Глава 1.
Идеальное государство Аристотеля и современное демократическое государство.
Трудно представить себе развитие современной политической науки, с одной стороны, без идей и концепций, сформулированных К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.Парето, Э.Дюркгеймом, М.Вебером, Б.Н.Чичериным, П.И.Новгородцевым, М.М.Ковалевским и другими, а с другой — без тех социально-политических преобразований, которые связываются с именами В.И.Ленина, И.В.Сталина, Ф.Д.Рузвельта, У.Черчилля, К.Аденауэра и др. Так же невозможно представить создание современной западной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Дж. Локка, И. Канта и без политической практики таких государственных деятелей, как Генрих IV, Людовик XIV, Петр I, Наполеон, Бисмарк, Александр II и т.д.
В истории формирования и развития политологии можно выделить несколько крупных периодов, и первым из них будет предыстория от античности до Нового времени. Этот период представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Фомой Аквинским и другими мыслителями древности и средневековья. Значение данного периода состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического знания.
Аристотеля, Платона, Цицерона и других мыслителей античности правильнее назвать не политическими учеными или политическими философами, а их предтечами, определившими пути развития политической мысли.
читать дальшеМы уже знаем, что Платон и Аристотель разошлись во взглядах на модель идеального государства, на приоритеты в вопросах взаимодействия личного и общественного интересов, на меру единства, целостности и неделимости общества. Именно Платон и Аристотель заложили основы двух различных направлений в построении государственно-политической системы, в определении ее формы и способах управления.
Сначала поговорим об Аристотеле и его видении идеального государственного устройства.
Аристотель
Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н.э.) - вершина древнегреческой культуры. Он охватил все области античного знания: философию, математику, логику, естествознание, историю, политику, этику, эстетику и др. Он попытался построить единую систему наук, включающую все известные к тому времени знания, создал свою философскую школу Ликей.
Аристотель, как разносторонний мыслитель, дал глубокую классификацию разных форм движения: возникновение - уничтожение, рост - уменьшение, изменение качества и перемещение в пространстве и пр. Он был основателем формальной логики как системы последовательных умозаключений, ведущих к обоснованным выводам, дал анализ процесса познания, его связи с ощущением. Он разработал общую теорию качественных изменений и превращений тел, описал 495 видов животных, впервые предложил их классификацию, развивал учение о происхождении жизни вообще и человека, в частности, естественным путем.
Аристотель не мог не откликнуться и на острые социально-политические проблемы. Он исследовал 158 различных полисов, чтобы выявить их типы, сущность, эволюцию, причины их неустойчивости, кризиса, которые он связал с определенным уровнем развития экономики.
Если мы заглянем в западные энциклопедии по политологии, то в 9 из 10 будет написано, что Аристотель по праву считается основоположником науки о государстве, хотя такая дисциплина возникает лишь в начале XX века в рамках социологических школ. Характерно, что американские политологи считают своим отцом именно Аристотеля, а не его учителя Платона или более близкого к нам по времени Николо Макиавелли. Все дело в том, что Аристотель в своем трактате «Политика» одним из первых предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, государстве, заложил начала социальной и политической философии, политологии, а также теории управления.
Трактат был написан в последние годы (335—322 до н. э.) жизни Аристотеля в Афинах, находившихся под македонской оккупацией. В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также целей и форм его правления.
Аристотель определяет государство как общество, организованное ради общего блага. В отличие от позднейших теорий общественного договора, он считает государство естественным образованием, а человека называет существом политическим.
По количеству граждан в государстве он различал три правильные (то есть, нацеленные на реализацию общего блага) формы правления:
царская власть (монархия), аристократия, полития. (Извращением политии является демократия (власть неимущих).)
Как сын своего времени, он считал рабство естественным и необходимым, ибо самой природой предназначено, чтобы одни повелевали, а другие повиновались. В то же время для него полис (классический) есть наивысшая форма человеческого объединения, имеющего целью достижение блага.
Аристотель предлагает свой проект идеального государства, который он противопоставляет отвергнутым теориям государственного устройства (Платона, Фалея Халцедонского и др.), а также осужденным формам реально существовавших в его время государств.
Идеальное государство по Аристотелю
Аристотель считает, что идеальное государство должно быть небольшим по размерам, так как только в таком возможна прямая демократия и что право голоса может принадлежать только гражданам, владеющим частной собственностью. Земля в государстве делится на две части: для общего пользования и для частного владения граждан.
Наилучшая форма правления – полития, поскольку «масса менее подвержена порче». При политии власть принадлежит тяжеловооруженным (за свой счёт) воинам. Хороший законодатель, истинный политический деятель, по мнению Аристотеля, должен обеспечить гражданам досуг и мир, поскольку «конечной целью войны служит мир, работы – досуг». Аристотель высоко ценил благо мира, считая войну противной идее права.
Далее он назовёт политию смешением лучших сторон олигархии и демократии, свободной от их недостатков и крайностей. Полития— «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания.
Для того, чтобы соблюсти известный паритет между двумя крайностями – богатыми и бедными гражданами государства, он развил идеологию среднего класса, чуждого и чрезмерного богатства и чрезмерной бедности. Средний класс по Аристотелю и является подлинной "политией", то есть, настоящим государственным устройством, где главную роль играет закон и подчинение закону и где государственное устройство наиболее устойчивое и крепкое. Средний класс, о котором говорит Аристотель, – это средний класс только свободнорожденных.
Таким образом, полития есть «среднее место между противоположными крайностями».
Аристотель говорит о большом числе рабов в государстве. При этом рабы исключаются из числа членов общества, обладающих политическими правами. Рабы даже не входят в состав аристотелевского государства; они его экономическая и социальная предпосылка, но не признанный политический элемент. Гражданских прав лишены также ремесленники, торговцы, «толпа матросов», а в 7 книге «Политики» и крестьяне.
В своем правопонимании Аристотель разделяет положение Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Политическое правление — это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же — это «уравновешенный разум».
Так же Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона.
Итак, признаками политии являются следующие моменты:
1. Правление большинства.
2. Умеренный имущественный ценз на правящие должности.
3. Избрание путем голосования.
4. Торговцы и ремесленники (позже включены и крестьяне) должны быть лишены политических прав.
5. Преобладание среднего класса.
Основная идея «Политики» - понимание полиса как духовной организации.
Все рассуждения Аристотеля о политическом устройстве государства соответствуют исторической жизни древних греков. «Полития есть основанная на родовой общине и рабовладении общность людей, которые вознамерились создать и всегда поддерживать закономерную и физиологически определенную автаркию в целях приобщения к вечности во всех своих поступках, мыслях, во всей своей жизненной целеустремленности» (Лосев. Античная философия истории. Аристотель и поздняя классика).
*
Именно в учении о сущем «идеальном» строе Аристотель сформулировал одну из фундаментальных идей современной либеральной демократии о среднем слое как гаранте сохранения и упрочения политических свобод в государстве.
Из других важнейших идей, положенных в основу современного западного политического мышления Аристотелю принадлежат: идея государства как общения индивидов (постулирование индивида в качестве субъекта политической деятельности и предпосылка теории общественного договора); идея понимания гражданина как человека, участвующего в осуществлении власти во всех ее формах, в первую очередь законодательной и судебной; идея о разделении властей, которая в новое время получила свое законченное развитие в понимании разделения властей как основы демократии.
По сути, именно он своей "Политикой" подготовил идейный фундамент политической мысли Запада, рассматривая политическую реальность как она есть.
Влияние Аристотеля на последующую политическую мысль было значительным, и его оценка демократии как «плохой» формы правления повторялась многими мыслителями вплоть до эпохи Нового времени. Но сам Аристотель дифференцированно подходил к демократии, выделив пять ее видов, которые разделяются на два рода: демократию, основанную на законе и охлократию (от греч. «охлос» - толпа и «кратос» - власть) — власти толпы, которой верховодят народные вожди — демагоги. Именно охлократия как крайняя демократия, где не действуют законы, а фактически властвуют демагоги, и является объектом критики мыслителя. Из всех форм демократии Аристотель одобряет умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве законов.
Философ выступает убежденным защитником прав индивида, в первую очередь права частной собственности. Именно в политии, где, по его мысли, преобладают люди среднего достатка — люди не бедные, но и не слишком богатые, — достигаются общественное равновесие и политическая стабильность. Гениальная догадка о "среднем элементе" опередила свое время и нашла продолжение в современной теории "среднего класса" как социальной основы стабильных демократических режимов.
Впервые в истории Аристотель выделил в политическом устройстве три самостоятельные власти: законодательную, административную и судебную, которые, независимо одна от другой, действуют в пределах своей компетенции.
По мнению Аристотеля, закон, а не человек олицетворяет верховную власть в государстве. Отличительную особенность закона Аристотель видит, в его принудительной силе. Однако, подчеркивает он, никакой пользы не принесут наиполезнейшие законы, если население не воспитано в духе соответствующего государственного строя и законодательства.
Его трактовка политии как правления большинства на основе закона в определенной степени соответствует современному представлению о демократии. Именно эта форма государства выступает политическим идеалом для Стагирита.
Аристотель оказал громадное влияние на всю последующую философскую и политико-правовую мысль. В истории политических учений ни один из крупных мыслителей античности, средневековья, нового и новейшего времени не обошел стороной его творческое наследие.