читать дальшеВ Третьяковке
(Автора не знаю)
Ну, что мне делать не прирученной,
Когда опять вести поручено
Два коллектива брадобреев
По Третьяковской галерее.
И я веду свою экскурсию
По удивительным по залам,
Где запорожцы пишут в Турцию,
И где грозят еще хазарам.
Где вырублены и где срублены
Хлыстовским срубом рамы врубелевы,
И где горят его полотнища,
Как изуверовские огнища.
И вдоль стрельцов и вдоль Березова,
Где за боярыней Морозовой
Глаза бабенок черномазых
Предвосхищают Карамазовых,
Где в праславянскую Америку
Играют Рюрики и Рерихи,
Где размалеванной малявою
Кружится красный холст Малявина.
Я объясняю и распутываю,
Устану за день и, расслабленная
Лаврушинским – в московский март,
В распутицу,
Где краски красочней прославленных.
***
Лешкова М.
Нам с тобой в Ленинград непременно бы надо
Напоследок напиться бы невской воды.
Да еще в заповеднике Летнего сада
Отшумевшего детства увидеть следы…
Там столетние липы торжественно строги,
И, сойдясь в заколдованном этом лесу,
Превращенные в мрамор герои и боги
По ночам оживают и пьют росу.
И туда, от решеток, окрашенных наново,
От Лебяжьей канавки, где нет лебедей,
Поводырь листопад по аллеям каштановым
Вечерами приводит усталых людей.
Вот и нас поведет ленинградская осень,
Как туристы пройдем, каблуками стуча…
Только, милый, – ни шагу по улице Росси!
Только, милый, – ни звука о белых ночах!
***
Разлука
Мальчишеским почерком, точным и кратким,
Заполнен листочек из школьной тетрадки.
Но в ящике синем не может согреться
В военную пору вчерашнее детство,
А запах вокзала тревожный и пряный…
Косматые клены багрово-багряны…
Снуют по перрону и жмутся по-лисьи
К озябшим девчонкам дрожащие листья.
Зовут за собою военные трубы…
Толпа оплывает – и нет уже лиц…
Решёткой дождя отгорожены губы
От девичьих губ и солёных ресниц…
***
Разлука (другой вариант)
Мальчишеским почерком,
точным и кратким,
Заполнен листочек из школьной тетрадки.
Но в ящике синем не может согреться
В военную пору вчерашнее детство.
Дождливая осень приносит детали:
Осины и клёны багряными стали,
Снуют по перрону
И жмутся по-лисьи
К озябшим девчонкам дрожащие листья.
Зовут за собою военные трубы
К защите родных рубежей и границ;
Решёткой дождя отгорожены губы
От девичьих губ и солёных ресниц.
И так захлебнулся свисток паровозный,
Такая на землю сошла тишина,
Как будто, прикрыв пулемётные гнёзда,
На миг призадумалась даже война.
***
А. Вознесенский
ПАРАБОЛИЧЕСКАЯ БАЛЛАДА
Судьба, как ракета, летит по параболе
обычно - во мраке и реже - по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
богема, а в прошлом - торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть
из Монмартра,
он дал кругаля
через Яву с Суматрой!
Унесся, забыв сумасшествие денег,
кудахтанье жен и дерьмо академий.
Он преодолел притяженье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
"Прямая - короче, парабола - круче.
Не лучше ль скопировать райские кущи?"
А он уносился ракетой ревущей
сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог -
параболой
гневно пробив потолок!
Идут к своим правдам, по разному храбро,
червяк - через щель, человек - по параболе.
Жила-была девочка, рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачеты сдавали.
Куда ж я уехал!
И черт меня нес
меж грузных тбилисских
двусмысленных звезд!
Прости мне дурацкую эту параболу,
Простывшие плечики в черном парадном...
О как ты звенела во мраке Вселенной
упруго и прямо - как прутик антенны!
А я все лечу,
приземляясь по ним -
земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно дается нам эта парабола!..
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
несутся искусство
любовь
и история -
по параболической траектории!
В Сибирь уезжает он нынешней ночью.
......................................................................
А может быть, все же прямая - короче?
1958
***
В. Шефнер
Фортуна
Все мы в чем-то виноваты,
И за это день за днем
Старый Рок, Судьба и Фатум
Судят всех своим судом.
Дарят горькие сюрпризы,
Шлют нам тысячи невзгод,
И хотят, чтоб маслом книзу
Падал каждый бутерброд.
Но не зря с улыбкой юной,
Без дорог и без орбит,
Бродит девочка Фортуна,
Беззащитная на вид.
Вдруг, забыв про все препоны,
Выручает нас шутя
Статистическим законам
Неподвластное дитя;
Обезвреживает раны,
Гонит хвори со двора,
Отклоняет ураганы
И спасает крейсера;
И отводит все напасти,
И отпетых бедолаг
Отоваривает счастьем
Не за что-то — просто так.
Чтобы меньше было плача
И нечаянных утрат,
Ходит девочка Удача.
Всех прощая наугад.
1978
***
Милость художника
На старинной остзейской гравюре
Жизнь минувшая отражена:
Копьеносец стоит в карауле,
И принцесса глядит из окна.
И слуга молодой и веселый
В торбу корм подсыпает коню,
И сидят на мешках мукомолы,
И король примеряет броню.
Это все происходит на фоне,
Где скелеты ведут хоровод,
Где художник заранее понял,
Что никто от беды не уйдет.
Там, на заднем убийственном плане
Тащит черт короля-мертвеца,
И, крутясь, вырывается пламя
Из готических окон дворца.
И по древу ползет, как по стеблю,
Исполинский червец гробовой,
И с небес, расшибаясь о землю,
Боги сыпятся — им не впервой.
Там смешение быта и бреда,
Там в обнимку — Чума и Война;
Пивоварам, ландскнехтам, поэтам —
Всем капут, и каюк, и хана.
…А мальчишка глядит на подснежник,
Позабыв про пустую суму,
И с лицом исхудалым и нежным
Поселянка склонилась к нему.
Средь кончин и печалей несметных,
Средь горящих дворцов и лачуг
Лишь они безусловно бессмертны
И не втиснуты в дьявольский круг.
1976
***
Н. Майоров
Творчество
Есть жажда творчества,
Уменье созидать,
На камень камень класть,
Вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звёзд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек,
Идти с собой, с своей эпохой вровень
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник,
Весь мир вместить в дыхание одно,
Одним мазком весь этот лес и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав,
Оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя всё так же мяли глину
И лучшего придумать не смогли.
1940
(Автора не знаю)
Ну, что мне делать не прирученной,
Когда опять вести поручено
Два коллектива брадобреев
По Третьяковской галерее.
И я веду свою экскурсию
По удивительным по залам,
Где запорожцы пишут в Турцию,
И где грозят еще хазарам.
Где вырублены и где срублены
Хлыстовским срубом рамы врубелевы,
И где горят его полотнища,
Как изуверовские огнища.
И вдоль стрельцов и вдоль Березова,
Где за боярыней Морозовой
Глаза бабенок черномазых
Предвосхищают Карамазовых,
Где в праславянскую Америку
Играют Рюрики и Рерихи,
Где размалеванной малявою
Кружится красный холст Малявина.
Я объясняю и распутываю,
Устану за день и, расслабленная
Лаврушинским – в московский март,
В распутицу,
Где краски красочней прославленных.
***
Лешкова М.
Нам с тобой в Ленинград непременно бы надо
Напоследок напиться бы невской воды.
Да еще в заповеднике Летнего сада
Отшумевшего детства увидеть следы…
Там столетние липы торжественно строги,
И, сойдясь в заколдованном этом лесу,
Превращенные в мрамор герои и боги
По ночам оживают и пьют росу.
И туда, от решеток, окрашенных наново,
От Лебяжьей канавки, где нет лебедей,
Поводырь листопад по аллеям каштановым
Вечерами приводит усталых людей.
Вот и нас поведет ленинградская осень,
Как туристы пройдем, каблуками стуча…
Только, милый, – ни шагу по улице Росси!
Только, милый, – ни звука о белых ночах!
***
Разлука
Мальчишеским почерком, точным и кратким,
Заполнен листочек из школьной тетрадки.
Но в ящике синем не может согреться
В военную пору вчерашнее детство,
А запах вокзала тревожный и пряный…
Косматые клены багрово-багряны…
Снуют по перрону и жмутся по-лисьи
К озябшим девчонкам дрожащие листья.
Зовут за собою военные трубы…
Толпа оплывает – и нет уже лиц…
Решёткой дождя отгорожены губы
От девичьих губ и солёных ресниц…
***
Разлука (другой вариант)
Мальчишеским почерком,
точным и кратким,
Заполнен листочек из школьной тетрадки.
Но в ящике синем не может согреться
В военную пору вчерашнее детство.
Дождливая осень приносит детали:
Осины и клёны багряными стали,
Снуют по перрону
И жмутся по-лисьи
К озябшим девчонкам дрожащие листья.
Зовут за собою военные трубы
К защите родных рубежей и границ;
Решёткой дождя отгорожены губы
От девичьих губ и солёных ресниц.
И так захлебнулся свисток паровозный,
Такая на землю сошла тишина,
Как будто, прикрыв пулемётные гнёзда,
На миг призадумалась даже война.
***
А. Вознесенский
ПАРАБОЛИЧЕСКАЯ БАЛЛАДА
Судьба, как ракета, летит по параболе
обычно - во мраке и реже - по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
богема, а в прошлом - торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть
из Монмартра,
он дал кругаля
через Яву с Суматрой!
Унесся, забыв сумасшествие денег,
кудахтанье жен и дерьмо академий.
Он преодолел притяженье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
"Прямая - короче, парабола - круче.
Не лучше ль скопировать райские кущи?"
А он уносился ракетой ревущей
сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог -
параболой
гневно пробив потолок!
Идут к своим правдам, по разному храбро,
червяк - через щель, человек - по параболе.
Жила-была девочка, рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачеты сдавали.
Куда ж я уехал!
И черт меня нес
меж грузных тбилисских
двусмысленных звезд!
Прости мне дурацкую эту параболу,
Простывшие плечики в черном парадном...
О как ты звенела во мраке Вселенной
упруго и прямо - как прутик антенны!
А я все лечу,
приземляясь по ним -
земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно дается нам эта парабола!..
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
несутся искусство
любовь
и история -
по параболической траектории!
В Сибирь уезжает он нынешней ночью.
......................................................................
А может быть, все же прямая - короче?
1958
***
В. Шефнер
Фортуна
Все мы в чем-то виноваты,
И за это день за днем
Старый Рок, Судьба и Фатум
Судят всех своим судом.
Дарят горькие сюрпризы,
Шлют нам тысячи невзгод,
И хотят, чтоб маслом книзу
Падал каждый бутерброд.
Но не зря с улыбкой юной,
Без дорог и без орбит,
Бродит девочка Фортуна,
Беззащитная на вид.
Вдруг, забыв про все препоны,
Выручает нас шутя
Статистическим законам
Неподвластное дитя;
Обезвреживает раны,
Гонит хвори со двора,
Отклоняет ураганы
И спасает крейсера;
И отводит все напасти,
И отпетых бедолаг
Отоваривает счастьем
Не за что-то — просто так.
Чтобы меньше было плача
И нечаянных утрат,
Ходит девочка Удача.
Всех прощая наугад.
1978
***
Милость художника
На старинной остзейской гравюре
Жизнь минувшая отражена:
Копьеносец стоит в карауле,
И принцесса глядит из окна.
И слуга молодой и веселый
В торбу корм подсыпает коню,
И сидят на мешках мукомолы,
И король примеряет броню.
Это все происходит на фоне,
Где скелеты ведут хоровод,
Где художник заранее понял,
Что никто от беды не уйдет.
Там, на заднем убийственном плане
Тащит черт короля-мертвеца,
И, крутясь, вырывается пламя
Из готических окон дворца.
И по древу ползет, как по стеблю,
Исполинский червец гробовой,
И с небес, расшибаясь о землю,
Боги сыпятся — им не впервой.
Там смешение быта и бреда,
Там в обнимку — Чума и Война;
Пивоварам, ландскнехтам, поэтам —
Всем капут, и каюк, и хана.
…А мальчишка глядит на подснежник,
Позабыв про пустую суму,
И с лицом исхудалым и нежным
Поселянка склонилась к нему.
Средь кончин и печалей несметных,
Средь горящих дворцов и лачуг
Лишь они безусловно бессмертны
И не втиснуты в дьявольский круг.
1976
***
Н. Майоров
Творчество
Есть жажда творчества,
Уменье созидать,
На камень камень класть,
Вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звёзд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек,
Идти с собой, с своей эпохой вровень
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник,
Весь мир вместить в дыхание одно,
Одним мазком весь этот лес и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав,
Оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя всё так же мяли глину
И лучшего придумать не смогли.
1940
@темы: любимые стихи