Творческая деятельность Сальвадора Дали
Дали – литератор
Сальвадор Дали известен не только как сюрреалист-художник, но и как сюрреалист-писатель. Его перу принадлежит множество литературных произведений в различных жанрах – от стихов и поэм до романов, манифестов и статей. Стихи Дали писал всего несколько лет на главном жизненном переломе, при переходе в ипостась иконы сюрреализма. Примером его поэтического творения является известная работа «Метаморфозы Нарцисса. Параноидная тема (Паранойяльная Поэма)» (1936-1937).
читать дальше
ПАРАНОЙЯЛЬНАЯ ПОЭМА (и в то же время инструкция по восприятию метаморфоз Нарцисса, запечатленных на моем полотне)

Если, отойдя чуть подальше,
какое-то время глядеть пристально - рассеянным взглядом, гипнотически недвижная фигура Нарцисса потихоньку начнет исчезать -
и в итоге исчезнет.
Настанет
момент истины мифа,
когда фигура Нарцисса
примет очертанья руки,
выплывшей из собственной призрачной тени, сжимая в пальцах яйцо, клубенечек, семя,
из которого новый Нарцисс - на сей раз цветок -
родится.
Рядом - та же рука, каменеющая известняковой глыбой,
ископаемая окаменелость, в которой -
тоже цветок.
Это первая в мире картина (и первая в мире поэма), созданные в полном соответствии с параноидально-критическим методом, разработанным мною!
Запомните:
поэтический образ обретает лирическую силу, только если он математически точен.
Именно поэзия в ряду прочих искусств призвана явить зримый образ того, о чем повествует.
А теперь прислушаемся к беседе кадакесских рыбаков:
- Что с ним? Целый день пялится в зеркало как баран.
- Не знаешь? (Переходя на шепот.) У него луковица в башке проросла.
"Луковица в башке" - каталонский синоним того феномена, который в психоанализе называется комплекс.
Так вот, если в башке завелась луковица, она и корни пустит, и лист развернет, и - будьте уверены! - всенепременно даст цветочную стрелку, и безотлагательно расцветет. Одним словом, Нарцисс нам гарантирован!
В ослепительном небе апреля
рваный полог тучи-беглянки,
а под ним - достоянье весны:
две легкие чаши - весы -
незримо трепещут.
Разметав искроносные пряди по горным кручам,
продираясь сквозь отблески, отзвуки, тени,
где ум, кружа головенку, заходит за разум,
бог снегов выплавляет свою вековечную сущность
из мутной льдинки, что топит стоны
ископаемых руд и тает,
дробясь на дождинки.
Или, может быть, в мареве мха,
где плутают в безмолвии зимние ветры,
он все ловит
блеснувшую в тучах
свою потаенную суть.
Но вы скажете, что всенепременно
опустеет равнина, свой ореол утратив,
и одиноко канет, давясь немотою
ржавого лома, застывшего мертвым -
и оттого невесомым - грузом.
Пусть. Но призрак равнины
тянет к небу листами травы свои горькие руки
с плоской чаши свинцовых весов.
Мягче шерсти и тверже копья эти стрелы,
таящие гроздья соцветий,
- это тайное войско нарциссов.
Истомясь, они ждут свидания,
встречи,
слиянья,
взрыва плоти, припомнившей вдруг
весь набор атавизмов,
впечатанных в матрицу тела.
Они ждут терпеливо и тихо, долго ждут -
целый год.
Вот они - поглядите.
Индус - оливковый глянец,
смуглее, чем жженый сахар
или финик к исходу лета.
Каталонец - ширококостный и крепкий,
словно вросший в родные скалы
и при этом свободно парящий
в бредовых высотах.
Белокурая бестия, немец,
- мясистые щеки
и клочья тумана в мозгах
(сведенные к формулам точным).
Русская,
англичанка, американка,
и шведка, и сумрачная андалуска -
крепко сбитая смуглота
с желтизною печалей.
Вдалеке же от сонма влюбленных,
навевая прохладу, ложатся вечерние тени,
и юное тело
стынет у самой воды.
Когда ясное, дивное тело Нарцисса
к темному зеркалу,
заворожив озерную гладь,
склонится;
когда белое тело
в гипнотическом сне неутоленной жажды,
наклонясь к своему отраженью,
оттиском серебристым застынет;
когда
в циферблате песчаных соцветий безмолвной плоти
время утонет,
растворяя Нарцисса в космической круговерти,
- в глубях сердца
тогда запоет сиреной
тот же самый
манящий и недоступный облик.
Тело Нарцисса - отныне пустая шкурка - сгинет
в омуте отраженья,
и сгинет навечно:
так ссыпает песчинки клепсидра -
и нет им назад дороги.
О Нарцисс! Исчезая
в зыбком омуте отраженья,
ты тело теряешь, а призрак
все манит и манит,
нанося смертельные раны,
уводя к сталактитам топазов,
желтым башенкам горькой любви.
Твое белое тело тонет,
растворяясь в потоке кристаллов,
- едким маревом черный камень
разъедает живую плоть
и уносит твои останки
к устью ночи,
к порогу рассвета,
что зажег рубины в короне,
взрезав вены на дальнем,
кровавом причале.
Ты все понял, Нарцисс?
Геометрия духа - симметрия, заворожившая душу снами,
что рождены корнями
и оттого всесильны.
Это они, оплетая сердце,
сушат мозг,
свивая пергамент извилин.
Это они готовят - и скоро! -
Великое Таинство Метаморфозы.
Ждать недолго - твоя голова
канет в омут, и по воле богов
, воле сна и страсти ты - человек! -
станешь стеблем,
цветком,
Нарциссом.
Ты недвижен, Нарцисс,
но это не сон, я знаю.
Если недвижен Геракл, нет сомнений,
он спит -
как бревно,
как древесный остов.
Спит - и только. С тобою иначе,
Нарцисс
. Убаюканный пологом юности -
призрачным, робким, прозрачным, - как кувшинка на водной глади,
ты дремлешь.
Вот
Великое Таинство Преображенья,
Вот он,
Праздник Метаморфозы.
О недвижный Нарцисс!
Как неспешно и как плотоядно
поглощает тебя отраженье - так травы сгрызают тело.
И тебя уже нет.
Ты незрим.
Ничего не останется. Только белый эллипс -
тень твоей головы кудрявой.
Лишь еще нежнее,
еще бережней ее стиснут пальцы -
легкие водные струйки,
пальцы той неощутимой руки,
что к тебе простирает омут,
жадной, призрачной, грозной,
смертельно опасной руки -
отраженья твоей.
И когда голова твоя
рухнет,
канет,
взорвется,
расколется
и разлетится,
снова, снова и снова родится цветок -
Нарцисс.
Знаешь, Гала
(а впрочем, конечно знаешь)
это - я.
Да, Нарцисс -
это я.
(Пер. Н.Малиновской)

Если, отойдя чуть подальше,
какое-то время глядеть пристально - рассеянным взглядом, гипнотически недвижная фигура Нарцисса потихоньку начнет исчезать -
и в итоге исчезнет.
Настанет
момент истины мифа,
когда фигура Нарцисса
примет очертанья руки,
выплывшей из собственной призрачной тени, сжимая в пальцах яйцо, клубенечек, семя,
из которого новый Нарцисс - на сей раз цветок -
родится.
Рядом - та же рука, каменеющая известняковой глыбой,
ископаемая окаменелость, в которой -
тоже цветок.
Это первая в мире картина (и первая в мире поэма), созданные в полном соответствии с параноидально-критическим методом, разработанным мною!
Запомните:
поэтический образ обретает лирическую силу, только если он математически точен.
Именно поэзия в ряду прочих искусств призвана явить зримый образ того, о чем повествует.
А теперь прислушаемся к беседе кадакесских рыбаков:
- Что с ним? Целый день пялится в зеркало как баран.
- Не знаешь? (Переходя на шепот.) У него луковица в башке проросла.
"Луковица в башке" - каталонский синоним того феномена, который в психоанализе называется комплекс.
Так вот, если в башке завелась луковица, она и корни пустит, и лист развернет, и - будьте уверены! - всенепременно даст цветочную стрелку, и безотлагательно расцветет. Одним словом, Нарцисс нам гарантирован!
В ослепительном небе апреля
рваный полог тучи-беглянки,
а под ним - достоянье весны:
две легкие чаши - весы -
незримо трепещут.
Разметав искроносные пряди по горным кручам,
продираясь сквозь отблески, отзвуки, тени,
где ум, кружа головенку, заходит за разум,
бог снегов выплавляет свою вековечную сущность
из мутной льдинки, что топит стоны
ископаемых руд и тает,
дробясь на дождинки.
Или, может быть, в мареве мха,
где плутают в безмолвии зимние ветры,
он все ловит
блеснувшую в тучах
свою потаенную суть.
Но вы скажете, что всенепременно
опустеет равнина, свой ореол утратив,
и одиноко канет, давясь немотою
ржавого лома, застывшего мертвым -
и оттого невесомым - грузом.
Пусть. Но призрак равнины
тянет к небу листами травы свои горькие руки
с плоской чаши свинцовых весов.
Мягче шерсти и тверже копья эти стрелы,
таящие гроздья соцветий,
- это тайное войско нарциссов.
Истомясь, они ждут свидания,
встречи,
слиянья,
взрыва плоти, припомнившей вдруг
весь набор атавизмов,
впечатанных в матрицу тела.
Они ждут терпеливо и тихо, долго ждут -
целый год.
Вот они - поглядите.
Индус - оливковый глянец,
смуглее, чем жженый сахар
или финик к исходу лета.
Каталонец - ширококостный и крепкий,
словно вросший в родные скалы
и при этом свободно парящий
в бредовых высотах.
Белокурая бестия, немец,
- мясистые щеки
и клочья тумана в мозгах
(сведенные к формулам точным).
Русская,
англичанка, американка,
и шведка, и сумрачная андалуска -
крепко сбитая смуглота
с желтизною печалей.
Вдалеке же от сонма влюбленных,
навевая прохладу, ложатся вечерние тени,
и юное тело
стынет у самой воды.
Когда ясное, дивное тело Нарцисса
к темному зеркалу,
заворожив озерную гладь,
склонится;
когда белое тело
в гипнотическом сне неутоленной жажды,
наклонясь к своему отраженью,
оттиском серебристым застынет;
когда
в циферблате песчаных соцветий безмолвной плоти
время утонет,
растворяя Нарцисса в космической круговерти,
- в глубях сердца
тогда запоет сиреной
тот же самый
манящий и недоступный облик.
Тело Нарцисса - отныне пустая шкурка - сгинет
в омуте отраженья,
и сгинет навечно:
так ссыпает песчинки клепсидра -
и нет им назад дороги.
О Нарцисс! Исчезая
в зыбком омуте отраженья,
ты тело теряешь, а призрак
все манит и манит,
нанося смертельные раны,
уводя к сталактитам топазов,
желтым башенкам горькой любви.
Твое белое тело тонет,
растворяясь в потоке кристаллов,
- едким маревом черный камень
разъедает живую плоть
и уносит твои останки
к устью ночи,
к порогу рассвета,
что зажег рубины в короне,
взрезав вены на дальнем,
кровавом причале.
Ты все понял, Нарцисс?
Геометрия духа - симметрия, заворожившая душу снами,
что рождены корнями
и оттого всесильны.
Это они, оплетая сердце,
сушат мозг,
свивая пергамент извилин.
Это они готовят - и скоро! -
Великое Таинство Метаморфозы.
Ждать недолго - твоя голова
канет в омут, и по воле богов
, воле сна и страсти ты - человек! -
станешь стеблем,
цветком,
Нарциссом.
Ты недвижен, Нарцисс,
но это не сон, я знаю.
Если недвижен Геракл, нет сомнений,
он спит -
как бревно,
как древесный остов.
Спит - и только. С тобою иначе,
Нарцисс
. Убаюканный пологом юности -
призрачным, робким, прозрачным, - как кувшинка на водной глади,
ты дремлешь.
Вот
Великое Таинство Преображенья,
Вот он,
Праздник Метаморфозы.
О недвижный Нарцисс!
Как неспешно и как плотоядно
поглощает тебя отраженье - так травы сгрызают тело.
И тебя уже нет.
Ты незрим.
Ничего не останется. Только белый эллипс -
тень твоей головы кудрявой.
Лишь еще нежнее,
еще бережней ее стиснут пальцы -
легкие водные струйки,
пальцы той неощутимой руки,
что к тебе простирает омут,
жадной, призрачной, грозной,
смертельно опасной руки -
отраженья твоей.
И когда голова твоя
рухнет,
канет,
взорвется,
расколется
и разлетится,
снова, снова и снова родится цветок -
Нарцисс.
Знаешь, Гала
(а впрочем, конечно знаешь)
это - я.
Да, Нарцисс -
это я.
(Пер. Н.Малиновской)
Еще стихи от Сальвадора Дали:
ПЕРЫШКО
каковое оказалось не перышком,
а травинкой, что прикинулась
морским коньком, розовой мякотью
десен на зеленом пригорке, и в то же самое
время - прелестным весенним пейзажем.
Усохшая голова оленья на зелени мха,
из которой - гляди! - вот-вот вылетит поросенок,
а за ним еще один поросенок,
а за ним еще один поросенок,
а за ним олененок - куда зеленей лягушонка,
а за ним еще поросенок,
а за ним опять олененок - куда зеленей петрушки,
а за ним целых три поросенка,
а за ними еще олененок -
бедняга! - рожки запутались в ветках,
а он все бредет себе, в ус не дуя,
раскатывая соломенную дорожку -
тот соломенный мостик, под которым струится речка,
неся этот самый мостик
к водопаду, откуда он рухнет
на те самые ветки, сметая утро
и свивая гнездо для россыпи фотоснимков,
на которых запечатлелась цветная шляпка,
разрисованная озерным пейзажем.
Речка - там, внизу, как плевочек на крыше.
Ей не надо ни бантов, ни рюшей,
а всего лишь тот фотоснимок,
на котором один бельчонок
и ни рукомойника нет, ни стула.
Только бельчонок, и еще - миндалинка,
подвешенная к потолку на нитке.
Этот век - время дивных пейзажей. Глядите -
они множатся в сотнях хрустальных кувшинов,
пускающих пенные корни.
Тех пейзажей прелестных,
на которых летучие мыши стынут
в глубинах туманных льдышек.
Тех пейзажей прелестных,
на которых тройка коней безумных
замирает внутри стеклянной бутылки.
Тех пейзажей прелестных,
на которых далекие горы
обернутся улитками выше башни,
что выстроил Эйфель, -
а хотелось ведь схорониться под листик латука!
Отчего же улитки такие большие?
Отчего дремлют руки, что падают с неба?
Отчего мои ногти растут?
Или это великая тайна?
И если волосы отрастают,
стоит ли горевать
или лучше их вырвать с корнем?
А может, станцуем с тобою танец,
только медленный, чтоб не устать.
Но не ждите, что пена повиснет на скользких скалах,
раз облака живые
в перышке, заключенном в скале, трепещут.
Облако, пена и скалы -
вот он, пейзаж тот старинный,
вот он, детский, щемящий пейзаж,
закусивший губу, разметавший пряди по скалам.
Никогда он меня не отпустит,
глаз моих не отпустит, затерянных в гальке
и следящих за той оливкой - бесшабашной, бессонной,
веселой,
ну в точности как пинок
прямо в зад костлявой коленкой.
ВСТАНЕТ СОЛНЦЕ
Когда встанет солнце, из россыпи фотоснимков
с дохлым осленком
родится крохотная свирелька.
Встанет солнце - и там, где пусто и сыро,
семеро слюнок запоют слаженным хором
и хрипло подтянет сардинка.
Встанет солнце - и на заду улитки
выступит капелька молока, а может быть, сливок.
Встанет солнце - и у меня под мышкой
народятся два акуленка, еще беззубых.
Встанет солнце - и махонькая соплюшка
встанет на цыпочки на краю тротуара,
а другая соплюшка на кончике пальца
тоже встанет на цыпочки - ей охота летать!
И еще одна - эдакая тихоня -
прикинется песней,
а другая соплюшка - спиралькой,
а соплюшка-летунья - манекеном в витрине,
а соплюшка с поднятой лапой (наподобие льва на гербе)
станет жизнеописаньем орешка,
а соплюшка-пьянчужка -
эхом воинской канонады.
Встанет солнце, но когда оно встанет
и встанет ли,
встанет ли,
встанет ли
солнце когда-нибудь -
только бы встало!
Встанет солнце - и я выстрою замок
из крашеной красной пробки,
с цветным плюмажем на башне,
слюнкой-плевочком
и моим волосочком фамильным,
выдранным самолично из правого уха,
и гадежом домашней зверюшки,
и дермецом певичек, овечек и балеринок -
ценительниц хризантем и фанаток мумий.
Это не просто замок, а замок для новобрачных,
здесь они проведут свой медовый месяц -
старикашка кузнечик и юная пепелинка,
наследная дочь сигары с острова Куба.
Кузнечика
я вылеплю своими руками - мне понадобится мильон
мальков океанской меч-рыбы
(если дунуть, они разлетятся по ветру
и останется только скелетик пера
на льдистом листе бумаги).
Что же до пепелинки,
надо ли объяснять, что это
все та же
соплюшка?
КНИЖЕЧКА БЕЗ ПЕРЕПЛЕТА
Книжечка,
если к ней приглядеться,
обернется самой обыкновенной
чашкой
родом из Португалии,
где имеется плохонький посудный заводик.
Ибо помянутая чашка -
такой уж ее слепили! -
если на что и похожа, так только
на переплетенья арабской вязи,
что радуют взор в южном пригороде столицы
(так радуют сердце
глаза той Прекрасной Дамы,
самой прекрасной дамы,
что я называю Гала).
Да, это он, запах шершавой ткани -
так пахнут руки,
руки моей любимой,
и фонари, и сальные шутки.
Да, это именно так - я могу
присягнуть, если будет угодно.
Книжечка,
если к ней приглядеться,
обернется самой обыкновенной
чашкой
родом из Португалии,
где имеется плохонький посудный заводик.
Ибо помянутая чашка -
такой уж ее слепили! -
если на что и похожа, так только
на переплетенья арабской вязи,
что радуют взор в южном пригороде столицы
(так радуют сердце
глаза той Прекрасной Дамы,
самой прекрасной дамы,
что я называю Гала).
Да, это он, запах шершавой ткани -
так пахнут руки,
руки моей любимой,
и фонари, и сальные шутки.
Да, это именно так - я могу
присягнуть, если будет угодно.
В отличие от стихотворных опытов, прозу Дали писал на протяжении всей жизни. В его литературный багаж входят: три крупногабаритных памятника себе (“Тайная жизнь”, “Дневник гения”, “Неисповедимые исповеди”), а кроме того, роман “Скрытые лица” (роман в обычном жанровом смысле слова), а еще множество трактатов, эссе, статей и манифестов. Многие произведения иллюстрированы самим автором. Все его книги полны намеков и иллюзий и даже в автобиографиях нет документального отражения действительности.
В его повествованиях много гротеска, эпатажа, замысловатых оборотов, многозначительной двусмысленности и текучести, столь свойственных Дали-художнику, что всегда вызывало всплеск разноречивых эмоций у читателей и бурю негодования у пуританской критики.
И все-таки изредка, когда заходил серьезный разговор об искусстве и ремесле художника, «сумасшедший» и эпатажный Дали, неизменно встающий в семь часов, чтобы приняться за работу и требующий одиночества и сосредоточенности для ее выполнения, сбрасывал все свои маски, и голос его был удивительно трезв и здравомыслящ: «Настоящие художники, такие, как Веласкес, всё, что хотят и должны сказать, говорят кистью. Мы же то, чего не умеем сказать живописью, договариваем прозой и стихами». Безжалостно и точно.
И немного цитат:
Не силься казаться современным. Это – увы!- единственное, чего не избежать, как ни старайся.
Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной - это взаимоисключающие характеристики.
...Я знал, что близится час великого испытания, великого испытания любовью...
Воле не дано править нами.
Скажите на милость, почему человек должен держать себя в точности так, как прочие люди, как масса, как толпа?
Согласно закону возмещения, постулату о неустойчивости равновесия и принципу разнородности недостаток чего-либо дает в конечном итоге новую систему отношений.
Жизнь сурова,... но зато ее озаряет свет вечности.
...Ирония - непременная эстетическая составляющая мышления.
Рядом с историей политика - не более, чем анекдот.
Герой, если он настоящий герой, всегда сам по себе. Одно дело герой, другое - слуга.
Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении.
Какую бы чушь ты не нес, в ней всегда есть крупица правды. Горькой правды.
Пока все разглядывают мои усы, я, укрывшись за ними, делаю свое дело.
Приемы дают для тех, кого не приглашают.
Обычно думают, что дурной вкус не может породить ничего стоящего. Напрасно.Бесплоден именно хороший вкус - для художника нет ничего вреднее хорошего вкуса. Возьмите французов - из-за хорошего вкуса они совершенно разленились.
Ошибка - от бога. Поэтому не старайтесь исправить ошибку. Напротив, попробуйте понять ее, проникнуться ее смыслом, притерпеться к ней. И наступит освобождение.
Не старайтесь прикрыть нарочито небрежной живописью свою посредственность - она обнаружит себя в первом же мазке.
Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь.
Если все время думать:"Я -гений", в конце концов станешь гением.
Подчинись тому, чему не обязан подчиниться.
Человека надо принимать как он есть: вместе со всем его дерьмом, вместе со смертью.
Ну выйдет человечество в космос - и что? На что ему космос, когда не дано вечности?
Если в стране нет по меньшей мере пятидесяти сортов сыра и хорошего вина, значит, страна дошла до ручки.
Дуракам угодно, чтобы я следовал тем советам, которые даю другим. Но это невозможно, ведь я же совсем другой.
Трудно агитировать короля за монархию.
Разница между мной и сумасшедшим состоит в том, что я не сумасшедший.
@темы: живопись, Сальвадор Дали