воскресенье, 18 декабря 2011
Творческая деятельность Сальвадора Дали
Дали – архитекторТеатр-Музей в Фигерасе«Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.»
Сальвадор Дали
«Музей — вот цитадель кретинизации. Посетители мечутся, картины висят, таблички перепутаны, искусствоведы что-то там исследуют, психоаналитики выясняют, когда я был на грани помешательства, а когда за гранью… Обворожительное зрелище!»
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали родился в Фигерасе – небольшом провинциальном городке испанской Каталонии с узкими улочками и церквушками. Напротив церкви, в которой Дали крестили, и где он принимал первое причастие (в ней же его потом и отпевали), стоял театр, построенный в 1847 году. В вестибюле этого театра в 1919г. состоялась выставка художников, на которой 15-летний живописец впервые представил две свои работы; тогда он страстно увлекался импрессионизмом, а затем кубизмом и футуризмом, лихорадочно выхватывая сведения о новостях в искусстве из парижских журналов. Возможно, что сочетание театрального интерьера и живописи оставило неизгладимый след в памяти художника и положило начало стремлению Сальвадора Дали соединить свое творчество с театром.
читать дальшеВо время Гражданской войны в Испании (1936-1939гг.) старый театр, как и весь город, подвергся жестоким бомбардировкам. В 1950-х гг. чета Дали возвратилась из Америки, чтобы обосноваться в своем домике в Порт-Льигате. Несмотря на сложившиеся неприязненные отношения между супругами и жителями Фигераса (к Дали там относились как к эксцентричному полубезумцу, а к Гала и того хуже — она часто публично заявляла о своей нелюбви к Фигерасу), в октябре 1960 г. новоизбранный мэр города Рамон Гуардьола Ровира попросил Дали подарить одну из его картин местному краеведческому музею (музей Ампурдан). Просьбу мэра к художнику поддержал их общий друг фотограф Мелито Казальс, которого Дали заверил в том, что подарит родному городу не просто картину, а целый музей.
До означенных событий, в 1954г. в Милане прошла Выставка картин, рисунков и ювелирных работ Сальвадора Дали. Королевский дворец, в котором она состоялась, еще хранил следы бомбардировок, и это натолкнуло Дали на мысль использовать как выставочное помещение для своих работ обгоревшие стены муниципального театра в его родном Фигерасе.
8 августа 1961 года Дали оповестил общественность Фигераса о своем желании построить музей в лежащем в руинах уже четверть века городском театре Принсипаль. В том же году процесс создания Театра-Музея начался. Почин был отмечен множеством мероприятий: корридой со взрывом гипсовой модели быка по ее окончании, праздничным фейерверком, вручением «Фигового листка» - высшей награды мэрии города и проч. Празднество длилось весь день, а вечером, выступая в разрушенном Муниципальном театре, Дали обнародовал свое представление о будущем этого здания.
Идея создания Театра-Музея в Фигерасе, как и основная концепция его наполнения, безраздельно принадлежит самому Дали. Художник дал волю своей фантазии: театр был перестроен в типичный абсурдный храм сюрреализма.
Строился Музей 14 лет. На все необходимые работы ушла большая часть состояния Дали, немалого к тому времени, а также выделенные испанским правительством субсидии и пожертвования многих его друзей. Так как отчетность составлялась только по расходам государственных денег, общая сумма затраченного осталась неизвестной.
Сначала музей был прижизненным памятником неординарной личности великого мистификатора и его домом. Впоследствии Театр-Музей стал мавзолеем.
*
Строительство музея началось с сооружения так называемого «геодезического» купола Ричарда Бакминстера Фуллера – пространственной стальной сетчатой оболочки из прямых стержней – возведенного архитектором Эмилио Пересом Пиньеро над пространством сцены. Этот сферический купол стал эмблемой и города, и музея. Другим узнаваемым элементом внешнего оформления музея является карминно-красная стена, инкрустированная золотистыми караваями, с вереницей белоснежных яиц наверху. Их же мы видим и на карнизе башни Галатеи, названной так в честь жены художника. Эти гигантские яйца напоминают о знаменитом персонаже сказки Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье» – Шалтае-Болтае.
В центре фасада музея — водолаз в шлеме, символ постоянного ныряния Дали в подсознание. По балконам расположены женские фигуры, в торсах и животах которых пробиты отверстия в форме амеб — точно так же, как пробито тело кормилицы в картине «Отнятие от груди, питающей мебелью-кормом».
1. Дали. Памятник каталонскому философу Франсеску Пужолю у входа в Театр-Музей
2. Водолаз в скафандре, символизирующий погружение в подсознание.
(Как-то Дали предложили прочесть лекцию, тот жутко стеснялся и не мог выступить перед аудиторией. Доктор посоветовал ему мысленно надеть на себя непроницаемый для людских взоров костюм. Дали решил последовать совету буквально, и пришел читать лекцию в водолазном скафандре. Эта лекция - выступление на Всемирной выставке сюрреализма в Лондоне в 1936г.)
Рядом с водолазом - две фигуры с батонами хлеба и костылями.
Все здание Театра-Музея – это фантасмагория пространств, смешение стилей и эпатаж. Номинально оно имеет три этажа, но высокий первый распадается на дополнительные уровни, что фактически превращает здание в шестиэтажное, все уровни и марши лестницы превращены в отдельные залы.
Прежний зал театра теперь находится под открытым небом, а его стены ободраны до голого кирпича. Из арок, которые раньше вели в ложи, теперь виден внутренний двор. Дали превратил его центральную часть в сад, в самой середине которого припарковал один из своих наиболее успешных сюрреалистических объектов — «Дождевое такси». Эта третья и последняя его версия использует один из черных «Кадиллаков» Дали — возможно, тот самый, первым владельцем которого был Аль Капоне. Позади автомобиля находится поднятая на большую высоту яркая желтая рыбацкая лодка Галы — та, в которой она устраивалась с молодыми рыбаками во время ее долгих послеполуденных часов любви на небольших пляжах и в пещерах мыса Креус. Если смотреть на этот сад и все патио сверху, то их окаймляет бордюр из умывальных раковин, символизирующих очищение.
Сцена театра-музея перекрыта большим геодезическим куполом и в результате всегда залита светом. Дали нарисовал здесь постоянный задник - своего рода фон, на котором развёртывается экспозиция, - изобразив с этой целью бюст мужчины. В его груди сделана тяжелая распахнутая дверь, через которую можно бросить взгляд на изумрудный остров со знакомыми утесами и линиями кипарисов. Имеются здесь и арены для боя быков- причем принесенного в жертву быка уносят на еще одном из знакомых символов Дали, рояле, и его сопровождает свита прелатов, воспроизводя тем самым дух и настроение "Воскрешения мертвых". На алтаре Дали написал "мягкого", растекающегося Христа - замученного и распятого.
Вид на внутренный двор-сад под открытым небом.
Общий вид на скульптурную композицию "Дождливое такси"1.

2.

3.
4.

5.

6.
7.

1.-2. Лодка Гала. (Под килем лодки - имитация капель воды (сделаны из презервативов, наполненных синей краской)).
3. Композиция "Дождливое такси" - скульптурная группа с кадиллаком.
4.-7. Виды внутреннего дворика
Смежная со сценой комната известна под названием «Сокровищница» — здесь располагаются самые важные картины. На втором этаже — гостиная. Вероятно, это та комната, где Дали в пятнадцатилетнем возрасте впервые выставлял свои картины. Ее потолок превращен в небо, подпираемое нарисованными Дали и Галой.
Некоторые залы и экспозиции Театра-Музея
Музей открылся в 1974 году, но достраивался до середины 1980-х гг. Он рос и развивался, как живой организм: Дали менял и дополнял экспозицию до самой своей смерти в 1989 году. В 1981 году Дали получил в свое распоряжение башню «Горгота», примыкающую к главному зданию театра и составляющую часть старинных городских стен Фигераса. Он переименовал ее в башню «Галатея» и занялся ее реконструкцией, чтобы расширить музей. Музей стал последним шедевром и абсолютным венцом творчества Дали.
Сегодня, говоря о нынешнем Театре-Музее Дали, мы имеем в виду два четко различающихся выставочных комплекса.
Первый создан на основе старого муниципального театра, построенного в XIX веке архитектором Рока-и-Бросом и сгоревшего 19 февраля 1939 года (пожар случайно устроили солдаты марокканцы франкистской армии). Здание было превращено в Театр-Музей в соответствии с замыслом и проектом самого Дали и являемся единым художественным произведением, в котором каждая деталь служит неотъемлемой частые целого. Эта авторская работа сохраняется в нетронутом виде.
Второй комплекс образован залами, присоединенными к зданию муниципального театра в ходе различных расширений: здесь и подземная часовня-крипта (Дали пожелал быть похороненным под куполом своего музея), и залы Башни Галатеи – некогда часть средневековых стен города.
В этой башне Дали жил с октября 1983 года до своей смерти 23 января 1989 г. Прежде чем сюда переехать, художник переделал фасад и изменил планировку здания. По его замыслу, в Башне должны находиться «как тайные реликвии путешествия аргонавтов, охраняемые надписью "Не героям вход воспрещен", так и Пещера Загадок». Дали также предложил воспроизвести в одном из помещений башни кабинет Франсеска Пужоля (каталонского писателя, журналиста, философа), превратить один из залов в кинозал с предупреждающей надписью у порога «Художественным критикам не входить!» и изучать здесь новейшие достижения науки, основанные на математических теориях Рене Тома (французского математика и философа, создателя математической теории катастроф). Он также сделал первые наброски оформления фасада Башни Галатеи, украсив ее манекенами, яйцами и хлебцами.
1 июля 1990 года в здании, где жил художник, было открыто новое помещение Театра-Музея. Здесь выставлены в основном произведения его последнего периода (1979-1983 гг.).
Покинувший наш мир 23 января 1989 года Сальвадор Феликс Хосинто Дали, маркиз де Пуболь (король Испании Хуан Карлос пожаловал художнику этот титул в 1982 году за «исключительный вклад в испанскую культуру») завещал похоронить себя здесь, в своем музее. Его воля была исполнена.
Дали похоронили там же, где он жил, — в центре сцены небольшого провинциального оперного театра, который он собственным волшебством превратил в театр памяти. Он покоится там и теперь — последний экспонат в своей сюрреалистической стране чудес, под никак не обозначенной плитой, над которой парит геодезический купол. С местом упокоения художника связана последняя насмешка, которую он бы полностью оценил: его могила находится в точности над женским туалетом.
Величественное сооружение Театра-Музея, содержащее трехмерную творческую автобиографию художника, явилось последним истинным творением сюрреализма. Многие обитатели Фигераса думали, что этот музей представляет собой финальную шутку Дали, но самая лучшая шутка – это то, что сегодня музей привлекает большее количество посетителей, чем музей Прадо в Мадриде.
Как хотелось Дали возвести в центре города нечто, что разбередило бы ханжеское нутро местных буржуа! Позднее озорство художника отозвалось типичной для биографии Дали иронией: теперь музей, привлекая около миллиона посетителей в год, является основным источником доходов города.
@темы:
живопись,
Сальвадор Дали,
архитектура