Глава 11.
Рабство.
Рабство.
Историческая справка
Для классической эпохи Древней Греции характерно еще одно важное явление: начало широкого распространения рабства. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Греческое общество классической эпохи делилось на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс. Раб рассматривается и законодательством, и общественным мнением как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек.
читать дальшеЗаконодательные реформы Солона 594-593 гг. до н. э. совершили решительный поворот афинского общества на античный путь развития. Именно по ним было запрещено кабальное рабство соотечественников, что тем самым переориентировало дальнейшее социально-экономическое развитие на рабство экзогенное*), существующее за счет ввозимых из-за границы покупных рабов-чужеземцев.
Этот опыт Афин стал нормою для греческого мира, во всяком случае, для большинства экономически и социально развитых общин. С этим было связано и другое - форсированная национальная консолидация греков, насколько, конечно, это допускалось их полисным партикуляризмом**).
Греко-персидские войны (499 до н. э. — 449 до н. э. с перерывами) оказали существенное влияние на социально-экономическое развитие Эллады. Особенно важным стал второй этап войны, когда греки одерживали победы и обращали в рабов многочисленных военнопленных. Цены на рабов падали, что позволяло людям среднего достатка приобретать их. Тем самым греко-персидские войны способствовали широкому распространению экзогенной формы рабства в Греции.
Именно утверждение почти повсеместно нового, античного рабовладельческого принципа, одновременно с ростом экономических, политических и культурных связей между греческими городами и воссозданием, в условиях цивилизации, древнего этнокультурного единства греческого народа привело к появлению более или менее осознанной оппозиции эллинства и варварства, оппозиции столь же национальной, сколь и социальной.
Греки были глубоко убеждены в своем коренном отличии от «варваров» и по природе своей, и по установлениям. Героиня драмы Еврипида (также Эврипид , 480 — 406 до н. э.) «Ифигения в Авлиде» искренне верит, что отдает свою жизнь за Элладу потому, что «у эллинов в обычае властвовать над варварами, а не у варваров — над эллинами: они — рабское племя, а эллины—свободные» .
В Древней Греции классического периода существовали две основные формы рабства: рабство типа илотии, засвидетельствованное не только в Спарте, но и в ряде других земледельческих областей, и рабство классического типа. Система классического рабства сформировалась в более или менее законченном виде в наиболее развитых торгово-ремесленных центрах Древней Греции (в частности, в Афинах).
____________________________________________________________________
*) Экзогенное рабство – в историографии существуют два понятия рабства: экзогенное и эндогенное. При экзогенном рабстве рабы и рабовладельцы принадлежат к разным народам, тогда как эндогенное рабство – это рабство соотечественников и граждан.
**) ПАРТИКУЛЯРИ́ЗМ, партикуляризма, мн. нет, муж. (от лат. particularis - частичный) (книжн., полит.). Стремление (отдельных частей государства) к обособлению в ущерб общегосударственным интересам.
Афины
При классическом рабстве (лучше всего известном на примере Афин) раб не только лишен собственности на орудия и средства производства, но и сам представляет «говорящее орудие» и как таковое полностью принадлежит своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничено. Дети рабынь назывались приплодом и также становились рабами. Рабы классического типа в Греции, как правило, не являлись ее уроженцами, их захватывали в других странах во время военных действий и пиратских набегов. Затем они поступали на невольничьи рынки, становясь живым товаром. Полис превращается в «машину», обеспечивающую господство рабовладельцев над рабами.
По приблизительным подсчетам (из-за отсутствия статистических материалов точные подсчеты невозможны) в Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения. Преобладали рабы-мужчины, занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь).
В Афинах преобладали мастерские с двумя-тремя рабочими; в некоторых же отраслях специфика производства и достигнутая степень разделения труда требовали большего количества производителей. По подсчетам современных исследователей, для нормального функционирования мастерской по переработке добытой в Лаврионе руды необходимо было в среднем 33 рабочих. Рабский труд в ремесленном производстве использовался гораздо шире, чем в сельском хозяйстве. В мастерских, как правило, работал сам хозяин-свободный с одним-двумя рабами. Рабы стоили недорого, и после двух-трех лет работы затраты окупались. Дорого платили только за обученных рабов, имевших какую-нибудь специальность. В больших мастерских работали почти исключительно рабы. Практически чисто рабским был труд в шахтах и мастерских по переработке руды – самых трудоемких отраслях хозяйства.
Спарта
В Спарте самым многочисленным классом были рабы (илоты), которых насчитывалось приблизительно около 220 000 чел. Положение илотов в Спарте значительно отличается от положения рабов в других античных государствах. Считают, что илоты - это завоеванное население, обращенное в рабство. Это государственные рабы, сидящие на земле, т. е. прикрепленные к ней и отдающие половину урожая государству. Следовательно, Спарта не знала частной собственности на рабов. Спартанцы сообща владели всеми рабами и всей землей. В Спарте в VI-V вв. до н.э. не существовало частной собственности на землю в том виде, в каком она существовала при развитой античной собственности. Купля-продажа земли, равно как дарение, считались незаконными. И только около 400 г. до н.э. эфор Эпитадей провел закон (ретру), по которому хотя и запрещалась купля-продажа земли, но зато разрешалось дарение и свободное завещание.
Всей совокупностью гражданских политических прав пользовалось сравнительно малочисленная группа спартанцев (спартиатов), обитавших в городе Спарта. Юридически спартанцы считались равными друг другу. "Равенство" спартанцев объясняется необходимостью держаться постоянно в боевой готовности, военным лагерем перед лицом рабов и зависимых периэков.
По существу, класс спартиатов был небольшой группой правящего класса, эксплуатировавшей рабов. Чтобы держать этих рабов в повиновении и беспощадно расправляться с рабскими восстаниями, нужна была определенная военная организация. Спартанцы уделяли огромное внимание созданию сильного и боеспособного войска. У них вся система воспитания была подчинена одной цели: сделать из граждан хороших воинов.
Спарта была рабовладельческим государством, но с сильными пережитками общинного быта. Основой экономики здесь было сельское хозяйство. Ремесло было развито крайне слабо. Необходимость держать в постоянном страхе и повиновении рабов, число которых в несколько десятков раз превышало число свободных, заставляла рабовладельцев всеми силами поддерживать дисциплину и единство в своей среде. Отсюда - стремление коллектива рабовладельцев искусственными мерами задержать рост частной собственности, предупредить накопление движимых богатств в одних руках, тенденция соблюдать уравнительность в среде этой организованной по военному ассоциации рабовладельцев.
Спарта во всем себя проявляла как государств реакционное и отсталое, как оплот консервативной рабовладельческой аристократии. Она славилась только великолепным для своей эпохи войском, да жесточайшим террором в отношении рабов-илотов, которых старалась держать в вечном страхе.
Платон
«— Прежде всего, насчет обращения в рабство: можно ли считать справедливым, чтобы эллины порабощали эллинские же государства, или, напротив, насколько возможно, не надо этого никому позволять и надо приучать щадить род эллинов из опасения, как бы он не попал в рабство к варварам?
— Именно так.
— Значит, и нашим гражданам нельзя иметь рабом эллина и другим эллинам надо советовать то же самое.
— Конечно. Таким образом, их усилия будут скорее направлены против варваров и эллины воздержатся от междоусобиц.»
(Комментарии по этой яркой цитате Платона, я думаю, излишни – тут полностью подтверждается концепция древних греков о своем превосходстве над «варварами» и признание справедливости экзогенной формы рабства . Средневековые и современные писатели же, в отличие от Платона, вводят порабощение не только граждан чужих народов, но и своих соотечественников. Так, Т. Мор за некоторые виды преступлений предлагает отдельных граждан Утопии отдавать в рабство, а у Дж. Оруэлла и О. Хаксли уже целые группы коренного населения практически находятся на положении рабов в своем государстве.
Все-таки, при всех своих недостатках, Платон более патриотичен, более впаян в государственную, полисную систему, у него более сильная идентификация с другими членами своего народа, в отличие от последующих утопистов и, особенно, антиутопистов, допускающих между гражданами одного государства разрушение консолидации, разобщение, переводящее, в конечном итоге, патриотизм в универсалистскую этику.
Но справедливости ради, надо заметить, что универсалистская этика, отвергающая патриотизм и полагающая, что человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством без изъятия, тоже родилась в Древней Греции. Философы Древней Греции – киники, стоики (V-IVвв. до н.э., представители эллинистической философии)–провозглашали принципиальное фронтальное отрицание и неприятие морального кодекса среднего индивида. Их этика «перечеркивала» общепринятые ценности и требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.
Концепция кинической добродетели сводилась к четырём положениям:
Натурализм, исходящий из приоритета природы; не из природы-максимума, а из природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления.
Субъективизм, основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п.
Индивидуализм, ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества, которое налагает на него чуждые ему и враждебные обязанности, индуцирующие чуждые ему свойства.
Эвдемонизм, предполагающий спасение и счастье в неимущести, умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей.
И уже киник Диоген первым описал себя как космополитa, то есть «гражданина мира».
Так что, начало разрушения консолидации народа, зачатки крайнего индивидуализма, и нигилизма тоже идут из Древней Греции.)
@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше