ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА.
Историческая справка
Последняя треть V в. до н. э. ознаменовалась тяжелыми событиями для Греции. Если культурное главенство Афин было признано всем эллинским миром, то попытка Перикла установить политическое главенство Афинского государства окончилась неудачей. читать дальшеСпустя несколько лет после смерти Перикла в длительной Пелопонесской войне (431 – 404 гг. до н. э.) Спарта нанесла Афинам сокрушительное поражение. Эта война сильно ослабила всю Грецию, т. к. у нее уже не было сил ни для объединения, ни для защиты своей независимости от посягательств мощных соседей.
Кроме того и внутреннее устройство всего греческого мира требовало обновления: узкие рамки полисов уже были тесными для развития рабовладельческого способа производства. В IV в. до н. э. происходило постепенное разложение греческих полисов вместе с упадком самой идеи греческой демократической государственности. В 386 г. до н. э. Персия воспользовалась междоусобной войной, ослабившей греческие города-государства, и навязала им мир, по которому все города малоазийского побережья перешли в подчинение персидскому царю. Персидская держава стала главным арбитром в греческом мире; национального объединения греков, столь необходимого по экономическим причинам, она не допускала.
В 338 г. до н. э. царь окрепшей соседней балканской страны, Македонии, Филипп II разбил греков при Херонее. Эта битва решила участь Эллады: она оказалась объединенной, но под чужой властью. А сын Филиппа II – великий полководец Александр Македонский повел греков в победоносный поход против их исконных врагов – персов.
Этому историческому отрезку сопутствовал последний классический период греческой культуры.
КУЛЬТУРА ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ
В культуре поздней классики ясно распознаются новые веяния. Затушевывается гордая уверенность во всепокоряющей мощи человека, возникают раздумья, рождающие либо беспокойство, либо склонность к безмятежному наслаждению жизнью. Возрастает интерес к индивидуальному миру человека; в конечном счете это знаменует отход от могучего обобщения прежних времен. Покойное и величавое благородство богов и героев, какими их изображал Фидий, уступает место выявлению в искусстве сложных переживаний, страстей и порывов. Художников IV в. до н. э. привлекают уже не утверждение человеческой мощи и красоты, мужественного начала и твердой воли в лице атлетов и победителей в состязаниях, как ранее, а впервые прелесть детства, мудрость старости, вечное обаяние женственности.
Три величайших греческих трагика – Эсхил (526 – 456), Софокл (90-е гг. V в. – 406) и Еврипид (446 – ок. 385) выразили духовные устремления и основные интересы своего времени.
Трагедии Эсхила славят идеи: человеческий подвиг, патриотический долг. Софокл славит человека, причем сам говорит, что изображает людей такими, какими они должны быть. Еврипид же стремится их показать такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками; трагедии его во многом уже раскрывают содержание искусства IV в.
В этом веке строительство театров приняло в Греции особый размах. Они были рассчитаны на огромное число зрителей – 15-20 тысяч и больше, места для зрителей, расположенные полукругом по холмам, обрамляли площадку для хора. Весь народ Эллады получал в театре живое представление о героях своей истории и мифологии, и оно внедрялось в изобразительное искусство, вырабатывая к нему определенные требования.
IV в. отражает новые веяния и в своем строительстве. Греческая архитектура поздней классики отмечена стремлением одновременно к пышности, даже к грандиозности и к легкости и декоративному изяществу. Чисто греческая художественная традиция переплетается с восточными влияниями, идущими из Малой Азии, где греческие города подчиняются персидской власти.
АРХИТЕКТУРА И ВАЯНИЕ
Коринфский ордер.
Скопас. Пракситель. Лисипп.
Наряду с основными архитектурными ордерами – дорическим и ионическим, все чаще применяется третий – коринфский, возникший позднее.
Коринфская колонна – самая пышная и декоративная. Реалистическая тенденция преодолевает в ней исконную абстрактно-геометрическую схему капители, облаченной в коринфском ордере в цветущее одеяние природы – двумя рядами акантовых листьев.
Скопас, Пракситель и Лисипп – величайшие греческие ваятели поздней классики. По влиянию, которое они оказали на все последующее развитие античного искусства, творчество этих трех гениев может сравниться со скульптурами Парфенона. Каждый из них выразил свое личное яркое индивидуальное мироощущение, свой идеал красоты, свое понимание совершенства. Причем в творчестве каждого это личное созвучно эпохе, воплощая те чувства, те вожделения современников, которые наиболее полно отвечали его собственным.
Скопас (ок. 420 – ок. 355 г. до н. э.), уроженец богатого мрамором острова Пароса, работал и в Аттике, и в городах Пелопоннеса, и в Малой Азии. К сожалению, почти все его творчество, чрезвычайно обширное и по количеству работ, и по тематике, погибло почти без остатка. Но те крохи, которые сохранились, дают нам представление о его искусстве. По темпераменту Скопас близок к Еврипиду, как близки они в своем восприятии горестных судеб Эллады. Творения Скопаса дышат страстью и порывом, беспокойством, борьбой с какими-то враждебными силами, глубокими сомнениями и переживаниями. Так, достаточно взглянуть хотя бы на искалеченную голову раненого воина (Афины, Национальный музей), чтобы почувствовать великую силу гения. Ибо голова эта с изогнутыми бровями, устремленными ввысь глазами и приоткрытым ртом, голова, все в которой – и страдание и горе – как бы выражает трагедию не только Греции IV в., раздираемой противоречиями и попираемой чужеземными захватчиками, но и исконную трагедию всего человеческого рода в его постоянной борьбе, где за победой все равно следует смерть. Эта сохранившаяся часть изваяния - один из нескольких обломков скульптурного убранства храма Афины в Тегее, где Скопас был не только ваятелем, но и зодчим. Так же работой самого скульптура или его мастерской было убранство гробницы правителя персидской провинции Мавсола в Малой Азии (от которой произошло слово «мавзолей»). Этот памятник архитектуры до нас так же не дошел, но обломки фриза гробницы, изображающего битву греков с амазонками (Лондон, Британский музей), убеждают нас в гениальности ваятеля. Композиция этого фриза, как и парфенонского безупречна: стройна, гармонична, образы его конкретны, ни одна фигура не утрачивает своего самостоятельного пластического значения. Здесь такая же раскрепощенность движений, которая выливается не в величавую размеренность, как у Фидия, а в подлинную бурю: ракурсы фигур, выразительность жестов, развевающиеся одежды создают еще невиданную в античном искусстве буйную динамичность.
Вот и все, что осталось от самого Скопаса или его учеников. Прочее, относящееся к его творчеству, - это позднейшие римские копии, такие как, например, статуя Менады или Вакханки, о которой мы можем судить лишь по уменьшенному образцу (Дрезденский музей). Статуя полностью рассчитана на обозрение со всех сторон, чтобы воспринять полностью все аспекты, созданного художником образа, - это явилось новшеством, очень важным для развития реалистического искусства. Скульптура, изображая женщину в бурном танце, передает нам самозабвенный пафос неистовства и страсти.
Пракситель (коренной афинянин, работал в 370 – 340 гг. до н. э.) выразил в своем творчестве совсем иное начало. Он, как и Скопас, пренебрегал бронзой, создав в мраморе свои величайшие произведения. В свое время его слава затмила даже славу Фидия. Пракситель – вдохновенный певец женской красоты, столь чтимой греками в IV в. до н. э. Впервые он изобразил в мраморе обнаженную богиню, то была знаменитая теперь статуя «Афродита Книдская». Скульптура дошла до нас в двух мраморных римских копиях и по заимствованиям. Восхищенные современники ваятеля посвящали ей стихи, о ее культе писал римский ученый Плиний. Что же так пленяло и продолжает пленять в этом и подобных ему произведениях? Тончайшая моделировка, в которой Пракситель превзошел всех своих предшественников, оживление мрамора мерцающими световыми бликами, которые придавали гладкому камню нежную бархатистость, плавность форм, идеальные пропорции тела, естественность поз – все выражало Красоту и Любовь. Цвет, по-видимому, играл большую роль в общем облике статуй Праксителя. Известно, что некоторые из них раскрашивал (втиранием растопленных восковых красок, мягко оживлявших белизну мрамора) сам Никий, знаменитый тогдашний живописец. Искусство ваятеля приобретало благодаря цвету еще большую выразительность и эмоциональность.
Праксителя признают иногда самым ярким выразителем в античном искусстве того философского течения, которое высшее благо и естественную цель всех человеческих устремлений видело в наслаждении жизнью (гедонизм). Образы атлетов не интересовали его, как не интересовали и гражданские мотивы. Он стремился воплотить в мраморе идеал физически прекрасного юноши, не столь мускулистого, как у Поликлета, изящного, стройного и безмятежно счастливого. Этому образу полностью соответствуют такие известные скульптуры, как «Гермес с Дионисом» (Олимпия, Музей), «Отдыхающий сатир» и др. Эти скульптуры пользовались огромной славой, до нас дошло не менее 150 мраморных копий «Отдыхающего сатира» (пять из них в Эрмитаже). Не счесть также античных статуй, статуэток из мрамора, глины, бронзы, надгробных стел и всевозможных изделий прикладного искусства, навеянных гением Праксителя.
Лисипп работал в последнюю треть IV в. до н. э., уже в пору Александра Македонского. Творчество его как бы завершает искусство поздней классики.
Бронза была излюбленным материалом этого ваятеля. Лисипп считался одним из самых плодовитых мастеров своего времени. Среди его работ были скульптурные группы, насчитывавшие до двадцати фигур, причем высота некоторых его изваяний превышала двадцать метров. По словам Плиния, Лисипп говорил, что в отличие от своих предшественников, которые изображали людей, какими они есть, он, Лисипп, стремился изобразить их такими, какими они кажутся. Мы не знаем оригиналов мастера, так что и о нем можем судить лишь по сохранившимся мраморным копиям, далеко не отражающим всего его творчества.
Новаторство Лисиппа состояло в том, что он открыл в искусстве ваяния огромные, ранее не использовавшиеся, реалистические возможности. Моментальный снимок? Импрессионизм? Вот какие сравнения приходят на ум при взгляде на его работы. Фигуры не воспринимаются нами как созданные «напоказ», они не позируют, а существуют сами по себе, как поймал их взгляд художника во всей сложности самых разнообразных движений. Знаменитый «Апоксиомен» (Рим, Ватикан). Это юный атлет, но совсем не такой, как в скульптуре предыдущего века, где его образ излучал гордое сознание победы. Лисипп показал нам атлета уже после состязания, металлическим скребком старательно очищающего тело от масла и пыли. Он внешне спокоен, но мы чувствуем, что он пережил большое волнение, в чертах его проглядывает усталость от крайнего напряжения.
«Геракл со львом» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Это страстный пафос борьбы не на жизнь, а на смерть, опять-таки будто со стороны увиденный художником. Вся скульптура как бы заряжена бурным напряженным движением, неудержимо сливающим в одно гармонически прекрасное целое вцепившиеся друг в друга мощные фигуры человека и зверя.
Лисипп был единственным ваятелем, которого знаменитый Александр Македонский признавал достойным запечатлевать его черты, а статуэтку скульптура «Пирующий Геракл» (одно из ее повторений – тоже в Эрмитаже) во всех походах возил с собой и умирая, велел поставить ее перед собой.
ЖИВОПИСЬ И ВАЗОПИСЬ
Александр Македонский знал толк не только в ваянии, но и в живописи. Подобно Лисиппу при его дворе работал любимый императором художник Апеллес, искусство которого почиталось вершиной живописного мастерства в то время. Апеллес, Никий, Павсий, Евфранор, Протоген, Филоксен, Антифил – для нас это все только имена, а между тем, эти художники были замечательнейшими мастерами живописи IV в. до н. э., восхищенные отзывы о работах которых остались в литературных свидетельствах их современников. Это был век взлета античной живописи.
Передача пространства и воздушной среды, линейная перспектива, постепенное усиление и смягчение цветовых тонов, колористика (градация света и тени в пределах одного цветового тона), правильное композиционное построение картины вне зависимости от количества и взаимоположения фигур – все эти задачи с блеском решались древнегреческими художниками. Они преуспевали в самых различных жанрах, как-то: историческая и батальная живопись, портрет, пейзаж и даже мертвая натура.
В римских Помпеях, разрушенных извержением вулкана, кроме стенных росписей, были обнаружены и мозаики и среди них – одна, наиболее для нас драгоценная. Это огромная композиция «Битва Александра с Дарием при Иссах» (Неаполь, Национальный музей), т. е. Александра Македонского с персидским царем Дарием III, потерпевшим в этом сражении сокрушительное поражение, за которым последовало крушение империи Ахеменидов.
Могучая фигура Дария с выброшенной вперед рукой, как бы в последней попытке остановить неизбежное. В его глазах бешенство и трагическая напряженность. Между ним и Александром – раненый персидский воин, свалившийся вместе с конем. Это центр композиции. Ничто уже не может остановить Александра, который, как вихрь, несется на Дария. Александр – победа. Юные, исполненные отваги черты; он беспощаден в своем торжестве. Пафосом боя и пафосом победы дышит вся композиция. Смелые ракурсы передают объемность фигур воинов и рвущихся коней. Батальная картина поразительной силы.
Это мозаичное полотно (вероятно, эллинистической работы) воспроизводит картину греческого живописца Филоксена, жившего в конце IV в. до н. э., при этом воспроизводит очень добросовестно, если доносит до нас мощь оригинала.
Конечно, это не подлинник, но пожалуй, именно эта, искалеченная помпеянской катастрофой мозаика, несколько приоткрывает тайну живописных откровений великих художников древней Эллады.
Утрата греческой живописи драматична; сколько бы мы ни любовались обломками греческих статуй, наше представление о великом искусстве Эллады, в лоне которого возникло все европейское искусство, все равно будет неполным. Духу творцов Эллады суждено было возродиться на исходе средних веков нашей эры. Художники Возрождения не видели ни одного образца античной живописи, но они сумели создать свою собственную великую живопись, приходившуюся родной дочерью греческой.
И наконец, хочется упомянуть еще об одном шедевре той эпохи, хранящемся в нашем Эрмитаже – знаменитой на весь мир италийской вазе, найденной вблизи древнего города Кумы (в Кампании), названной за свое совершенство композиции и богатство украшения «Царицей ваз». Это произведение отражает все высшие достижения греческой пластики. Главное в чернолаковой вазе из Кум – ее действительно безупречные пропорции, стройный контур, общая гармония форм и поразительные по красоте многофигурные рельефы, сохранившие следы яркой раскраски и посвященные культу богини плодородия Деметры, знаменитым Элевсинским мистериям, символизирующим смерть и жизнь, вечное увядание и пробуждение природы. Эти рельефы – отзвуки монументальной скульптуры величайших греческих мастеров V и IV вв. до н. э. Так, все сидящие фигуры напоминают изваяния школы Фидия, а все стоящие – Праксителя.
В этой вазе дышит законченное, умудренное, уже несколько вычурное, но все еще идеально-прекрасное мастерство. Классика на исходе, но классическое великолепие еще не выродилось в пышность, как это произойдет в последующую эллинистическую эпоху.
ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ КУЛЬТУР
Историческая справка
Походы Александра Македонского длились десять лет. В результате была образована огромная империя, простиравшаяся от Балкан до Нижнего Египта и от Истры (нынешнего Дуная) до Инда. Древний мир не знал до этого такого огромного государственного образования, как империя Александра. В этой империи главенствовала греческая культура, происходило переплетение культур Востока и Запада под руководством Греции. Но империя Александра существовала недолго: всего тринадцать лет длилось его царствование. Тотчас же после его смерти (в 323 г до н. э.) эта империя распалась. Военачальники Александра поделили между собой его завоевания, и, таким образом, образовалось несколько царских династий.
Со смертью Александра Македонского начинается пора эллинизма: эллинский мир перерождается в эллинистический. Эллада не смогла политически главенствовать над миром, но ее культура осталась в государствах, возникших на Востоке. Великая историческая миссия Эллады была культурной.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Эллинистическая культура развивалась на основе достижений и греков, и восточных народов.
Наибольшие успехи в этот период были достигнуты в области строительства и военного дела. Быстро росли города, создавались такие чудеса инженерного искусства, как Фаросский маяк около Александрии (одно из «семи чудес света»), велики были достижения в кораблестроительстве, осадной технике.
Для эллинистического периода была характерна дифференциация научных дисциплин и развитие преимущественно точных наук (математика, механика, астрономия). Египетская Александрия стала центром науки, литературы и искусства: там был основан «Музей», ставший на много веков средоточением художественной и научной жизни, знаменитая александрийская библиотека, самая большая в античном мире, насчитывала более семисот тысяч свитков папируса и пергамента. Александрия же стала колыбелью геометрии, ведь там преподавал Евклид. Там же работали такие крупные ученые, как Эратосфен, Аристарх Самосский, Архимед.
В философских системах этого периода на первый план выступают морально-этические вопросы, проблемы взаимоотношений человека и общества. Возникают и развиваются учения стоиков, проповедующих фатализм, эпикурейцев, призывающих к бездействию, скептиков, считающих окружающий мир непознаваемым, а все теории о его природе – фантазиями и, наконец, киников, выступающих за возвращение к природе, отказ от удобств и непризнание государства и религии (ярким представителем этой школы был знаменитый Диоген).
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
В эллинистической литературе и искусстве проявляется интерес к внутренним переживаниям человека. Распространяется любовная поэзия, бытовая комедия. Крупнейшим представителем этой «новой комедии» был Менандр, чье творчество оказало большое влияние на римскую комедию, а через нее и на комедию нового времени. Полностью до нас дошла только его комедия «Брюзга», а из других – множество фрагментов.
В изобразительном искусстве значительное место занимает портретная скульптура, в которой выражается характер человека и его переживания. Вместо идеально-прекрасного, гармоничного образа гражданина V в. до н. э. скульптуры создавали образы людей страдающих, побежденных в неравной борьбе, как в скульптурной группе «Лаокоон» (I в. до н. э. Рим. Ватикан.).
Таковы же скульптуры Пергамского алтаря, изображающие битву богов с гигантами, аллегорически показывающие битву эллинов с варварами (галльскими племенами). По вдохновению и стилю этот фриз Пергамского алтаря восходит к Скопасу. Упоение боем, дикое, самозабвенное – вот что славит мрамор фриза. Первым христианам Пергамский алтарь показался «престолом сатаны».
Некоторые скульптуры продолжали традиции мастеров IV в. до н. э., показывая прекрасное женское тело как олицетворение вечной красоты. В этот период была создана знаменитая Венера Милосская (III – II вв. до н. э. Париж. Лувр.).
Одной из вершин искусства является изваянная неизвестным нам художником, относящаяся к родосской школе «Ника Самофракийская» (Париж. Лувр.). Эта статуя стояла на носу каменного корабля-монумента. Неудержимо несется вперед, рассекая ветер, во взмахе могучих крыльев Ника-Победа. Несмотря на изувеченность фигуры, грандиозность этого образа доходит до нас полностью.
Впервые в эллинистическом мире появились камеи – рельефно вырезанные самоцветы. Они не имели никакого практического значения, ими украшались и любовались. Таким памятником искусства и роскоши является знаменитая камея Гонзага (III в. до н. э. Санкт-Петербург. Эрмитаж.), изображающая «земных богов» - царя Птолемея Филадельфа и его сестру и жену Арсиною. Великолепнейшая резьба по камню, трехслойному сардониксу, снаружи коричневому, а внутри голубовато-белому. Величественны и строги эти идеализированные образы. Они как бы дополняют друг друга, олицетворяя мужское и женское начало. Эта камея – один из примеров официозного, помпезного искусства, которое существовало наряду с реалистическим и проявлялось в архитектуре и ювелирных изделиях.
В религиозных верованиях особенно сказалось влияние Востока: греки становятся почитателями Осириса,
Исиды, Кибелы, Астарты и других восточных божеств. Происходит слияние культов греческих и восточных богов (т. н. религиозный синкретизм). В Египте в этот период возникает культ Сараписа, сочетавшего черты ряда божеств.
Эллинистическая культура и искусство были сложными и разнородными. Их достижения оказали огромное влияние на развитие всей последующей европейской культуры.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 1
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ГРЕЦИИ 1
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1
ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА 2
КРИТ 2
МИКЕНЫ 2
ГОМЕРОВСКИЙ И РАННЕАРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 2
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ 3
ЧЕЛОВЕК В ИЗОБРАЖЕНИИ ГОМЕРА 4
ИСКУССТВО 5
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 5
Историческая справка 5
ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА 5
СКУЛЬПТУРА 6
АРХИТЕКТУРА 6
Дорический и ионический стили 6
ЖИВОПИСЬ И ВАЗОПИСЬ 7
Чернофигурная и краснофигурная роспись 7
ВЕЛИКИЙ РАСЦВЕТ 8
Историческая справка 8
КУЛЬТУРА 8
Пифагор Регийский, Мирон, Поликлет 8
АРХИТЕКТУРА 9
Акрополь. Фидий. 9
ЖИВОПИСЬ И ВАЗОПИСЬ 11
ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА. 11
Историческая справка 11
КУЛЬТУРА ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ 12
АРХИТЕКТУРА И ВАЯНИЕ 12
Коринфский ордер. 12
Скопас. Пракситель. Лисипп. 12
ЖИВОПИСЬ И ВАЗОПИСЬ 14
ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ КУЛЬТУР 15
Историческая справка 15
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУ ЛЬТУРА 15
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО 15
СОДЕРЖАНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
История древнего мира / Под редакцией Глускиной Л. М. М., 1975
Легенды и сказания Древней Греции и древнего Рима / Под редакцией Нейхардт А. А.
М., 1987
Любимов Л. Д. Искусство древнего мира. М., 1971
Ярославский Е. М. Как родятся, живут и умирают боги и богини. М., 1959
@темы: рефераты