Рабство
Такое явление как рабство существует во всех сравниваемых обществах. Средневековые писатели показывают классические формы рабства: рабами становятся либо военнопленные, либо свои же граждане, преступившие государственные законы (обратите внимание – у Т. Мора в рабство можно попасть, даже просто выехав из пункта постоянного проживания без разрешения вышестоящих начальников); используются рабы для самой черной и тяжелой работы и подвергаются жестокому обращению. Но при этом также в «Утопии» Т. Мора в отдельных случаях предполагаются условия для смягчения или прекращения рабства.
А вот ни у Дж. Оруэлла, ни у О. Хаксли ни о каком смягчении, а уж тем более прекращении рабства, хотя бы даже в редких случаях, и речи нет. Более того, в категорию рабов у данных авторов попадают уже не отдельные личности, а целые слои населения. Так, у Дж. Оруэлла мы с полным правом можем назвать рабами пролов (беспартийный пролетариат – прим. моё), ну а у О. Хаксли – это специально выведенные для тяжелой работы люди низших каст. Ни пролы (у Оруэлла), ни эпсилоны и другие группы Бокановского (У Хаксли) хлопот властям не доставляют по причине крайне низкого или вовсе отсутствующего интеллекта у их представителей. Всё их существование сводится только к удовлетворению самых примитивных потребностей в пище, сексе и развлечениях.
Партийный лозунг: «Пролы и животные свободны» (с заменой слова «пролы» на «эпсилоны» и др.), провозглашенный в романе «1984», прекрасно подходит к роману «О дивный новый мир» и ясно перекликается со сравнением рабов с дикими животными у того же Т. Мора в «Утопии».
читать дальше