Глава 4.
Платон. Темная сторона. (II)
1. Платон и эпоха Романтизма в Германии
Итак, после периода спада интерес к Платону и его идеям возобновился в Германии в эпоху романтизма конца 18 – начала 19 вв. Романтизм (от французского слова romantique, которым обозначалось нечто таинственное, странное, нереальное) составил в истории философии целую эпоху. Немецкий романтизм «был одним из самых широких, грандиозных опытов критики буржуазной культуры»(1). Вопросы Романтизма оказались на пересечении философских, исторических, искусствоведческих, литературоведческих, юридических, политологических, экономических дисциплин. Все эти отдельные культурные «специальности» развиваются в постоянном взаимодействии друг с другом, представляя собой единую систему. В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель, Д.Юм, И.Кант, Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа – одно из одеяний Бога, «живое одеяние Божества»).
читать дальшеМногое из достижений романтизма унаследовал реализм 19 в. – склонность к фантастике, гротеск, смешение высокого и низкого, трагического и комического, открытие «субъективного человека».
Романтизм – культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.
Германию можно считать страной классического романтизма. Здесь события Великой французской революции 1789—1794 гг. были осознаны скорее в области идей. Общественные проблемы рассматривались в рамках философии, этики, эстетики. Воззрения немецких романтиков становятся всеевропейскими, оказывают влияние на общественную мысль, искусство других стран.
Заявляет о себе немецкое «романтическое» течение в философии и литературе.
У истоков романтизма стояли писатели и теоретики йенской школы (кружка романтиков университетского города Йены) – В.Г.Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А.Шлегели, В.Тик, к ним примыкали философы Фридрих Вильгельм Шеллинг и Иоганн Готлиб Фихте. К этому же поколению принадлежит поэт-романтик Ф.Гёльдерлин, не входивший в йенскую школу.
1799 г. стал важным для немецких романтиков: Фр. Шлегель опубликовал сочинение «Фрагменты», а Фр. Шлейермахер (1768 - 1834) – «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим».
В лекциях А.Шлегеля и в трудах Ф.Шеллинга концепция романтического искусства приобрела свои очертания. Йенцам же принадлежат и первые произведения романтического направления: комедия Тика «Кот в сапогах» (1797), лирический цикл «Гимны к ночи» (1800) и роман «Генрих фон Офтердинген» (1802) Новалиса.
Гейдельбергская школа – второе поколение немецких романтиков. Здесь заметнее проявился интерес к религии, старине, фольклору. Этим интересом объясняется появление сборника народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806–08), составленного Л.Арнимом и Брентано, а также «Детских и семейных сказок» (1812–1814) братьев Я. и В.Гримм. В рамках гейдельбергской школы оформилось первое научное направление в изучении фольклора – мифологическая школа, в основе которой лежали мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей.
Для позднего немецкого романтизма характерны мотивы безысходности, трагизма, неприятие современного общества, ощущение несовпадения мечты и реальности (Клейст, Гофман). К этому поколению относятся А.Шамиссо, Г.Мюллер и Г.Гейне, назвавший себя «последним романтиком».
*
Благодаря Шлейермахеру в конце 18 в. начинается переосмысление трудов Платона. Если ранее самого Платона рассматривали преимущественно как религиозного пророка и мистика, а его учение – в изложении Плотина, то теперь происходит открытие истинного Платона и начинается тщательное изучение его произведений. Этим занималось возникшее в то время антиковедение — историческая наука, посвятившая себя изучению античности (Вольф, Бек).
Переводы трудов Платона подтолкнули Шлейермахера к проблемам философской герменевтики (в то время – науки о правильном толковании текстов). Шлейермахер переходит от проблем толкования текстов к проблеме толкования всей культуры человечества и ее истории, исходя из рассмотрения объектов творчества человеческого духа. Он впервые говорит о том, что проблема понимания всегда присутствует в жизни человека и в обществе.
В последующий затем период великих идеалистических систем немецкой философии Платон оставался источником метафизических учений, воодушевлявших создателей новых смелых идей. В благоприятной атмосфере создания новых философских систем Платон был не просто философом, а «Философом с большой буквы».
Поставленные еще Платоном проблемы соотношения искусства и философии, искусства и науки, познавательных возможностей искусства и отношения его к истине в воззрениях романтиков, как впоследствии и в модернистский период, все более склоняются в сторону приоритета искусства в сравнении с другими формами знания.
Философское значение немецкого романтизма в наибольшей степени определяется интересом писателей, поэтов-романтиков к вопросам философии истории, к социально-политическим проблемам прошлого и современности, к эстетическим темам, к теории и методам творчества, в частности литературы. Важнейшим обстоятельством было непосредственное участие романтиков в философских дискуссиях своего времени. Кроме этого, Германия стала знаменита и своей музыкой, обработкой национального фольклора.
Ярким представителем той эпохи был Иоганн Вольфганг Гете (1749 – 1832) — немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1826).
Гете как великий поэт, истинный продолжатель романтизма, перенесенного из философии в поэзию, главная фигура литературного движения "Бури и натиска" 70 – 80-х годов оказывается в центре немецкой культуры. Начиная с первых своих произведений, он страстно выступал против устаревших художественных канонов за новаторство в искусстве. Вместе с тем, призыв к новаторству парадоксальным, но органичным образом объединялся у Гёте с поклонением античным идеалам красоты, что было вообще весьма характерно для культа античности, коему отдали дань многие выдающиеся деятели немецкой культуры – Винкельман, Шиллер, романтики, особенно Гельдерлин, Гегель и др.