Глава 5.
Послесловие. Ницше: судьба и философия (заметки читателя) (VI).

Ницше о классовой борьбе
Снисходительно-презрительно отзываясь о народе, считая эту массу «посредственностью» и «рабами», «деградирующим стадом», существующим только для удовлетворения нужд элиты – «благородных» («высших») людей; совершенно не зная ни жизни народа, ни его чаяний, Ницше, как всякий аристократ, больше всего боится народного возмущения. читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 5.
Послесловие. Ницше: судьба и философия (заметки читателя) (V).

«- Что, по-вашему, следовало бы сделать всемогущему, чтобы вы сказали: вот теперь мир добр и хорош?..
***
…раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди и таков наш мир…
***
…Взгляните, например, как устроено наше общество. Как радует глаз эта четкая, геометрически правильная система! Внизу крестьяне и ремесленники, над ними дворянство, затем духовенство и, наконец, король. Как все продумано, какая устойчивость, какой гармонический порядок! Чему еще меняться в этом отточенном кристалле, вышедшем из рук небесного ювелира? Нет зданий прочнее пирамидальных, это вам скажет любой знающий архитектор…
***
… - Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие…
***
- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.

- Сердце мое полно жалости. Я не могу этого сделать»
(А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом» Из разговора Руматы с Будахом).

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 5.
Послесловие. Ницше: судьба и философия (заметки читателя) (IV).

Всем известно резко отрицательное отношение Ницше к христианству, но философский взгляд, выраженный в ницшевском тезисе «Бог умер», был так же не оригинальной идеей мыслителя.
Великие немецкие философы Кант, Гегель, Фейербах практически провозгласили его еще до появления трудов Ницше. У них это означало, что религия исчерпала себя и уже не отвечает запросам времени.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 5.
Послесловие. Ницше: судьба и философия (заметки читателя) (III).

А как хорошо все начиналось! Перед вчерашним студентом Фридрихом Ницше, прекрасно образованным, несомненно, наделенным острым умом, незаурядным литературным даром и другими многочисленными способностями, открывались блестящие перспективы в выбранной им науке – классической филологии. В Бонне, а позже в Лейпциге Фридрих занимался у одного из лучших филологов Германии Фридриха Ричля, который видел в талантливом молодом человеке своего возможного преемника. Ричль рекомендовал своего лучшего 24-летнего студента на должность профессора. В письме-рекомендации он писал о подающем надежды Ницше: «Среди стольких дарований, развившихся на моих глазах в течение 39 лет, я не знал никого, кто в столь раннем возрасте обладал бы такой зрелостью, как этот Ницше. Если ему суждено долго прожить — дай Бог ему этого! — я предсказываю, что однажды он займет ведущее место в немецкой филологии. Сейчас ему 24 года: он крепок, энергичен, здоров. Силен телом и духом... Здесь, в Лейпциге, он стал идолом всего молодого филологического мира. Вы скажете, я описываю Вам феномен; что ж, он и есть феномен, и притом нисколько не в ущерб своей любезности и скромности».
Возможно, пророчества Ричля сбылись бы, если бы интерес Ницше не переключился с филологии на философию.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

читать дальше

@темы: любимые стихи

Глава 5.
Послесловие. Ницше: судьба и философия (заметки читателя) (II).

Один корнет задумал славу в один присест добыть в бою,
на эту славу, как на карту, решил поставить жизнь свою.
И вот, когда от нетерпенья уже кружилась голова,
не то с небес, не то поближе раздались горькие слова:
"Видите ли, мой корнет, очаровательный корнет,
все дело в том, что к сожаленью, войны для вас пока что нет!
Б. Окуджава «Песенка о несостоявшихся надеждах»


читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

18:16



Глава 5.
Послесловие. Ницше: судьба и философия (заметки читателя) (I).

« ...кто хочет прожить жизнь правильно, должен давать полнейшую волю своим желаниям, а не подавлять их, и как бы ни были они необузданны, должен найти в себе способность им служить (вот на что ему и мужество, и разум!), должен исполнять любое свое желание. Но конечно, большинству это недоступно, и потому толпа поносит таких людей, стыдясь, скрывая свою немощь, и объявляет своеволие позором и, как я уже говорил раньше, старается поработить лучших по природе; бессильная утолить собственную жажду наслаждений, она восхваляет воздержанность и справедливость - потому, что не знает мужества. ... Ты уверяешь, Сократ, что ищешь истину, - так вот тебе истина: роскошь, своеволие, свобода - в них и добродетель, и счастье (разумеется, если обстоятельства благоприятствуют), а все прочее, все ваши звонкие слова и противные природе условности, - вздор, ничтожный и никчемный!»
(слова Калликла в разговоре с Сократом из диалога Платона «Горгий»)
***
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны
;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
А.С. Пушкин Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831)


По размышлении о личности Ницше и его философии вставлю свои скромные пять копеек дилетанта. Естественно, что на взгляды человека и его мировоззрение огромное влияние оказывает его окружение, среда, образ жизни, характер, личностные качества и т.д. и т.п. Попробуем посмотреть на философию Ницше и его постулаты через призму некоторых фактов из его биографии.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Приложение
Ницше «Так говорил Заратустра»

(выдержки)
читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 4.
О книге Ницше «Так говорил Заратустра»

В 1883-1885 гг. в четырех выпусках появляется классический труд Ницше «Так говорил Заратустра». Мыслитель-поэт создал совершенно необычную книгу: философский трактат-поэму.
Об этой своей работе сам Ницше в письме другу говорил так: «...у меня есть предположение, что своим «Заратустрой» я в высшей степени улучшил немецкую речь... Обрати внимание, мой старый, милый товарищ, было ли когда-нибудь в нашем языке такое соединение силы, гибкости и красоты звука... Мой стиль похож на танец; я свободно играю всевозможными симметриями, я играю ими даже в моем выборе гласных букв». Он считал это произведение главной книгой и делил свое творчество на два периода: до «Заратустры» и после. Поклонники Ницше отмечают в нем необычайную игру слов, россыпи неологизмов, эквилибристику звуковых сочетаний, ритмичность, требующую не молчаливого чтения, а декламации; находят отсылы к Библии, Шекспиру, Лютеру, Гомеру, Гёте, Вагнеру и т.д. и т.п.; считают «Заратустру» неповторимым произведением, аналог которому вряд ли сыщется в мировой литературе.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

читать дальше

@темы: любимые стихи

Глава 3.
Философия Ницше и античность

Будучи студентом университета и, позже, профессором классической филологии, Ницше серьезно изучал античную эпоху и прекрасно ориентировался в этом вопросе.
Влияние античных авторов на мировоззрение и творчество Ницше несомненно, это отмечают все исследователи и биографы последнего. Ф. Ф. Зелинский, известный филолог-классик и антиковед, в своей работе «Фридрих Ницше и античность» прямо провозглашает «единство развития Ницше, как сына и проповедника античности, от первой до последней написанной им строки». Он отмечает, что стиль Ницше, полный символизма и метафор, взят у Гераклита; сам философ указывал на свою преемственность в эпиграмматическом стиле в прозе и в поэзии Саллюстия и Горация: «Мое понимания стиля, именно эпиграмматического стиля, проснулось почти мгновенно при соприкосновении с Саллюстием» или «В моих сочинениях, вплоть до Заратустры, найдут очень серьезное стремление к римскому стилю, к aere perennius. То же самое я испытал при первом соприкосновении с Горацием. До сих пор ни один поэт не доставил мне такого художественного восхищения, как горациевская ода, и притом с первых же дней». Но не только о художественных стилях идет речь в теме раскрытия связей Ницше с античностью.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Маяковский В.

Глава 2.
Распространение идей Ницше в Германии

«Комплекс идей, высказанный Ницше, явился основой многих реакционных философских учений конца XIX — первой половины XX в., что объяснялось в большой степени либо сознательным искажением его идей, либо их непониманием» (один из взглядов современных философов на учение Ницше).
читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Тютчев Ф. И.

Глава 1.
Фридрих Вильгельм Ницше.

Предыстория
Одной из самых известных и парадоксальных фигур философии Нового времени, несомненно, является Ф. Ницше. Профессиональные философы XIX века в штыки принимали новые произведения своего неординарного современника и даже отказывали ему в привилегии принадлежности к стану философов. До сих пор его творчество вызывает яростные споры даже среди людей далеких от философии, а уж о современных философах и говорить нечего – существует масса самых различных, диаметрально противоположных точек зрения на его труды и их толкований. Отношение к философии Ницше не было и не будет однозначным уже в силу противоречивости эпохи и самой его философии.
Несомненно одно - Ницше и сегодня один из наиболее цитируемых авторов. Многие философские направления в XX веке развивались под влиянием его идей и предсказаний.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Об Остапе Бендере знают все. Если кто и не читал произведений Ильфа и Петрова, то наверняка смотрел одну из многочисленных... экранизаций о похождениях Великого комбинатора. Известно, что Остап Бендер - образ собирательный. Однако прототип все-таки имелся, да еще какой! Звали его Осип Шор.
читать дальше

@темы: литература

На статью вдохновили герои романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Естественно, не человеческие персонажи этого литературного произведения, а те самые гамбсовкие стулья, из-за которых разгорелось столько страстей.



А знаете ли вы, что вдохновило писателей на этот труд? Да, это были настоящие гамбсовские стулья, обитые английским ситцем, стоявшие в редакции газеты «Гудок», где сидели знаменитые Илья Ильф и Евгений Петров, а также Валентин Катаев и Михаил Булгаков. И именно, В. Катаев предложить двум соавторам эти непролетарские стулья сделать героями будущего литературного произведения.

читать дальше

@темы: шкатулочка со всякой всячиной

Приложение II
К. Маркс о государстве и праве
В тезисной форме учение Маркса о государстве и праве выглядит следующим образом:
а) государство и право возникают одновременно в результате общественного разделения труда, обособления семьи, формирования классов и их противостояния;
б) государство и право - классовые по своей сущности явления и поэтому могут быть реализованы только в классовом обществе;
в) их развитие обусловливается, в конечном счете, экономическим правом (правом собственности), однако как элементы надстройки государство и право обладают относительной самостоятельностью и в свою очередь воздействуют на экономическую структуру общества;
г) государство и право - орудия классового господства, которые осуществляют и поддерживают всю систему этого господства;
д) государство творит право, право реализуется через государство - друг без друга они существовать не могут;
е) со сменой типов классового общества изменяется также тип государства и права;
ж) с исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают - такова их конечная историческая перспектива на основании теории классовой борьбы и обусловленной ею исторической закономерности, в соответствии с которой одни социально-экономические формации сменяются другими - более прогрессивными.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Приложения к главе 4 «Платон. Темная сторона. (II)»

Мы уже подробно рассмотрели модели идеальных государств (с точки зрения их авторов) Платона, Аристотеля, средневековых утопистов. Узнали, каким представлялся коммунизм как высшая стадия развития общественных отношений и наилучшая общественно-экономическая формация всего человечества (по утверждению марксистов) Ленину и его соратникам; а также каким они видели общество в переходный период от капитализма к социализму, т.е. во время диктатуры пролетариата. Сейчас же мы ознакомимся со взглядами на «идеальное» государство, концепцию государства как важнейшего социального института и комплекса взаимоотношений государства и человека знаменитых немецких философов – Гегеля, Маркса, Ницше.

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 4.
Платон. Темная сторона. (II)

2. Немецкая классическая философия и ее отдельные представители

Первые десятилетия XIX в. – это время расцвета немецкой классической философии, представленной, прежде всего работами Фихте, Шеллинга, Гегеля, но также и немецких романтиков.
Гегелевская философия, главными представителями которой являлись вышеназванные мыслители, обычно считается высшей точкой в развитии немецкой школы философского мышления, именуемой «спекулятивным идеализмом».

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

Глава 4.
Платон. Темная сторона. (II)

1. Платон и эпоха Романтизма в Германии

Итак, после периода спада интерес к Платону и его идеям возобновился в Германии в эпоху романтизма конца 18 – начала 19 вв. Романтизм (от французского слова romantique, которым обозначалось нечто таинственное, странное, нереальное) составил в истории философии целую эпоху. Немецкий романтизм «был одним из самых широких, грандиозных опытов критики буржуазной культуры»(1). Вопросы Романтизма оказались на пересечении философских, исторических, искусствоведческих, литературоведческих, юридических, политологических, экономических дисциплин. Все эти отдельные культурные «специальности» развиваются в постоянном взаимодействии друг с другом, представляя собой единую систему. В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель, Д.Юм, И.Кант, Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа – одно из одеяний Бога, «живое одеяние Божества»).

читать дальше

@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше