Глава 4.
Труд. Виды труда. Третье сословие.
Труд. Виды труда. Третье сословие.
Как я уже говорила, гораздо больше внимания Платон уделяет правящим сословиям – правителям-философам и стражникам. Низшим слоям – ремесленникам, земледельцам, торговцам, и тем более, рабам – посвящено всего несколько абзацев в этом обширном труде. Отношение к ним, прямо скажем, не самое уважительное, пренебрежение сквозит в каждой фразе, адресованной этим гражданам идеального государства.
читать дальшеВ размышлениях о роли сословий в государственном устройстве происходит постоянное их сравнение с различными свойствами души человека. Каждое сословие сопоставляется с одним из этих свойств, например, мудрость – руководство – олицетворена правителями-философами (как мало по-настоящему мудрых людей, так же малочисленна группа правителей), мощь – это стражники (воины), справедливость – когда каждое сословие занимается только своим делом и не переходит в другое сословие, не обращается к другим делам, не совмещает их. И только третье сословие (ремесленники, земледельцы, торговцы), занимающееся тяжелым, низменным трудом, не находит своего олицетворения в благородных свойствах души и, следовательно, требует постоянного руководства со стороны благородных и подчинения им: «…внести справедливость в душу означает установить там естественные отношения владычества и подвластности ее начал…» (Платон).
В. Виндельбанд (немецкий философ-идеалист) считает, что «крестьяне, ремесленники и торговцы являются для Платона гражданами низшего разряда; для государственной цели они не более чем средства и играют почти такую же роль, как рабы в античном обществе, именно роль трудящейся массы».
Образ жизни третьего сословия Платон освещал под углом зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п. Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества, Платон, тем не менее, выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно замкнутого, самодостаточного государства. Производственную деятельность земледельцев и ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность возвышения богатых над стражами. Преодоление в обществе имущественного расслоения - важнейшая социально-экономическая особенность идеального строя, отличающая его от всех остальных, порочных, государств. В последних "заключены два враждующих между собой государства: одно - бедняков, другое - богачей".
Историческая справка
В общем, такое отношение Платона к производителям материальных благ не удивительно, если опять-таки обратиться к истории Древней Греции.
Греческое общество классической эпохи делилось на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс. Раб рассматривается и законодательством, и общественным мнением как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек.
Прослойка свободной бедноты, занятая производительным трудом, была в каждом греческом полисе. Например, в ремесленных мастерских кроме рабов были заняты и свободные граждане. Из граждан состояла и основная масса производителей в земледелии, игравшем главную роль в экономике многих греческих полисов. Многие афинские граждане в годы правления Перикла использовались на строительных работах [Перикл (490—429 г. до н. э.) – афинский политический деятель, вождь демократической партии, знаменитый оратор и полководец. С 443 г. до н. э. стал во главе афинского государства. Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век)].
В большинстве греческих полисов земледельчество считалось почетным занятием. Только свободные граждане могли владеть земельным участком. В целях сохранения за гражданами этих участков государство часто вмешивалось в поземельные отношения. Аристотель сообщает о законах, которые запрещали продавать или закладывать основные наделы. В Спарте отчуждение земли было запрещено вплоть до начала IV в. до н.э. По одному из законов Солона в Афинах было запрещено неограниченное приобретение земель одним человеком.
В V в. до н. э. в Аттике преобладало мелкое крестьянское землевладение.
В афинское сельское хозяйство все шире проникают товарно-денежные отношения. На городских базарах постоянно торгуют вином, уксусом, растительным маслом, овощами, древесным углем, привозными продуктами.
Согласно распространенным в Греции взглядам, труд ремесленника почитался гораздо ниже труда земледельца. Ремесленничество считалось занятием, недостойным гражданина. Впрочем, жизнь вносила известные коррективы в эти представления. Некоторые профессии, требующие высокой квалификации и природных дарований, например занятия архитектурой, скульптурой и вазовой живописью, не считались позорящими свободного гражданина. Другие же профессии, например ремесло кожевника и т. п., рассматривались как недостойные. Этими ремеслами занимались преимущественно неграждане — метэки, периэки, вольноотпущенники и рабы.
Если во второй половине V в. до н. э. количество метэков в Афинах составляло около трети населения, то в конце IV в. до н. э. — уже почти половину свободного городского населения. Они играли все более видную роль в торговле и ремесленном производстве. Среди метэков, как и среди вольноотпущенников, встречалось много предприимчивых людей, которые, несмотря на свое неполноправное положение, наживали крупные состояния. Наиболее богатые метэки иногда получали право приобретения земельной собственности в Аттике.
Платон
«…в нашем государстве мы поручили его защитникам служить как сторожевым собакам, а правителям — как пастухам…
(О стражниках – прим. моё) …теперь жизнь наших защитников оказывается гораздо прекраснее и лучше, чем жизнь олимпийских победителей, как же сравнивать ее с жизнью сапожников, каких-то там ремесленников или земледельцев?!.
…- Если кто из воинов оставит строй, бросит оружие, вообще совершит какой-нибудь подобный поступок по малодушию, разве не следует перевести его в ремесленники или земледельцы?
— Очень даже следует…
…всего более способствует совершенству нашего государства то, что присуще там и ребенку, и женщине, и рабу, и свободному, и ремесленнику, и правителю, и подвластному, а именно: каждый делает свое, не разбрасываясь и не вмешиваясь в посторонние дела…
…Мы установили, что каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен… Но заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость…»
…Третье сословие должно произведениями своих занятий - земледелием, промыслами и торговлею, доставлять средства к содержанию прочих сословий…
…невозможно одному человеку с успехом владеть многими искусствами. Чтобы у нас успешное шло сапожное дело, мы запретили сапожнику даже пытаться стать земледельцем, или ткачом, или домостроителем; так же точно и всякому другому мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам: этим он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое, и достигнет успеха, если не упустит время…
…Почему, как ты думаешь, ставятся человеку в упрек занятия ремеслами и ручным трудом? Не потому ли, что, когда у человека лучшая его часть ослаблена, так что ему не под силу справиться с теми тварями, которые находятся у него внутри, он способен лишь угождать им? Как их ублажать – вот единственное, в чем он знает толк. ... Для того чтобы и такой человек управлялся началом, подобным тому, каким управляются лучшие люди, мы скажем, что ему надлежит быть рабом лучшего человека, в котором господствующее начало - божественное. Не во вред себе должен быть в подчинении раб, как это думал Фрасимах относительно всех
подвластных; напротив, всякому человеку лучше быть под властью божественного и разумного начала, особенно если имеешь его в себе как нечто свое; если же этого нет, тогда пусть оно воздействует извне, чтобы по мере сил между всеми нами было сходство и дружба и все мы управлялись бы одним и тем же началом.»
(легенда, выложенная Платоном для оправдания сословности в идеальном государстве, роли и месте каждого сословия, предназначенная для усвоения всеми гражданами государства – прим. моё)
«…Хотя все члены государства братья (так скажем мы им, продолжая этот миф), но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их — серебра, железа же и меди — в земледельцев и разных ремесленников. Все вы друг другу родственники, но большей частью рождаете себе подобных, хотя все же бывает, что от золота родится серебряное потомство, а от серебра — золотое; то же и в остальных случаях. От правителей бог требует прежде всего и преимущественно, чтобы именно здесь они оказались доблестными стражами и ничто так усиленно не оберегали, как свое потомство, наблюдая, что за примесь имеется в душе их детей, и, если ребенок родится с примесью меди или железа, они никоим образом не должны иметь к нему жалости, но поступать так, как того заслуживают его природные задатки, то есть включать его в число ремесленников или земледельцев; если же у последних родится кто-нибудь с примесью золота или серебра, это надо ценить и с почетом переводить его в стражи или в помощники. Имеется, мол, предсказание, что государство разрушится, когда его будет охранять железный страж или медный… мы же, снабдив этих наших земнородных людей оружием, двинемся с ними вперед под руководством правителей. Придя на место, пусть они осмотрятся, где им всего лучше раскинуть в городе лагерь, чтобы удобнее было держать жителей в повиновении в случае, если кто-нибудь не пожелает подчиняться законам, и отражать внешних врагов, если неприятель нападет…» (курсив мой)
(о философах и черни (толпе) – прим. моё)
«…сравнительно с любым другим мастерством она (философия – прим. моё) все же гораздо больше в чести, что и привлекает к ней многих людей, несовершенных по своей природе: тело у них покалечено ремеслом и производством, да и души их сломлены и изнурены грубым трудом; ведь это неизбежно…
— А посмотреть, так чем они отличаются от разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрел себе новый плащ и нарядился— ну прямо жених? Да он и собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью… Когда люди, недостойные воспитания, приближаясь к нему, ведут себя недостойно, какие, можем мы ожидать, родятся тогда намерения и мнения? Поистине они не заслуживают называться мудростью, поскольку в них нет ни подлинности, ни мысли.»
«Если ты найдешь для тех, кому предстоит править, лучший образ жизни, чем обладание властью, тогда у тебя может осуществиться государство с хорошим государственным строем. Ведь только в таком государстве будут править те, кто на самом деле богат — не золотом, а тем, чем должен быть богат счастливый: добродетельной и разумной жизнью. Если же бедные и неимущие добиваются доступа к общественным благам, рассчитывая урвать себе оттуда кусок, тогда не быть добру: власть становится чем-то таким, что можно оспаривать, и подобного рода домашняя, внутренняя война губит и участвующих в ней, и остальных граждан.»
(Да… как-то разочаровывает меня Платон. Все-таки от знаменитого философа, провозглашенного одним из «столпов» этой науки, я ожидала чего-то большего, чем отражение и оправдание современных ему исторических реалий. Как философ – он велик, как политолог – хорош, а как провозгласитель концепции нового – идеального – государства – увы… Впрочем, помня то, что он сам – потомок аристократического рода, эллин, коренной житель Афин, поборник монархического или аристократического государственного устройства, воспитанный на неприятии не эллинских, «варварских», устоев, обычаев, традиций (об отношении эллинов к варварам речь пойдет дальше) можно понять его отношение и к негражданам Эллады и к людям тяжелого физического труда. К сожалению, подняться выше своего сословия он сам так и не захотел и не смог. Эту же концепцию, как мы знаем, поддерживают все уже известные нам утописты и антиутописты. Во всех рассмотренных нами произведениях трудящиеся полностью и беспрекословно подчиняются своим правителям и вышестоящему начальству, все они, как у Платона, представлены обезличенной, не размышляющей, серой массой, живущей по предписанию и под надзором своих руководителей. Кстати, вспомним, что у Т. Кампанеллы соправителей главы государства называют Мощь, Мудрость, Любовь; есть должностные лица – Мужество, Щедрость, Целомудрие и т.д., т.е. идет прямой отсыл к платоновским философским аллюзиям. О них же нам напоминает и Дж. Оруэлл названиями своих министерств – Министерство Любви, Министерство Правды, Министерство Изобилия.)
@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше