Глава 5.
Послесловие. Ницше: судьба и философия (заметки читателя) (XII).
Послесловие. Ницше: судьба и философия (заметки читателя) (XII).
***
Вернемся к Ницше и посмотрим, как он решал те или иные принципиальные вопросы философии.
читать дальшеО концепции мира и мироустройстве
«Мир существует; он не есть нечто становящееся и нечто преходящее. Или, вернее: он есть нечто становящееся и нечто преходящее, но он никогда не начинал становиться и никогда не переставал преходить — он сохраняется и в том, и в другом… Он живет сам собою: его экскременты — это его питание.
Так знаете ли вы теперь, что есть «мир» для меня?..
Вот этот мир: исполин силы, без начала и без конца, прочная, литая громада силы, которая не становится ни больше, ни меньше, которая не расходуется, не тратится, только превращается, оставаясь как целое величиной неизменной,…как определенная сила, вложенная в определенное пространство, притом не в такое пространство, которое где-либо было бы «пустым»,— скорее как сила повсюду, как игра сил и силовых волн, одновременно единое и многое, здесь вздымаясь и одновременно там опадая, море струящихся в себе и перетекающих в себя сил, в вечной метаморфозе…
Этот мир есть воля к могуществу и — ничего кроме этого! И вы сами тоже суть та же воля к могуществу — и ничего кроме этого! (курсив автора)».
Ницше как последователь философов-идеалистов, решая основной вопрос философии, пальму первенства отдает духу, чувству, ощущению; идя за философией Юма, он также считает мир хаотичным и алогичным, так же вслед за Юмом в итоге отрицая не только материальное, но и духовное начало, он, тем не менее, провозглашает единственную движущую силу во всех природных и социальных явлениях – волю к власти, она «не есть ни бытие, ни становление, а пафос — самый элементарный факт, из которого уже возникает некоторое становление, некоторое действование».
Но тут же, в последующих тезисах, противореча себе, он провозглашает, что «не существует ни “духа”, ни разума, ни мышления, ни сознания, ни души, ни воли, ни истины: все это фикции, ни
к чему не пригодные» (курсив мой).
Итак, Ницше отрицал материальность мира, говоря, что «нет никаких устойчивых конечных единиц, никаких атомов, никаких монад» и что мир состоит не из вещей, а из «динамических количеств, находящихся в известном отношении напряженности ко всем другим динамическим
количествам; сущность их состоит в их отношении ко всем другим количествам, в их “действии” на последние». Строя свою концепцию мира, Ницше говорит, что «истинного мира», в том виде, в каком мы привыкли его воспринимать – с материальными объектами, определенными законами развития, с известными нам закономерностями – не существует: на самом деле мир бесформен, хаотичен и непознаваем. Человек создал свой, более удобный для существования и понимания, иллюзорный мир с логическими объяснениями протекания тех или иных процессов, природных явлений и феноменов. Человек придумал модель устройства такого мира (те же атомы, химические и физические процессы, механистическую картину мира) и исследует ее: «Мы можем постичь лишь мир, который мы сами создали» (курсив автора). Чувственные впечатления, на основе которых человек строит свои умозаключения, он получает от материального объекта, но так как «вещи — а, следовательно, также и атомы — не производят никакого действия, так как они совсем не существуют», то «”вещественность” создана лишь нами» (курсив автора). А отсюда следует, что «если не существует ничего материального, то не существует также и ничего нематериального. Понятие не заключает в себе более ничего» (курсив автора).
Вслед за этими отрицаниями вполне логично следуют отрицания таких понятий как: истина, познание, мышление, логика и др.: «Мы создали вещественность исключительно по образцу субъекта и вложили ее, путем толкований, в сутолоку чувственных впечатлений. Если мы не верим больше в действующий субъект(1), то падает также и вера в действующие вещи, во взаимодействие, в причину и действие как связь между теми феноменами, которые мы называем вещами… Отпадает, наконец, и «вещь в себе»(2) — потому что она, в сущности, есть концепция «субъекта в себе». Но мы поняли, что субъект вымышлен. Противоположение «вещи в себе» и «явления» не имеет оснований; при этом падает также и понятие “явления”» (курсив автора). Итак, в действительности, утверждает Ницше, не существуют ни материальный независимый от человеческого восприятия объект как «вещь в себе», ни обобщенное понятие «субъект», а, следовательно, между ними нет никаких ни внутренних, ни внешних связей, в том числе и причинно-следственных, т.е. познание их тоже невозможно. «Логизированный», познаваемый, т.е. искусственно построенный мир – ложен. Что же остается человеку? Только «бесформенный, недоступный формулировке мир хаоса ощущений» и инстинктивная воля к власти.
О воле к власти в концепции мироустройства
О том, что воля к власти, по Ницше, лежит в основе всех природных явлений, мы уже знаем (см. Глава 5. Послесловие. Ницше: судьба и философия (заметки читателя) (XI). Ницше о науке и ученых); кроме этого она же участвует и во всех процессах: биологических, химических, физических, мыслительных, познавательных и т.д., не просто главенствуя, а вытесняя и заменяя оные. По сути, Ницше отрицает все, кроме воли к власти. Нет истины как цели познания – «истина есть… род заблуждения…», «”критерий истины” представлял просто биологическую полезность системы принципиальных фальсификаций», «критерий истины лежит в повышении чувства могущества», желание найти истину, «воля к истине» «не есть моральная сила, но форма воли к власти». Нет сознания и мышления – «разумное мышление есть интерпретирование по схеме, от которой мы не можем освободиться…», «сознание играет вторую роль, оно почти индифферентно, излишне, осуждено: может исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму» (курсив автора).
Подхватив теории Юма о двух основных чувствах человека – удовольствия и боли – Ницше развивает эти идеи в соответствии со своей концепцией «воли к власти»: «Мышление, чувствование, хотение во всем живом. Что иное представляет из себя удовольствие, как не такое раздражение чувства власти препятствием (еще сильнее — ритмически следующими стеснениями и сопротивлениями), от которого оно возрастает. Значит, во всяком удовольствии содержится боль. Чтобы удовольствие сделалось очень большим, страдание должно продолжаться очень долго, а напряжение натянутого лука должно стать громадным».
Скептически относясь к механистической и физической картине мира, Ницше изрекал: «Непригодность механических теорий,— они производят впечатление бессмысленности», «”Притяжение” и “отталкивание” в чисто механическом смысле есть совершеннейшая фикция — слово. Без намеренности мы не можем мыслить притяжения. Волю завладеть какой-нибудь вещью или бороться против ее власти и ее отталкивать — это мы “понимаем”; это было бы толкование, которым мы могли бы воспользоваться», «Закона (речь идет о законах физики, механики – прим. моё) нет: каждая власть в каждый данный момент развивается до последних своих пределов. Именно на том, что иначе быть не может, покоится возможность вычисления. Количество власти характеризуется действием, которое оно производит, и действием, которому оно оказывает сопротивление», «Понятие «движения» есть перевод этого мира на язык видимого мира — мира для глаза», «Механистический мир мыслится нами так, как единственно его могут себе вообразить наш глаз и наше осязание (как «движущийся») — таким образом, что он поддается вычислению, для чего вымышляются нами причинные единства,— «вещи» (атомы)…» и т.п. (курсив автора).
Познание, по Ницше, сводится к тому, чтобы новые факты уравнять с уже известными, подогнать в уже имеющиеся схемы и объяснить их с позиций имеющегося опыта. «Думать, что мы что-то познали там, где у нас есть математическая формула для процессов – есть иллюзия, здесь только нечто обозначено, описано, не более!», «…существует что-то вроде «познания» — т. е. примерка более ранних и более поздних заблуждений друг к другу» и т.д. и т.п.
Ну а главная роль любого познания состоит в том, что оно «работает как орудие власти. Поэтому совершенно ясно, что оно растет соответственно росту власти», «Так называемое познавательное стремление сводится к стремлению к захвату и одолению; под влиянием этого стремления шло развитие чувств, памяти, инстинктов и т. д.» (курсив автора).
Теория «становления»
Так как, по Ницше, настоящий мир непознаваем, а все наши представления о нем ложны, то, естественно, что человечество в своем развитии всегда топчется на месте, и ни о каком прогрессе речи не идет. «Что виды представляют собой прогресс – это самое неразумное утверждение в мире... До сих пор не удостоверено ни одним фактом, что высшие организмы развились из низших», «Первое положение: человек как вид не прогрессирует. Правда, достигаются более высокие типы, но они не сохраняются. Уровень вида не подымается. Второе положение: человек как вид не представляет прогресса в сравнении с каким-нибудь иным животным. Весь животный и растительный мир не развивается от низшего к высшему...», - вот основные постулаты Ницше. От отрицания биологического развития и эволюции, Ницше переходит к вопросам социального прогресса, перенося вышеприведенные выводы и в эту область: «Не надо впадать в ошибку! Время бежит вперед,— а нам бы хотелось верить, что и все, что в нем, бежит также вперед, что развитие есть развитие поступательное… Такова видимость, соблазняющая даже самых рассудительных», «”Человечество” не движется вперед, его и самого-то не существует. В общем аспекте оно напоминает огромную экспериментальную лабораторию, где кое-что, рассыпанное на протяжении всех времен и эпох, удается, и несказанно многое не удается, где нет никакого порядка, логики, связи и обязательности», «Человек не есть шаг вперед по отношению к животному…».
Отрицая, таким образом, бытие мира, его развитие и прогресс, законы и закономерности этих явлений и процессов, Ницше заменяет все эти понятия термином «становление»: «Становящийся мир не может быть, в строгом смысле, “понятым”, “познанным”…», «Познание и становление исключают друг друга…», «Сообщать становлению характер сущего — это есть высшая воля к власти» (курсив автора). Ну и, конечно, сюда же вводится и любимая теория «возвращения»: «Что все возвращается, это есть крайняя степень приближения мира становления к миру бытия — вершина созерцания» (курсив автора). (Правда, не совсем понятно: о каком мире бытия идет речь, если ранее Ницше старательно доказывал его не существование. Впрочем, нестыковок и мешанины в его «философии» достаточно.) И еще о теории «становления»: «нельзя допускать, вообще, никакого бытия, потому что тогда становление теряет свою цену и является прямо бессмысленным и излишним», «1) Становление не имеет никакого конечного состояния как цели, оно не упирается ни в какое-либо «бытие». 2) Становление не есть кажущееся состояние; быть может, наоборот, пребывающий мир есть видимость. 3) Становление в каждый данный момент одинаково по отношению к своей ценности; сумма его ценности остается равной себе… » (курсив автора).
***
Вот так, следуя в кильватере философии Юма, Ницше дополнил его концепции любимейшей идеей «воли к власти» на всех уровнях – от включения ее в вопросы естественных наук до внедрения в проблематику философских понятий. На этой основе он создает свою теорию мироздания – внематериального и внедуховного, хаотичного и непознаваемого, не существующего в упорядоченном виде в настоящем, но «становящегося», обладающего одним лишь свойством во всех своих феноменах – волей к власти. Теория эта не была оформлена Ницше до конца, в ней много нестыковок, бездоказательных высказываний, просто дилетантских суждений, смешения понятий, относящихся к различным областям, но, тем не менее, Ницше претендует на универсальность своей картины мироздания. В русле своих воззрений Ницше дает определение самой жизни: "...необходимо новое, более ясное определение понятия «жизнь». Моя формула этого понятия гласит: жизнь — это воля к власти", «Жизнь только средство к чему-то — она есть выражение форм роста власти», «Мы узнаем также, что живые единства непрерывно возникают и умирают и что вечность не есть необходимое свойство “субъекта”; равным образом, что борьба выражается также в повиновении и повелевании, а постоянно изменяющееся установление границ власти есть свойство жизни» (курсив автора).
Если же отбросить «волю к власти» – эту характерную черту ницшеанства, то становится очевидным, что все доктрины Ницше, претендующие на уникальность – это не что иное, как выражение взглядов идеалистической философии, использующие учение субъективного идеализма, который начал свое существование задолго до рождения Ницше. Родоначальником субъективного идеализма был Джордж Беркли (1685 —1753), дальнейшими его разработчиками – Фихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант. Это учение развивалось и после Ницше – в трудах Шпенглера, Бергсона, а позже – Сартра, Хайдеггера, Ясперса и др. В своей крайней форме, в виде солипсизма(3), субъективный идеализм отражается в работах Клода Брюне (XVII-XVIII вв.), Макса Штирнера, того же Д. Юма. Многие идеи солипсизма, как мы видим, представлены и в концепциях Ницше.
______________________________________________________________
(1) Субъект (философия) — носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта).
(2) Вещь в себе, но́умен — философский термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов; вещь как таковая («существующая сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия, в отличие от того, какой она является «для нас» — в нашем познании. Философы-идеалисты критиковали понятие «вещь в себе» с двух точек зрения: субъективные идеалисты (И. Г. Фихте, махисты) считали несостоятельным понятие об объективно существующей «вещи в себе», Г. Гегель, признавая с точки зрения объективного диалектического идеализма её существование, критиковал идею о непознаваемости «вещи в себе» и непереходимой границе между нею и явлениями. Диалектический материализм признаёт существование вещей в себе, т. е. независимой от человеческого сознания реальности, но отвергает их непознаваемость.
(3) Солипсизм (от лат. solus — «единственный» и лат. ipse — «сам») — радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Логическим основанием солипсизма служит суждение, согласно которому единственная реальность, существующая достоверно — это собственное сознание (которое доступно человеку непосредственно) и ощущения (которые также воспринимаются непосредственно). Вопрос адекватности отображения окружающего мира в нашем сознании всегда упирается в вопрос о достоверности восприятия; если ощущения достоверны, то мир таков, каким мы его видим, но достоверность ощущений мы не можем доказать бесспорно, ибо кроме ощущений и сознания нам ничего не доступно непосредственно. В таком случае можно предположить, что ощущения искажены либо порождены нашим же сознанием, а окружающий мир совершенно не таков, каким мы его видим, либо даже вовсе не существует.
В различных трактовках солипсизм подразумевает:
• Сомнение в реальности и/или достоверности всего сущего;
• Отрицание реальности всего, кроме собственного Я;
• Отрицание духовности всего, кроме собственного Я.
(Продолжение следует...)
@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше