XI

Союз Вронского и Анны (продолжение)

Л. Толстой vs союза Анны и Вронского (продолжение)
Но те моменты, на которые я обратила внимание, для Толстого – поэта патриархальности и потомственного аристократа являлись неприемлемыми в семейной жизни! Толстой-реалист показывает нам счастливых людей-созидателей новой эпохи, Толстой-моралист переворачивает все с ног на голову. Вспомним статью «Так что же нам делать?» и сравним ее положения с жизнью героев.
читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

XI

Союз Вронского и Анны (продолжение)

Л. Толстой vs союза Анны и Вронского
Итак, исторические реалии России второй половины XIXв. в вопросах развития семьи и положения женщин и взгляд на них писателя Толстого диаметрально противоположны.
читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

XI

Союз Вронского и Анны (продолжение)

Л. Толстой о женском и семейном вопросе.
Л. Толстой работал над «Анной Карениной» практически целое десятилетие: задуман роман был еще в феврале 1870г., начало написания приходится на 1873г., первая напечатанная часть вышла в 1875г., и, наконец, весь труд был завершен в 1877г. Роман издавался частями в журнале «Русский вестник» в течение трех лет (1875, 1876, 1877гг.), целиком исправленное и дополненное книжное издание вышло в 1878г. читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

XI

Союз Вронского и Анны (продолжение)
Историческая справка. Семья в пореформенной России.

Дворянская семья в пореформенной России
(по д-р ист. н. Веременко В. А. «Эволюция дворянской семьи в условиях модернизации России: вторая половина XIX - начало XX вв.»)

Дворянская семья в процессе своей эволюции во второй половине XIX-начале XX вв. прошла следующие этапы.
Первый – до начала 1860-х гг. – преобладающей формой был брак дворян «по сговору»; дворянская семья была достаточно стабильной структурой с крайне редкими случаями разъездов и разводов; внутрисемейное распределение обязанностей характеризовалось исключительным участием мужа в общественной деятельности и добыванием материальных средств, в сферу деятельности жены входило управление домашним хозяйством; родители играли эпизодическую роль в воспитании детей, осуществляя над ними самый общий контроль, а также организуя карьеру юноше и брачную партию девушке.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

XI

Союз Вронского и Анны (продолжение)
Историческая справка. Семья в пореформенной России.

Кризис патриархальной семьи второй половины XIXв. (окончание).
Что же явилось причиной всех перемен в семейных отношениях в пореформенной России? Ответ очевиден: установление нового, капиталистического, строя и связанные с ним бурные экономические и социальные преобразования.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

XI

Союз Вронского и Анны (продолжение)

Историческая справка. Семья в пореформенной России.
Кризис патриархальной семьи второй половины XIXв.
Все вышеизложенные примеры внебрачных связей красноречиво свидетельствуют о том, что в пореформенной России патриархальная семья с безусловным подчинением жены мужу и детей отцу приходила в упадок. Исследователи отмечают снижение количества законных браков, увеличение среди них доли браков, созданных по взаимной привязанности (т.н. «брак по любви»), а не по материальным, социальным, экономическим, карьерным и др. мотивам (т.н. «выгодный брак»), которые лежали в основе традиционного супружества. Старая и новая формы семейных союзов резко противопоставляются друг другу.
К.П. Победоносцев - обер-прокурор Синода - отмечал, что традиционный уклад семьи «начинает … переживать себя, патриархальные начала его уже не в силах устоять против начала личности, повсюду заявляющей свои требования, свое желание освободиться из среды семейного общения, которая уже становится для нее тесною».

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

XI

Союз Вронского и Анны (продолжение)

Итак, большая любовь Анны и Вронского, совместная борьба за счастье, полное взаимопонимание и поддержка друг друга во всех делах и начинаниях (в обустройстве поместья, хозяйственных делах, строительстве больницы и т.д.) неожиданно перерастают в неприязнь и подчас ненависть друг к другу. Почему такое произошло? Толстой ведет читателя к выводу: сам адюльтер – это безнравственная и неприемлемая форма отношений между полами, нарушающая божьи заповеди. Отсюда и вытекают все последующие несчастья, обрушившиеся на головы Анны и Вронского, – эти герои прямо-таки запрограммированы Толстым на трагедию.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

XI

Союз Вронского и Анны

Я заметила, что при анализе семейного вопроса, рассматривающегося в романе, в рецензиях и критических статьях разбираются только семьи Карениных и Левиных (как противоположности), иногда упоминается семья Облонских. Союз же Анны и Вронского критики обходят молчанием. А ведь он тоже представляет собой семейный, пусть и внебрачный, союз людей, живущих вместе и имеющих общую дочь. Он также интересен для рассмотрения, как и семья Левиных, и в них, при всех их различиях, много схожего. Более того, мне кажется, что Толстой противопоставляет именно эти две семейные пары – Левиных и Вронского с Анной. В сюжетной линии Анны и Вронского отчетливо видно все противоречие и борьба между Толстым-моралистом и Толстым-реалистом. В конце концов, Толстой-моралист в этой борьбе побеждает: он все-таки выводит свой роман к трагической, но, по-моему, абсолютно неоправданной концовке – самоубийству Анны. С самого начала запретной любви над союзом Анны и Вронского Толстым был подвешен дамоклов меч. Как нам уже известно, еще до написания романа Толстой-моралист поставил перед собой цель – осудить падшую женщину, причем сделать это должны были не читатели (их задача была пожалеть заблудшую), а Высший Суд посредством самой провинившейся (Анны), выносящей себе смертный приговор (см. главу V История создания романа).

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

X

Заметки читателя (окончание)

Итак, волей-неволей вливаясь в капиталистические отношения, Толстой, тем не менее, ненавидел как сам капитализм и новых буржуа, так и себя за «паразитический» образ жизни. В его очень непростой личности уживались и смиренный богоискатель, и патриархальный помещик, и народный защитник, и потомственный аристократ. Противоречивость его натуры видели многие, в том числе и старший сын, Сергей Львович, да и сам Л. Н. Толстой страдал от своей многоликости.
читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

X

Заметки читателя

Конечно же, можно сколько угодно иронизировать по поводу явных нестыковок в рассуждениях Толстого, подсмеиваться над его наивными мечтами и высказываниями. С высоты нашего времени легко заметить все его ошибки и заблуждения в отношении значения и развития наук, техники, искусств. Но не надо забывать, что Толстой (1828-1910) жил на стыке двух эпох – полуфеодальной крепостнической и капиталистической. На его глазах происходила индустриальная революция, стремительно рушился привычный патриархальный уклад, закладывались основы нового буржуазного общества, с новыми классами, знаниями, техникой, отношениями, моралью… Разорялось и уступало свои позиции дворянство, ему на смену приходил более циничный и прагматичный молодой класс буржуазии, темп жизни возрастал, все большую власть приобретали деньги, все более увеличивался разрыв между богатыми и бедными – прежний мир рушился... Любая смена эпох – это потрясение для человека, не стал исключением и Толстой, он так и не смог (и не захотел) вписаться в новый деловой, прагматичный капиталистический мир.

читать дальше
*

Историческая справка
В конце XIX в. в пореформенной России существовало несколько типов земельной аренды: так называемая, «бедняцкая» аренда, когда беднейшие крестьяне оплачивали ее отработками (разными видами работ) в помещичьем хозяйстве, была распространена также аренда за повинности, когда бедняки сдавали свои наделы в аренду богатым соседям с единственным условием - уплаты всех причитающихся с них платежей.
При недостатке денежных средств в деревне крестьянская арендная плата за землю уплачивалась помещику обусловленной долей урожая, т.н. издольщина. Разновидностью издольщины была испольщина, при которой арендная плата составляла половину урожая. Издольщина и испольщина являлись примитивными попытками приспособления к новым товарно-денежным отношениям.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

IX

(окончание)
Отступление. Л. Н. Толстой и «цивилизация» (часть III)


*

Кроме того, что блага цивилизации предназначены только для имущих классов и ложны по своей сути, они, как и медицина, еще и глубоко безнравственны, т.к. уготованы для удовлетворения материальных потребностей, потребностей тела, а не духа.
«Все, что мы называем культурой: наши науки и искусства, усовершенствования приятностей жизни,— это попытки обмануть нравственные требования человека; все, что называем гигиеной и медициной,— это попытки обмануть естественные, физические требования человеческой природы» (Л. Толстой «Так что же нам делать?» (1885)).
читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

IX

(продолжение)
Отступление. Л. Н. Толстой и «цивилизация» (часть II)

О техническом прогрессе, развитии промышленности и транспорта
Толстой не ограничивается противопоставлением антагонистических имущих и неимущих классов. Он ищет непримиримые противоречия даже между слоями трудящихся, а именно, сельским и городским трудовым населением.
читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

IX

(продолжение)
Отступление. Л. Н. Толстой и «цивилизация» (часть I)

Говоря об отношении Л. Толстого к «цивилизации», т.е. к техническому прогрессу, науке и культуре того времени, все исследователи отмечают его нетерпимость к новейшим достижениям в этих областях, его стойкое неприятие всех нововведений, неприкрытый сарказм по поводу научных открытий, бурно развивающихся новых отраслей промышленности и транспорта, современных веяний в искусстве и культуре.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

IX

(продолжение)
Отступление. Толстой о государстве и государственной власти. (часть VI)

От осторожного высказывания Блаженного Августина о споре града небесного с градом земным с последующей победой первого («…он [град небесный – прим. моё] не мог иметь с градом земным общих религиозных законов и был поставлен в необходимость вследствие этого спорить с последним, стал в тягость людям противоположного образа мыслей, подвергся их гневу, ненависти и преследованиям, пока, наконец, страхом своего многолюдия и всегдашней божественной помощью не обуздал дерзости своих врагов») Толстой приходит к категоричному умозаключению: «Учение мира и учение Христа были и всегда будут противны друг другу» (Л.Толстой «Суеверие государства» (1910)) (выделено мной).

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

IX

(продолжение)
Отступление. Толстой о государстве и государственной власти. (часть V)

Очень многие положения трактата Блаженного Августина отражаются в религиозно-философских работах Л. Толстого и его публицистике. Мы можем найти множество сходных моментов в отношении к «разбойничьему» государству, его судам, войнам, государственным служащим (правда, Л. Толстой с каждым годом высказывается по этим вопросам все резче и жестче, отходя от созерцательности и обобщенности, присущей Блаженному Августину).

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

IX

(продолжение)
Отступление. Толстой о государстве и государственной власти. (часть IV)

Можно смело утверждать, что в основе мировоззренческих и религиозных взглядов Л. Толстого лежит учение Блаженного Августина (354–430) (1), кстати, даже некоторые детали судеб этих титанов перекликаются. В молодости оба отдавались вихрю плотских удовольствий и наслаждений; постепенно придя к Богу, к христианству, «опростились»: Блаженный Августин раздает беднякам и распродает практически все свое имущество, он организовывает в Тагасте небольшую общину монастырского типа из шести человек. Три года, прожитые в Тагасте, полностью посвящены духовным занятиям: пост, молитва, добрые дела, размышления о Боге, беседы с друзьями и работа над книгами. Об опрощении Толстого также хорошо известно (подробнее о нем мы поговорим позже). И тот и другой проповедовали свое толкование христианского учения и Библии, строили собственные религиозно-философские системы и, в конечном итоге, стали величайшими мировыми пастырями человеческих душ и умов.
читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

IX

(продолжение)
Отступление. Толстой о государстве и государственной власти. (часть III)

Остро и неустанно критикуя капиталистическое общество и государство, Толстой приходит к выводу, что любое государство всегда является «учреждением для совершения постоянного насилия меньшинства над обманутым большинством». Умозаключение Толстого о его упразднении вполне согласуется с теориями социалистов, в первую очередь, с анархистским учением.
«Не может человек, живущий в Канаде или в Канзасе, в Богемии, в Малороссии, Нормандии, быть свободен, пока он считает себя (и часто гордится этим) британским, североамериканским, австрийским, русским, французским гражданином. Не может и правительство, призвание которого состоит в том, чтобы соблюдать единство такого невозможного и бессмысленного соединения как Россия, Британия, Германия, Франция - дать своим гражданам настоящую свободу, а не подобие ее, как это делается при всяких хитроумных конституциях, монархических, республиканских, или демократических. Главная и едва ли не единственная причина отсутствия свободы - лжеучение о необходимости государства. Люди могут быть лишены свободы и при отсутствии государства, но при принадлежности людей к государству не может быть свободы» (Л. Толстой «Суеверие государства» (1910)) (выделено мной).

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

IX

(продолжение)
Отступление. Толстой о государстве и государственной власти. (часть II)

Переход к бесклассовому обществу предполагался разными путями: каждая партия прокладывала свой.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

IX

(продолжение)
Отступление. Толстой о государстве и государственной власти. (часть I)

В своей публицистике 1880-90-х гг. Толстой пишет о частной собственности как о корне всего существующего в обществе зла и прямо называет деятельность всякого правительства, защищающего частную собственность, преступной.

В частной собственности на средства производства, в первую очередь, в поземельной собственности Толстой видит основу как экономического, так и политического неравенства. Лишение трудового народа его законного права на землю он считает причиной бедственного положения не только крестьян, но и рабочих. «Фабричное рабство», с его точки зрения, прямое и непосредственное следствие «земельного рабства». «Право на землю,— пишет Толстой,— подобно праву на дорогу, которую захватили разбойники и по которой не пропускают людей без выкупа».

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне

IX

(продолжение)
Отступление. Общественно-политические взгляды Л.Н. Толстого (часть III)

Итак, земля должна быть в руках только работающих на ней хозяев – крестьян и успешных помещиков. А что же Толстой думал о жизни рабочих фабрик и заводов? Что он предлагал им для ее улучшения? По этому вопросу интересна его статья «К рабочему народу» (1902), где писатель не только предлагает пути решения этой задачи, но и высказывает свое отношение к социалистическому учению, понимая его очень оригинально.

читать дальше

@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне