2.Отсутствие фигуры Штокмана, этого проводника революционных идей на хуторе, и попытки вообще избежать революционную тематику в фильме привели к несуразице: правда Митьки Коршунова была озвучена и оправдана, а появление Мишки Кошевого и его правда – нет. Почему возник М. Кошевой, стоящий за красных, почему за ними пошли многие донские казаки, почему Григорий Мелехов служил у них? На эти вопросы С. Урсуляк ответа не дает. Как не отвечает и на другие вопросы: а как Григорий оказался в рядах восставших против Советов, и по каким причинам они восстали?
А ведь именно вопросы поиска правды, правды единственной, принимаемой всеми сторонами конфликта, и составляют суть произведения и заставляют метаться Григория Мелехова.
читать дальшеПравда Белой Армии известна: скинуть власть большевиков и вернуть монархию, либо установить конституционную монархию, либо парламентскую республику по европейскому образцу (единого мнения насчет последующего государственного устройства у лидеров Белого движения не было). Казачеству было обещано сохранение самостоятельности при формировании собственных органов власти и вооружённых формирований.
Правда большевиков звучала как «вся власть Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», с 1918г. добавление – «и казачьих депутатов».
Была и своя, отдельная, правда большого количества казаков, населявших Область Войска Донского. Ее хорошо описал М. Шолохов словами казака Изварина:
« (он) покоряюще красиво рисовал будущую привольную жизнь на родимом Дону - когда
править будет державный Круг, когда не будет в пределах области ни одного русака и казачество, имея на своих правительственных границах пограничные посты, будет как с равными, не ломая шапок, говорить с Украиной и Великороссией и вести с ними торговлю и мену.
…
- Я не мыслю самостоятельного и обособленного существования одной Донской области. На основах федерации, то есть объединения, мы будем жить совместно с Кубанью, Тереком и горцами Кавказа. Кавказ богат минералами, там мы найдем все.
- А каменный уголь?
- У нас под рукой Донецкий бассейн.
- Но ить он принадлежит России!
- Кому он принадлежит и на чьей территории находится - это еще вопрос спорный. Но даже в том случае, если Донецкий бассейн отойдет России, мы очень мало теряем. Наш федеративный Союз будет базироваться не на промышленности. По характеру мы - край аграрный, а раз так, то для того, чтобы насытить нашу небольшую промышленность углем, мы будем закупать его в России. И не только уголь, но и многое другое нам придется покупать у России: лес, изделия металлической промышленности и прочее, а взамен будем снабжать их высокосортной пшеницей, нефтью.
- А какая нам выгода отделяться?
- Прямая. Прежде всего избавимся от политической опеки, восстановим свои уничтоженные русскими царями порядки, выселим всех пришлых иногородних. В течение десяти лет, путем ввоза из-за границы машин, так поднимем свое хозяйство, что обогатимся в десять раз. Земля эта - наша, кровью наших предков полита, костями их удобрена, а мы, покоренные
Россией, защищали четыреста лет ее интересы и не думали о себе. У нас есть выходы к морю. У нас будет сильнейшая и боеспособнейшая армия, и не только Украина, но Россия не осмелится посягнуть на нашу независимость!»
Не были казаки-приверженцы этой правды ни за белых, ни за красных, ни за монархию, ни за рабоче-крестьянскую власть:
«У большевиков своя программа, свои перспективы и чаяния. Большевики правы со своей точки зрения, а мы со своей. Партия большевиков, знаешь, как именуется? Нет? Ну, как же ты не знаешь? Российская социал-демократическая рабочая партия! Понял? Рабо-чая! Сейчас они заигрывают и с крестьянами и с казаками, но основное у них - рабочий класс. Ему они несут освобождение, крестьянству - новое, быть может, худшее порабощение. В жизни не бывает
так, чтобы всем равно жилось. Большевики возьмут верх - рабочим будет хорошо, остальным плохо. Монархия вернется - помещикам и прочим будет хорошо, остальным плохо. Нам не нужно ни тех, ни других. Нам необходимо свое, и прежде всего избавление от всех опекунов - будь то Корнилов, или Керенский, или Ленин. Обойдемся на своем поле и без этих фигур. Избавь, боже, от друзей, а с врагами мы сами управимся.
- Но большинство казаков за большевиков тянут... знаешь?
- Гриша, ты, дружок, пойми вот что - это основное: сейчас казаку и крестьянину с большевиками по пути. Знаешь почему?
- Ну?
- Потому... - Изварин крутил носом, округляя его, смеялся: - Потому, что большевики стоят за мир, за немедленный мир, а казакам война вот где сейчас сидит!
…
- Поэтому казаки пахнут большевизмом и шагают с большевиками в ногу. Но-о-о, как толь-ко кон-чит-ся вой-на и большевики протянут к казачьим владениям руки, пути казачества и большевиков разойдутся! Это обоснованно и исторически неизбежно. Между сегодняшним укладом казачьей жизни и социализмом - конечным завершением большевистской революции - непереходимая пропасть...».
Вот эта казацкая сепаративная, самостийная правда и не давала Григорию покоя, мешала окончательно принять веру или большевиков или белогвардейцев. Жаль, что в фильме казацкая правда прозвучала в очень урезанном, невнятном виде, не помогая понять мировоззрение Григория, а другие правды и их сшибка не были отражены и вовсе.
Несмотря на то, что Область Войска Донского была одной из административно-территориальных единиц в Российской империи, управлялась она по особому положению.
Ощущая эту свою особую сословность, некую кастовость, чувствуя себя отдельным народом со своими обычаями, традициями, укладом, казаки не хотели сливаться ни с русскими – «мужиками», ни с украинцами – «хохлами». Между ними часто возникали стычки, переходя в рукопашные бои с большой кровью со всех сторон (как у Шолохова в сцене драки казаков с хохлами на мельнице).
Не допуская в свою среду «иногородцев» - инородцев и иноверцев, живя в замкнутом анклаве и со своей колокольни презирая «мужиков » и «хохлов», казаки в своей массе не обладали широтой кругозора, не видели за своим достаточно узким, ограниченным мирком широкого внешнего мира, не ведали истории своего происхождения.
И тут фигура Штокмана опять как нельзя кстати: ведь, именно он, по Шолохову, знакомил казаков с их же историей, объясняя их кровную связь с русским народом, расширяя горизонты их местечкового мировоззрения. И если вначале казаки с недоверием и презрением отнеслись к словам Штокмана: «Ишь поганка, в мужиков захотел переделать!», то позже часть казаков приняла его правду и пошла за ним.
Ничего этого в фильме показано не было, а зря, т.к. поиск единственной правды, своего места в жизни и составляет главную причину метаний Григория.
В своих интервью С. Урсуляк говорил о том, что он снимает фильм для молодежи, и здесь бы Штокман ему помог: просветил бы современную молодежь в вопросах истории казачества и сделал бы проблему донского казачества начала XXв. более понятной.
@темы:
история,
разговоры, споры, обсуждения,
Режиссер С. Урсуляк и его фильмы