Глава 3.
Типы государств по Платону
Типы государств по Платону
(продолжение)
Историческая справка
А теперь попробуем разобраться в причинах такой классификации Платоном типов государственных политических устройств и, особенно, в причинах его антипатий. Для этого, опять-таки, обратимся к истории и биографии Платона.
Античные философы Платон и Аристотель жили в эпоху великих потрясений. Мир Платона и Аристотеля – это мир крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра Македонского.
читать дальшеКак нам уже известно, Платон, предположительно, родился в Афинах в 427 г. и умер там же в 347 г. до н. э. Происходил он из известной греческой семьи. Его отец Аристон и мать Периктиона принадлежали к роду последнего афинского царя Кодра. Таким образом, Платон состоял в родстве с Солоном, «мудрейшим из семи мудрых».
Время, в которое жил Платон, — это период борьбы за гегемонию и заката независимости разрозненных греческих городов-государств. Междоусобные войны то и дело вспыхивали в самом сердце Греции. Еще в 90-80-х годах V в. до н.э. соперничали три крупнейшие полиса: Афины, во многом утерявшие свои демократические традиции, аристократическая Спарта и Фивы, где постоянно шла борьба олигархов и демократии. Дальнейшее развитие греческих полисов на рубеже V - IV вв. привело их не только к политическим междоусобицам, но и к социально-политическому и экономическому кризису. В политической борьбе это проявлялось в претензиях то одного, то другого из усиливавшихся время от времени государств (Афины, Спарта, Фивы и др.) на гегемонию в Элладе, на создание союза греческих городов. В междоусобной борьбе попеременно лидировали разные полисы, чаще всего Афины. В рамках полисов обострялись взаимоотношения между богатыми и бедными, демосом и аристократами. Метеки (неполноправные из числа свободных греков, живших в чужом полисе) и вольноотпущенники из числа удачливых и выбившихся в богатеи вчерашних рабов занимали все более весомые экономические позиции, что не могло не влиять на статус и настроения граждан. Возникали требования перемен, находившие свое отражение, в частности, в различных утопических проектах, от комедий Аристофана до трактатов Платона.
Прошли те времена, когда Афины были первым полисом Греции, куда стекались деньги и богатства из всех городов, и где вершилась судьба эллинских государств. Непримиримая старая вражда греческих городов-государств, соперников в экономической, политической и военной гегемонии, породившая почти тридцатилетнюю Пелопоннесскую войну, так и не затихала. С окончанием войны в 404 г. до н.э. победой Спарты, все участники этой страшной междоусобицы оказались разоренными, истощенными и ослабленными. С тех пор никогда больше ни Афины, ни Спарта, ни их союзники не могли оправиться от многолетних потрясений.
Так, на рубеже V – IV вв. до н.э. демократия в Афинах приходит в упадок, а сами демократические Афины терпят поражение в Пелопонесской войне и капитулируют перед аристократической Спартой.
Демократический строй Афин был уничтожен и к власти приходит олигархическая аристократия. Представители демократов были вынуждены покинуть Афины. Был создан «совет тридцати», в состав которого вошли представители олигархии. Во главе этого совета в качестве главного из «тридцати тиранов» встал родственник (дядя) и друг Платона — Критий. Осужденный прежде за политическую деятельность, он теперь получил возможность отомстить. В правительство так же вошел и другой близкий родственник Платона (тоже дядя через сестру Периктиону — мать Платона) – Хармид.
Критий и Хармид привлекают честолюбивого философа к Афинскому «двору», где он мог бы реализовать свои идеи. Таким образом, в 24 года Аристокл (подлинное имя философа Платона) получает первую реальную возможность проявить себя на политическом поприще. Именно в это время зачинатель философского идеализма выступает с критикой демократии и откровенной апологией антидемократических форм государственного правления. Но вскоре Платон убеждается, что олигархи проводят все время в интригах и распределении полномочий и ради личной выгоды не пренебрегают любыми грубыми и нечистоплотными приемами, в результате, полный разочарования и обид, мыслитель разрывает отношения с Хармидом и Критием, напомнив им о том, что, теряя собственное достоинство, они потеряют и власть, и политический строй. Это в скором времени и происходит – в 403 г. до н. э. Критий погиб при Мунихии в бою с демократами. Демократия была восстановлена. К власти в Афинах приходит демократическое большинство, которое избирает новый Совет, тот самый, что впоследствии осудит великого Сократа на смерть.
Формально его приговорили к смерти за «разложение молодежи», по некоторым источникам – и за связи с политическими противниками афинской демократии.
Как нам уже известно, после этих событий, в том же 399 г. до н.э., 28-летний Платон на десять лет уехал из Афин и путешествовал по Южной Италии, Сицилии, Египту. Так же он побывал в Персии, Ассирии, Вавилоне. В 389 г до н.э. он оказался при дворе тирана Сиракуз(1) Дионисия I Старшего.
После неудачной попытки сближения с тираном, рабства и счастливого освобождения, около 387 г. до н.э. Платон основал философскую школу в Афинах – знаменитую Академию.
Изучение политического устройства греческих полисов и иностранных государств сформировало у Платона собственные политические взгляды, нашедшие отражение в его диалогах «Государство», «Политика», «Законы». В них Платон значительное внимание уделяет толкованию понятий «власть» и «политика», которые определяет как искусство управления полисом ради общего блага, впервые проводит и анализирует классификацию типов государственного устройства.
Философствование Платона в садах Академии шло под грохот Коринфской войны (394—387 гг.до н.э.) между враждующими Спартой и Фивами. Союзниками фиванцев были Коринф, Аргос и Афины, так что родной город Платона снова был втянут в изнурительные военные действия. В это время союзы городов менялись с нестерпимой быстротой, так как в греческие дела вмешивались постоянно и персы, и македонцы, сталкивая одних и миря других. Платон был свидетелем борьбы фиванцев со Спартой. Афины, затаив дыхание, наблюдали за тем, как мощные фаланги спартанцев были разбиты прославленным защитником демократии Эпаминондом в 371 году в битве при Левктрах, когда погибли спартанский царь Клеомброт и тысяча его лучших гоплитов. После поражения в войне с Фивами в 371 при Левктрах и в 362 при Мантинее Спарта превратилась во второстепенное государство.
К этим событиям примешивались бесконечные интриги персов, сталкивавших между собою греков. Но самым страшным было то, что на севере, у границ Фессалии, вырастало и крепло новое государство — Македония. Эта некогда дикая страна, властители которой стремились набраться образованности и приглашали, не скупясь на милости, к своему двору выдающихся греков, в царствование Филиппа II (359—336 гг. до н. э.), отца Александра Македонского, оказалась самым агрессивным и опасным соседом Греции. Филипп не только расширил македонские владения и пытался подчинить себе Персию, но и претендовал на власть в самой Греции.
Ослабление полисной Греции совпало по времени с укреплением политического могущества Македонии, которая стала играть первостепенную роль во внутригреческих делах.
И уже с середины IV в. до н.э. центр тяжести борьбы за власть в Элладе стал перемещаться на север, в Македонию. Филипп II умный и энергичный правитель, проведший свою молодость в Фивах в качестве политического заложника и усвоивший там немало полезного, оказавшись у власти, не только реорганизовал и усилил армию, но и начал активно вмешиваться в междоусобные войны полисов. Оказывалось так, что Филиппа постоянно призывали недовольные и обиженные города, он вечно кому-то помогал, восстанавливая справедливость с помощью денег или военной силы, и все больше становился непременным участником и арбитром в спорах соперничавших греческих полисов. Филипп шаг за шагом двигался в сердце Греции, методично захватывая окраинные города…
В год смерти Платона (347г. до н.э.) известный оратор Эсхин, глава афинского посольства, предал интересы родного города. Несмотря на обвинения Демосфена, он не только оправдался, но и возглавил в дальнейшем промакедонскую партию.
Завещание Платона оказалось крайне скромным. Выполнить его последнюю волю надлежало племяннику философа Спевсиппу и еще шести душеприказчикам.
За долгую жизнь Платон приобрел два небольших имения, одно он оставил своему ближайшему родичу Адиманту, а другое — на усмотрение друзей. Денег было всего 3 мины, да еще две серебряные чаши — большая и малая, золотой перстень и золотая серьга. После смерти хозяина остались четыре раба, а рабыню Артемиду он отпустил на волю по завещанию. И еще есть приписка — «долга никому не имею». Зато каменотес Евклид так и остался Платону должен три мины.
Погребение Платона совершили в Академии.
Платон, к счастью, не дожил до того позора, когда крупнейшие деятели греческих городов открыто высказывали идеи добровольного подчинения Филиппу.
В 338 г. до н.э., разбив противостоявшую ему армию греков, Филипп объединил под своей властью большинство полисов Эллады и стал фактически главнокомандующим всегреческой армии, готовя ее к походу на восток, против персов Ахеменидской державы. Вскоре, однако, Филипп пал жертвой заговора, а верховная власть в Македонии оказалась в руках его сына, двадцатилетнего Александра, воспитанника знаменитого Аристотеля. Началась новая историческая эпоха…
*
О различии и сходстве взглядов Платона и Аристотеля на виды политического устройства государства
В наследии Древней Греции особый интерес представляют идеи Платона и Аристотеля, выступавших во многом с отличных друг от друга позиций и пользовавшихся различными способами аргументации. И тот, и другой внесли свой вклад практически во все интересующие нас вопросы деятельности политических режимов — в анализ особенностей их функционирования, способы типологизации и динамику трансформации.
Платон, унаследовавший элитаризм во взглядах на политику (свойственный, в основном, всем мыслителям периода расцвета древнегреческой философии и, частично, периода эллинизма), был в этом, как и во многом другом, последователем идей своего учителя Сократа.
Зная биографию Платона и историю Древней Греции в период жизни философа, можно понять, почему Платон демократический строй и тиранию считал худшими государственными формами.
Принципиально отличными были взгляды на политику Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). По замечанию Е. Вятра, его подход к анализу политических явлений существенно отличался «от других древних философов, в частности, от Платона», т.к. «он впервые в истории общественной мысли применил эмпирический метод — наблюдение и индукцию. О том, что есть, он судит, опираясь на фактический материал, и, следовательно, с точки зрения метода поступает, как современный социолог политики». Можно сказать, что Аристотель обстоятельно проанализировал взгляды Платона и опроверг их.
Тем более показательно то, что и Аристотель, которого считают основоположником научной политологии, называл худшими политическими устройствами демократию и тиранию. Аристотель неоднократно отмечает некоторое сходство демократии с тиранией. Например: «Все тиранические процедуры кажутся тоже демократическими» (Аристотель «Политика»). Утверждая, что власть слишком богатых невыгодна ввиду слишком большого превосходства их над беднотой и постоянной угрозой всяких восстаний со стороны последней, он так же не приветствовал и власть бедных. Аристотель считал, что власть бедных также весьма невыгодна ввиду того, что она очень быстро вырождается в демократию, жадную до денег, и демагогию, в которой действуют наихудшие социальные инстинкты. Правда, Аристотель здесь критикует крайнюю демократию, так как власть в ней принадлежит демосу, а не закону, и с одобрением относится к цензовой демократии, которая считается с законом и основывается на примирении богатых и бедных.
При выборе лучшего строя из существующих в его время философ долгое время колебался между аристократией и монархией, но все-таки был поклонником македонского монархизма. При этом Аристотель предупреждал, что монархия вырождается в тиранию, аристократия — в олигархию, а полития — в демократию (или охлократию(2), как уточнял позднее Полибий).
Для уяснения истоков позиции Аристотеля по политическим и социологическим проблемам рассмотрим несколько фактов его биографии.
В противоположность Платону, этому аристократу высокого полета, происходившему из царского рода, Аристотель был тем, что сейчас можно было бы назвать просто интеллигентом. Он был сыном врача и сам учился на врача. Прибыв в Малую Азию в 347г. до н.э. из платоновской Академии (как мы помним, он был учеником Платона), он женился там на племяннице и приемной дочери Гермия, тирана Атарнеи, а об его близости ко двору македонских царей и говорить нечего. Будучи сыном лейб-медика македонского царя Аминты II, он еще в детстве играл с Филиппом II, будущим царем Македонии, который впоследствии пригласил Аристотеля в Пеллу, и в 343/342 годах назначил его воспитателем своего сына, юного Александра. Аристотель в связи с убийством Филиппа и вступлением Александра на престол в 336 году, после краткого пребывания на родине в Стагире, вернулся в Афины (335/334 годы), где основал собственную философскую школу в Ликее. Живя при дворе македонских царей, Филиппа, а затем Александра, он прекрасно видел все недостатки проповедуемого им монархического строя.
Этот демократ в душе и, одновременно, друг и наставник царя в жизни, конечно, не мог угодить ни демократии, ни монархам. Аристотель одновременно был и приближенным царя, и идеологом демократии, и трубадуром монархии.
В конце XII книги «Метафизики» Аристотель провозглашает: «Не хорошо многовластье: один да будет властитель». Именно здесь Аристотель является проповедником восходящей рабовладельческой монархии, эллинизма. И хотя он, как и Платон, вовсе не являлся сторонником тирании, тем не менее, у Аристотеля все же имеется некоторого рода идеальное представление о монархии, отличное от тирании и тиранов, которые конкретно действовали в истории. Аристотель называет монархию «первоначальной и самой божественной из всех форм государственного строя» (Polit. IV 2, 1289 а 39 –41).
Этому соответствует и то, что и сам Аристотель в своей личной жизни оказался весьма близким к македонским властителям, Филиппу и Александру, международное диктаторство которых выяснялось с каждым годом все больше и больше.
Заметим, что и в данном случае Аристотель не очень далеко ушел от Платона. Платон тоже рассуждает, что если бы нашелся монарх добродетельный и знающий, который управлял бы всеми справедливо и свято, то это была бы «поистине, единственно правильная форма правления» (Polit. 301 d). Такой правитель, по Платону, не нуждается ни в каких законах и даже сам стоит выше всякого закона (301 е).
_____________________________________________________________________
(1)Сираку́зы — одна из первых греческих колоний на восточном берегу острова Сицилии, основанная, по преданию, коринфянами под предводительством Архия около 735 до н. э.; впоследствии самый большой и богатый город острова.
(2) Охлократия (др.-греч. ὀχλοκρατία; от ὄχλος — толпа и κράτος — власть, лат. ochlocratia) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов.
Термин введён Аристотелем. Аристотель описывает Афины при Перикле и позднее как охлократию, ибо тогда господствовала чернь; люди знатного происхождения систематически устранялись от участия в делах управления, при назначении на должность решающую роль играла жеребьёвка; неизбежным результатом такой системы являлся деспотизм по отношению к союзникам и беспорядки в управлении.
@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше