных) утопий и антиутопий складывается впечатление, что все авторы рассматривают и описывают одну и ту же модель государственного устройства; только это описание и рассмотрение идет с различных точек зрения, и, в зависимости от целей и задач автора, какие-то мелкие детали добавляются или убираются, что-то опускается, а что-то гиперболизируется, но в целом, эта государственная модель одна и та же – уж слишком большое сходство по ключевым позициям.
читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 9.
Нравственные и моральные принципы

А вот тут открываются очень интересные вещи. Как я уже упоминала ранее, во всех рассматриваемых государствах ликвидирована частная и личная собственность, все граждане равны, все трудятся на благо общества и ставят интересы государства выше своих частных интересов, при этом все охотно подчиняются принятым законам и все безмерно счастливы. Все граждане этих утопий и антиутопий любят свою общину, свое государство и своих начальников совершенно искренне и гораздо глубже, чем даже ближайших родственников –своих супругов (в тех обществах, где разрешены браки), родителей, детей.
читать дальше

Глава 10.
Религия

Во всех произведениях описываются верования и религии данных обществ. Все авторы приводят эти религии к единобожию, к безусловному его почитанию и отрицанию других верований. Кроме того, у всех авторов как бы наместниками Бога на Земле для граждан данных государств являются либо высшие должностные лица, так или иначе совмещающие конфессиональные и светские обязанности (у Кампанеллы, Оруэлла, Хаксли) либо священники, очень тесно связанные с представителями светской власти, практически состоя на государственной службе, этакие священнослужители-сексоты , (у Мора) [кстати, уже Мор говорил о возможности существования женщин-священников]. Отступник от принятой государственной веры наказывается тем или иным способом.
читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше