5.5 Итоговые показатели оборонной промышленности к 22 июня 1941г.
Стрелковые войска. В 1939, 1940 и первой половине 1941 г. войска получили более 105 тысяч ручных, станковых и крупнокалиберных пулеметов, около 85 тысяч автоматов.1 читать дальшеЭто при том, что выпуск стрелково-артиллерийского вооружения в это время несколько снизился, потому что устаревшие виды снимались с производства, а новые из-за сложности и конструкторских особенностей не так-то просто было поставить на поток.
Бронетанковые войска. К 1938 г. по сравнению с началом 30-х годов производство танков возросло более чем в три раза. В 1939 – 1940 гг. талантливые коллективы конструкторов под руководством Ж. Я. Котина создают тяжелый танк КВ, под руководством М. И. Кошкина, А. А. Морозова и Н. А. Кучеренко – знаменитый средний танк Т-34. Моторостроители дали мощный дизельный танковый двигатель В-2. Правда, в 1941 г. этот двигатель был еще несовершенен, в то время паспортный ресурс всех В-2 не превышал 100 моточасов на стенде и в среднем 45-70 часов в танке. Все это вполне объясняет плохие маршевые возможности механизированных частей и соединений в 1941 г.2 Тем не менее КВ и Т-34, оснащенные этим двигателем, оказались лучшими из машин, созданных накануне войны. В ходе войны они уверенно сохраняли превосходство над аналогичными типами машин противника.
КВ-1 (1939 г.) был первым в мире танком с противоснарядным бронированием: лобовая броня – 100 мм с возможностью дальнейшего усиления. Широкие гусеницы КВ позволяли воевать почти на любой местности, в любых погодных условиях. Он имел дизельный двигатель в 600 л.с. и 76-мм длинноствольную пушку. КВ-2 имел еще более мощное вооружение, стрелявшее бетонобойными и осколочно-фугасными снарядами. Помимо этих танков были созданы и представлены на государственные испытания тяжелые танки КВ-3 и КВ-220, шли работы по созданию КВ-4 и КВ-5.
В декабре 1940 г. ЦК ВКП(б) и Советом Народных Комиссаров были приняты постановления об организации массового производства танков в Поволжье и на Урале.
______________
1 Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. Изд-во АПН, М., 1969, стр. 203.
2 Исаев А. Антисуворов. – М.: Изд-во «Яуза», «Эксмо», 2004, стр. 191.
С января 1939 г. по 22 июня 1941 г. Красная Армия получила более 7 тыс. танков, в 1941 г. промышленность уже могла дать около 5,5 тыс. танков всех типов. К началу войны заводы успели выпустить 1861 танк КВ и Т-34. Практически новые танки начали поступать в войска приграничных округов только со второй половины 1940 г. Объективных возможностей танковой промышленности не хватало для полного укомплектования новых мехкорпусов, которым требовалось 16,6 тыс. танков новых типов, а всего около 32 тыс. танков, также недоставало и технических, командных кадров.1
Таким образом, к началу войны удалось оснастить меньше половины формируемых механизированных корпусов.
Артиллерия. Так как к созданию артиллерийских систем в СССР приступили только в конце 1930-х гг., то значительную часть артиллерийского парка РККА на начало войны составляли орудия старых типов. На вооружении Красной Армии были гаубицы и пушки, разработанные еще перед Первой мировой войной образца 1909,1910,1913, 1918 гг. и модернизированные в 1930-х гг. (Например, 122-мм гаубицы обр. 1909/30 гг.; 107-мм пушка обр. 1910/30 гг.; 76,2-мм пушка обр. 1902/30 гг. и др.). Во-вторых, это поколение орудий разработки рубежа 1920 – начала 1930-х гг. (122-мм корпусная пушка А-19 обр. 1931 г.; 203 мм гаубица Б-4 обр. 1931 г. и др.). И, наконец, в-третьих, было поколение артиллерийских орудий, принятых на вооружение во второй половине 1930-х гг. (152-мм пушка-гаубица МЛ-20 обр. 1937 г.; 76-мм дивизионная пушка обр. 1936 г. Ф-22; 280-мм мортира обр. 1939 г. и др.). Таким образом артиллерийские полки РККА вооружались орудиями нескольких поколений.2
С первого января 1939 г. по 22 июня 1941 г. Красная Армия получила от промышленности 29 637 полевых орудий, 52 407 минометов, а всего орудий и минометов, с учетом танковых пушек, - 92 578. Войсковая артиллерия приграничных округов была в основном укомплектована орудиями до штатных норм.
К началу войны Главное артиллерийское управление не оценило полностью такое мощное реактивное оружие, как БМ-13 («Катюши»). Комитет обороны только в июне 1941 г. принял постановления об их серийном производстве, и уже через 10 – 15 дней после начала войны войска получили первые партии этого грозного оружия.
30 января 1940 г. было принято постановление политбюро ЦК ВКП(б) «Об увеличении производства минометов и мин». Однако, в требуемых масштабах армия начала получать 82-мм и 120-мм минометы только перед самой войной. В июне 1941 г. в количественном и качественном отношении наши минометы уже значительно превосходили немецкие.3
Военно-Воздушные Силы. Авиапромышленность к концу 1940 г. возросла по сравнению с 1939 г. более чем на 70%. Это дало возможность в 1940 г. выпустить 8 331 боевой самолет. Однако это были в основном самолеты устаревших конструкций.4 Параллельно строятся новые авиамоторные предприятия и заводы авиаприборов на площадках предприятий, переданных авиапромышленности из других отраслей народного хозяйства.
С 1 января 1939 г. по 22 июня 1941 г. Красная Армия получила от промышленности 17745 боевых самолетов, из них 3 719 самолетов новых типов. Начинался новый этап развития авиации. Практически был полностью реконструирован ЦАГИ, создаются новые конструкторские бюро военной авиации. В них продолжают работать известные талантливые конструкторы С.В. Ильюшин, А.И. Микоян, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков, А.С. Яковлев со своими молодыми коллективами, которые
_________
1 Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. Изд-во АПН, 1969, стр. 205.
2 Исаев А. Антисуворов. – М.: Изд-во «Яуза», «Эксмо», 2004, стр. 243 – 245.
3 Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. Изд-во АПН, 1969, стр. 206.
4 Н. П. Каманин. Летчики и космонавты. М., Политиздат, 1972, стр. 178.
создают около 20 типов новейших самолетов. В конце 1940 – начале 1941 гг. разворачивается борьба за ускоренное серийное освоение лучших типов самолетов. Однако промышленность не успевала за требованиями времени. В количественном отношении накануне войны в авиации преобладали машины старых конструкций. Примерно 75 – 80% общего числа машин по своим летно-техническим данным уступали однотипным самолетам фашистской Германии. Материальная часть новых самолетов только осваивалась, современной авиационной техникой удалось перевооружить не более 21% авиационных частей.
Как отмечает А.С. Яковлев, бывший с января 1940 г. заместителем народного комиссара авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке, в 1940 г. было произведено всего 64 истребителя ЯК-1, 20 истребителей МиГ-3, 2 пикирующих бомбардировщика ПЕ-2. В первой половине 1941 г. было выпущено 1946 истребителей МиГ-3, ЯК-1, ЛАГГ-3, 458 бомбардировщиков ПЕ-2 и 249 штурмовиков ИЛ-2. Все эти машины были быстроходнее и маневреннее немецких, а ильюшинский штурмовик – уникален, но все же подавляющее большинство боевых самолетов было старых марок, значительно слабее немецких аналогов.1
Постановлением ЦК ВКП (б) «О реорганизации авиационных сил Красной Армии» предусматривалось формирование новых частей (106 авиаполков), расширение и укрепление военно-учебных заведений ВВС, перевооружение боевых соединений новыми образцами самолетов. К концу мая 1941 г. удалось сформировать и почти полностью укомплектовать только 19 полков, не хватало боевой техники и для пяти новых воздушнодесантных корпусов. В феврале 1941 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР утвердили дополнительный план строительства аэродромов. Предусматривалось создать в западных районах 190 новых аэродромов, к началу войны эти работы были в полном разгаре, однако преобладающее большинство их не было закончено.
В целом война застала наши Военно-Воздушные Силы в стадии широкой реорганизации, перехода на новую материальную часть и переучивания летно-технического состава. Буквально через год – полтора наша авиация могла предстать в совершенно обновленном, мощном боевом виде.2
Военно-Морской Флот. Темпы оснащения Военно-Морского Флота нарастали. Только за одиннадцать месяцев 1940 г. было спущено на воду 100 миноносцев, подводных лодок, тральщиков, торпедных катеров, отличавшихся высокими боевыми качествами. Около 270 кораблей всех классов строилось. В самом конце 1940 г. создавались новые военно-морские базы, дополнительно осваивались районы на Балтийском, Северном и Черном морях. На всех флотах эскадры значительно укрепляются новыми кораблями, формируются новые соединения эскадренных миноносцев, торпедных катеров.
Всего накануне войны в строю флота было около 600 боевых кораблей, в том числе 3 линкора, 7 крейсеров, 49 эсминцев, 211 подводных лодок, 279 катеров, свыше 1 тыс. орудий береговой обороны, более 2 500 самолетов.3
Современный флот – дело дорогостоящее. Комитет обороны при СНК СССР в 1939 г. принимает решение сократить, а затем и вовсе прекратить строительство линкоров и тяжелых крейсеров, создание которых требовало колоссальных затрат, большого расхода металла и отвлечения значительного количества инженерно-технического состава и рабочих судостроительной промышленности. С другой стороны, береговой и противовоздушной обороне минно-торпедному вооружению должного внимания не уделялось.
В целом же накануне войны советский Военно-Морской Флот производил внушительные впечатления и достойно встретил противника.
_________
1 Яковлев А. С. Цель жизни. (Записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. М., Политиздат, 1972, стр.236.
2 Г. К.. Жуков. Воспоминания и размышления. Изд-во АПН, 1969, стр. 209 – 211.
3 Там же, стр. 213.
Войска ПВО. Угроза воздушного нападения на СССР в предвоенные годы отчетливо нарастала. Поэтому были повышены требования к противовоздушной обороне страны и проведены важные организационные преобразования, поскольку система ПВО, принятая в 1932 г., серьезно устарела.
К июню 1941 г. войска ПВО были обеспечены орудиями среднего калибра примерно на 85%, малого калибра – на 70%, зенитными пулеметами на 70%, аэростатами заграждения и прожекторами – до половины.1
К моменту начала войны новая система действий ПВО не была отработана до конца, оснащение новейшей техникой только начиналось, неточно были определены границы «угрожаемой зоны» (пределы досягаемости бомбардировочной авиации противника). Плохо было с транспортом.
Итак, подводя итог вышесказанному о деятельности оборонной промышленности с начала 1930-х гг. до начала Великой Отечественной войны, мы можем отметить следующие положения.
Уже с конца 1920-х гг. правительство СССР готовило страну к новой вероятной войне, жертвуя благосостоянием народа. Оно считало, что Советский Союз окружен кольцом враждебных капиталистических государств и война с ними неизбежна, т.к. политической целью будущих интервентов в СССР является их стремление к ликвидации советского строя на территории бывшей России и подчинение ее своему влиянию с целью использования русского рынка и превращение России в колонию.
Врагами считались:
«1-я группа – государства, явно враждебные по отношению к СССР: Англия, Франция, Польша, Румыния, Финляндия, Эстония, Латвия и Литва. Сюда же можно причислить и Италию, которая из соображений своей общей политики готова поддержать антисоветские планы Англии.
2-я группа – государства, могущие примкнуть к антисоветскому фронту: Германия, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Югославия, Греция, Бельгия, Япония и США». (Тухачевский М.Н., Берзин Я.К., Жигур Я.М., Никонов А.Н. Будущая война. М., ВАГШ ВС РФ, 1996, стр. 54) (Цит по книге А. Исаева «Антисуворов»).2 Именно в связи с этой концепцией Сталин на Всесоюзной конференции работников промышленности, состоявшейся в феврале 1931 г., заявил: «Мы отстали от передовых стран на 50 – 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Эта идея и легла в основу индустриализации страны, создании и развитии на ее базе оборонной промышленности. В апреле 1929 г. XVI партийная конференция приняла первый пятилетний план, который предусматривал общий размер капиталовложений в народное хозяйство – 64,6 млрд. рублей, из которых в промышленность и электрификацию направлялись 19,6 млрд., в транспорт – 10 млрд., в сельское хозяйство – 23,2 млрд. рублей. Именно тогда возводился Днепрогэс, строились крупнейший металлургический Магнитогорский комбинат, Уралмашзавод, Березниковский и Соликамский химкомбинаты, Московский и Горьковский автозаводы, Сталинградский тракторный завод и многие другие предприятия.3 Форсированная индустриализация заставила руководство страны максимально использовать энтузиазм рабочего класса. С этой целью было развернуто социалистическое соревнование, основным лозунгом которого стал
_________
1 Г. К.. Жуков. Воспоминания и размышления. Изд-во АПН, 1969, стр. 212.
2 Исаев А. Антисуворов. – М.: Изд-во «Яуза», «Эксмо», 2004, стр.304.
3 Н. П. Каманин. Летчики и космонавты. М., Политиздат, 1972, стр. 32.
призыв «Пятилетку - в четыре года!» За организацией и ходом соревнования следил сам Сталин. Соревнование не предполагало материального вознаграждения, наоборот, создавая «маяки производства» (ими являлись ударники труда, такие как забойщик из Донбасса Н. Изотов, шахтер А. Стаханов, кузнец А. Бусыгин, ткачихи Е. и М. Виноградовы и др.), которые показывали чудеса производительности труда, партийно-профсоюзные руководители помогали хозяйственным руководителям пересматривать тарифную сетку и повышать требования к остальным работникам. «Социалистическое соревнование» организовывали даже в трудовых лагерях, где использовался дешевый труд заключенных.
Рост промышленного производства в 1930-е гг. в среднем составлял 15-18% в год, несмотря на попытку увеличить его в 1930-1931 гг. в два раза. Столь высокие темпы роста были обеспечены как низким стартовым уровнем, так и командным методом руководства плановой экономикой. Тем не менее плановые рубежи пятилеток не были достигнуты ни в комплексе, ни по отдельным отраслям, несмотря на официальные заявления об успешном и досрочном выполнении пятилеток в области промышленного производства.
Огромные успехи Страны Советов в индустриализации 1930-х гг., в создании и развитии новых отраслей промышленности, оборонной промышленности, в развитии науки и техники в эти годы привели к самоуспокоенности. Особенную гордость вызывала авиация, так как по всему миру гремели советские рекорды на дальность перелетов, на самую большую грузоподъемность самолетов-гигантов и т.п. Именно поэтому считалось, что не только наша спортивная, но и боевая авиация, которой отводилась наиважнейшая роль в будущей войне, прочно держит мировое первенство и способна обеспечить в случае вражеского нападения скорую «победу малой кровью на территории врага».
Однако уже очень скоро наступило отрезвление. «Когда в конце 1938-го года, в ходе гражданской войны в Испании, немцы показали свои новые «Мессершмитты» и «Юнкерсы», совершенно неожиданно выявилось наше отставание. Поликарповские истребители И-15, И-16 по всем статьям уступали «Мессершмиттам». Фронтовые бомбардировщики СБ также не выдерживали сравнения с немецкими пикирующими бомбардировщиками Ю-88. Вышло так, что по всем типам боевой авиации перевес оказался у немцев».1
Советские истребители уступали немецким в скорости, калибре оружия, дальности стрельбы и не могли обеспечить эффективной защиты бомбардировщиков, которые также оказались тихоходными, с недостаточной дальностью полета. Все это означало явное отставание в области авиации от потенциального противника – гитлеровского фашизма. После фейерверка рекордов осознание этого было неприятной, на первый взгляд необъяснимой, неожиданностью. Но факт оставался фактом: нашумевшие рекордные самолеты и самолеты-гиганты никак не могли заменить того, что требовалось в условиях надвигающейся войны. «Боевые и тактические свойства германских самолетов были гораздо выше, чем советских, созданных еще в годы второй пятилетки…Наш истребитель И-16 имел максимальную скорость 462 км в час, следовательно уступал даже немецким бомбардировщикам…».2 Неудачи советских летчиков в Испании вызвали волну арестов среди работников авиапромышленности. Были арестованы некоторые летчики – участники испанской войны, среди них - Герои Советского Союза Смушкевич и Рычагов, группа работников ЦАГИ во главе с начальником ЦАГИ Н.М. Харламовым.
_________
1 Яковлев А. С. Цель жизни. (Записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. М., Политиздат, 1972, стр.156.
2 «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945», т.1. Воениздат, 1960, стр. 453.
Отдельные неудачи в производстве, выпуск бракованной продукции по вине конкретного работника огульно объявлялись целенаправленным вредительством, за которое нещадно карались и работники, и директора предприятий. Так, по обвинению во вредительстве были арестованы начальник ГУАП Беляйкин, директор опытного завода, где был построен самолет И-180 (на котором погиб Чкалов), Усачев и заместитель Поликарпова конструктор Томашевич.1
Разумеется, что новая волна репрессий не способствовала резкому качественному скачку авиапрома: ощущалась острая нехватка специалистов. А. С. Яковлев вспоминает, как ему пришлось хлопотать за арестованного замнаркома по двигателям В. П. Баландина, т.к. «руководство двигателестроением очень ослаблено».2 В данном случае заступничество увенчалось успехом, что было отнюдь не всегда. Подобная практика необоснованных репрессий имела место и в других отраслях оборонной промышленности и народного хозяйства, что создавало обстановку подозрительности, излишней нервозности и тем самым мешало делу.
Сложная международная обстановка конца 1930-х гг., выявленные отставания в области вооружения, подготовка к войне в обозримом будущем – все это заставляло правительство уделять обороне страны повышенное внимание, форсировать ее развитие. Накануне Великой Отечественной войны основной упор был сделан на развитие восточных районов страны, где предусматривалось строительство значительного числа предприятий-дублеров. Особое значение придавалось топливно-энергетической базе, расширению Кузнецкого угольного бассейна и созданию в районе между Волгой и Уралом новой нефтяной базы – «Второго Баку». Ускоренно строились третий металлургический гигант - Ново-Тагильский завод, крупнейший завод транспортного машиностроения Уралвагонзавод, Краматорский завод тяжелого станкостроения, Дальневосточный завод «Амурсталь», горно-металлургический комбинат на Кольском полуострове «Североникель» и др. Однако до начала войны ни одно из предприятий-дублеров в строй не было введено.
Второй особенностью предвоенных лет стало всемерное развитие оборонной промышленности. В 1938-1940-х гг. ежегодный прирост оборонной продукции составлял почти 40%, что примерно втрое превышало общие темпы роста промышленного производства.3 Было свернуто производство техники для сельского хозяйства, автомашин для гражданских целей. Тракторные заводы переключились на производство танков. Было прекращено жилищное строительство. Руководство СССР требовало колоссальных жертв, держало в напряжении весь народ, за труд практически не платило, так как «на пушки денег не хватало».
Такая политика принесла свои плоды. Достаточно сказать, что с января 1939 г. по 22 июня 1941 г. Советская Армия получила свыше 82 тыс. орудий и минометов, более 7 тыс. танков, около 18 тыс. боевых самолетов. Возросла техническая оснащенность и Военно-Морского Флота. Только за 11 месяцев 1940 г. было спущено на воду 100 военных кораблей различного класса и еще около 270 кораблей строилось.4
Хотя Советскому Союзу и не удалось до начала войны в полной мере осуществить все мероприятия, направленные на укрепление оборонной мощи страны, тем не менее можно сказать, что была создана прочная база военно-экономической мощи СССР.
________________
1 Яковлев А. С. Цель жизни. (Записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. М., Политиздат, 1972, стр.159 – 160.
2 Там же, стр. 263.
3 Орлов А. С., Георгиев В. А., Полунов А. Ю., Терещенко Ю. Я. Основы курса истории России: М.: Простор, 2001, стр. 503 – 504.
4 Освободительная миссия Советских Вооруженных Сил во второй мировой войне. Под общ. ред. А. А. Гречко. М., Политиздат, 1971, стр. 24.
Об этом убедительнее всего говорит то обстоятельство что, несмотря на огромные трудности и потери за 4 года войны, советская промышленность произвела большое количество боевой техники и вооружения – почти 536 тыс. орудий и минометов, более 95 тыс. танков и самоходных орудий, более 108 тыс. боевых самолетов.1
Итак, советская оборонная промышленность строилась и развивалась благодаря титанической, напряженнейшей работе всего народа. За короткий предвоенный срок были созданы новые совершенные образцы боевой техники: самолеты, танки, орудия. Но это новое вооружение, необходимость которого подсказала война в Испании, стало поступать на фронт в достаточных количествах только в середине 1942 г., т.е. спустя год после германского вторжения. Дальновидная политика индустриализации, осуществленная задолго до гитлеровской агрессии, позволила нашей стране не только устоять в первый тяжелейший год войны, но и создать на востоке поистине могучую промышленную базу. Кроме того, создатели танков, самолетов, стрелкового оружия и т.п. постарались сделать так, чтобы простота изготовления и использования этих вооружений не сказались на их качестве, и эта задача была блестяще решена! Немецкий генерал-майор фон Бутлар, анализируя итоги войны, отмечает: «Русские имели то преимущество, что при производстве вооружения и боеприпасов ими учитывались все особенности ведения войны в России и максимально обеспечивалась простота технологии. В результате всего этого русские заводы выпускали огромное количество вооружения, которое отличалось большой простотой конструкции. Научиться владеть таким оружием было сравнительно легко…»2. Наше знаменитое вооружение было приспособлено для производства в специфических тяжелейших условиях первого периода войны: эвакуация, острый дефицит алюминия для изготовления самолетов, нехватка приборов, целого ряда материалов, необходимых для массового выпуска моторов, самолетов, танков и другого оружия и оборудования. Все это осваивалось в производстве на Востоке страны руками неквалифицированных рабочих, в основном женщин и подростков. Простота конструкций и технологий позволила Советскому Союзу уже в ходе Второй мировой войны наращивать свою боевую мощь и выпускать в ходе войны больше вооружений, чем в довоенный период; воевать собственными силами, не опираясь на помощь вооружений США и Англии, и превзойти мощь германской военной промышленности. В ходе войны качественное превосходство нашей техники в сочетании с непрерывно нараставшим ее количеством обеспечило Советской Армии полное господство как на земле, так и в воздухе.
Вторая мировая война полностью подтвердила зрелость, самостоятельность и дальновидность советской научно-технической мысли. Эти ее качества обеспечили успехи оборонной промышленности и в послевоенный период. Реактивная авиация, космическая промышленность, атомная энергетика – все, чем мы сейчас гордимся, берет свое начало от индустриализации и оборонной промышленности 1930-х годов.
_________
1 Освободительная миссия Советских Вооруженных Сил во второй мировой войне. Под общ. ред. А. А. Гречко. М., Политиздат, 1971, стр. 25.
2 Яковлев А. С. Цель жизни. (Записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. М., Политиздат, 1972, стр.433.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексашкина Л. Н. Новейшая история. М., 2004.
2. Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М., 1948.
3. Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А. М., Пономарев М. В.. Новейшая история стран Европы и Америки: ХХ век. Под ред. А. М. Родригеса и М. В. Пономарева. Ч. 2: 1945 – 2000, М., 2004.
4. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. Изд-во АПН, 1969.
5. Исаев А. В. Антисуворов. М., изд-во «Яуза», «Эксмо», 2004.
6. «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945», т.1., М., 1960.
7. Каманин Н. П. Летчики и космонавты. М., Политиздат, 1972.
8. Орлов А. С., Георгиев В. А., Полунов А. Ю., Терещенко Ю. Я. Основы курса истории России. М., 2001.
9. Освободительная миссия Советских Вооруженных Сил во второй мировой войне. Под общ. ред. А. А. Гречко. М.,1971.
10. Яковлев А. С. Цель жизни. (Записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. М.,1972.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.ВВЕДЕНИЕ 1
II. СОЗДАНИЕ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В 1930-Е ГГ. 4
II.1.ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И АРМИЯ СССР В КОНЦЕ 1920-Х ГГ. 4
II. 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБСТАНОВКА В 1930-Е ГГ. 5
2.1 Международное положение СССР в начале 1930-х гг. 5
2.2 Укрепление международного положения СССР 6
2.3 Проблема коллективной безопасности в 1930-е гг. 6
2.4 Война в Испании в 1936-1939 гг. 7
2.5 Борьба с японской агрессией 7
2.6 Англо-франко-советские переговоры 1939 г. 8
2.7 Советско-германские переговоры 1939 г. 8
2.8 Расширение СССР 9
2.9 Начальный этап Второй мировой войны в Европе 10
II.3 ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ 1930-Х ГГ. 10
3.1 Предпосылки индустриализации 10
3.2 Концепция индустриализации 11
3.3 Ход индустриализации 11
3.4 Итоги индустриализации 11
II. 4. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В 1930-Е ГГ. 12
4.1 Высшее и среднее образование 12
4.2 Наука 13
II. 5. ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В 1930-Х ГГ. 14
5.1 Инстанции советского военного руководства обороной страны 14
5.2 Становление оборонной промышленности в начале 1930-х гг. 15
5.3 Оборонная промышленность во второй половине 1930-х гг. 18
5.4 Советская оборонная промышленность накануне войны 22
5.5 Итоговые показатели оборонной промышленности к 22 июня 1941г. 24
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ОГЛАВЛЕНИЕ 32
Стрелковые войска. В 1939, 1940 и первой половине 1941 г. войска получили более 105 тысяч ручных, станковых и крупнокалиберных пулеметов, около 85 тысяч автоматов.1 читать дальшеЭто при том, что выпуск стрелково-артиллерийского вооружения в это время несколько снизился, потому что устаревшие виды снимались с производства, а новые из-за сложности и конструкторских особенностей не так-то просто было поставить на поток.
Бронетанковые войска. К 1938 г. по сравнению с началом 30-х годов производство танков возросло более чем в три раза. В 1939 – 1940 гг. талантливые коллективы конструкторов под руководством Ж. Я. Котина создают тяжелый танк КВ, под руководством М. И. Кошкина, А. А. Морозова и Н. А. Кучеренко – знаменитый средний танк Т-34. Моторостроители дали мощный дизельный танковый двигатель В-2. Правда, в 1941 г. этот двигатель был еще несовершенен, в то время паспортный ресурс всех В-2 не превышал 100 моточасов на стенде и в среднем 45-70 часов в танке. Все это вполне объясняет плохие маршевые возможности механизированных частей и соединений в 1941 г.2 Тем не менее КВ и Т-34, оснащенные этим двигателем, оказались лучшими из машин, созданных накануне войны. В ходе войны они уверенно сохраняли превосходство над аналогичными типами машин противника.
КВ-1 (1939 г.) был первым в мире танком с противоснарядным бронированием: лобовая броня – 100 мм с возможностью дальнейшего усиления. Широкие гусеницы КВ позволяли воевать почти на любой местности, в любых погодных условиях. Он имел дизельный двигатель в 600 л.с. и 76-мм длинноствольную пушку. КВ-2 имел еще более мощное вооружение, стрелявшее бетонобойными и осколочно-фугасными снарядами. Помимо этих танков были созданы и представлены на государственные испытания тяжелые танки КВ-3 и КВ-220, шли работы по созданию КВ-4 и КВ-5.
В декабре 1940 г. ЦК ВКП(б) и Советом Народных Комиссаров были приняты постановления об организации массового производства танков в Поволжье и на Урале.
______________
1 Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. Изд-во АПН, М., 1969, стр. 203.
2 Исаев А. Антисуворов. – М.: Изд-во «Яуза», «Эксмо», 2004, стр. 191.
С января 1939 г. по 22 июня 1941 г. Красная Армия получила более 7 тыс. танков, в 1941 г. промышленность уже могла дать около 5,5 тыс. танков всех типов. К началу войны заводы успели выпустить 1861 танк КВ и Т-34. Практически новые танки начали поступать в войска приграничных округов только со второй половины 1940 г. Объективных возможностей танковой промышленности не хватало для полного укомплектования новых мехкорпусов, которым требовалось 16,6 тыс. танков новых типов, а всего около 32 тыс. танков, также недоставало и технических, командных кадров.1
Таким образом, к началу войны удалось оснастить меньше половины формируемых механизированных корпусов.
Артиллерия. Так как к созданию артиллерийских систем в СССР приступили только в конце 1930-х гг., то значительную часть артиллерийского парка РККА на начало войны составляли орудия старых типов. На вооружении Красной Армии были гаубицы и пушки, разработанные еще перед Первой мировой войной образца 1909,1910,1913, 1918 гг. и модернизированные в 1930-х гг. (Например, 122-мм гаубицы обр. 1909/30 гг.; 107-мм пушка обр. 1910/30 гг.; 76,2-мм пушка обр. 1902/30 гг. и др.). Во-вторых, это поколение орудий разработки рубежа 1920 – начала 1930-х гг. (122-мм корпусная пушка А-19 обр. 1931 г.; 203 мм гаубица Б-4 обр. 1931 г. и др.). И, наконец, в-третьих, было поколение артиллерийских орудий, принятых на вооружение во второй половине 1930-х гг. (152-мм пушка-гаубица МЛ-20 обр. 1937 г.; 76-мм дивизионная пушка обр. 1936 г. Ф-22; 280-мм мортира обр. 1939 г. и др.). Таким образом артиллерийские полки РККА вооружались орудиями нескольких поколений.2
С первого января 1939 г. по 22 июня 1941 г. Красная Армия получила от промышленности 29 637 полевых орудий, 52 407 минометов, а всего орудий и минометов, с учетом танковых пушек, - 92 578. Войсковая артиллерия приграничных округов была в основном укомплектована орудиями до штатных норм.
К началу войны Главное артиллерийское управление не оценило полностью такое мощное реактивное оружие, как БМ-13 («Катюши»). Комитет обороны только в июне 1941 г. принял постановления об их серийном производстве, и уже через 10 – 15 дней после начала войны войска получили первые партии этого грозного оружия.
30 января 1940 г. было принято постановление политбюро ЦК ВКП(б) «Об увеличении производства минометов и мин». Однако, в требуемых масштабах армия начала получать 82-мм и 120-мм минометы только перед самой войной. В июне 1941 г. в количественном и качественном отношении наши минометы уже значительно превосходили немецкие.3
Военно-Воздушные Силы. Авиапромышленность к концу 1940 г. возросла по сравнению с 1939 г. более чем на 70%. Это дало возможность в 1940 г. выпустить 8 331 боевой самолет. Однако это были в основном самолеты устаревших конструкций.4 Параллельно строятся новые авиамоторные предприятия и заводы авиаприборов на площадках предприятий, переданных авиапромышленности из других отраслей народного хозяйства.
С 1 января 1939 г. по 22 июня 1941 г. Красная Армия получила от промышленности 17745 боевых самолетов, из них 3 719 самолетов новых типов. Начинался новый этап развития авиации. Практически был полностью реконструирован ЦАГИ, создаются новые конструкторские бюро военной авиации. В них продолжают работать известные талантливые конструкторы С.В. Ильюшин, А.И. Микоян, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков, А.С. Яковлев со своими молодыми коллективами, которые
_________
1 Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. Изд-во АПН, 1969, стр. 205.
2 Исаев А. Антисуворов. – М.: Изд-во «Яуза», «Эксмо», 2004, стр. 243 – 245.
3 Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. Изд-во АПН, 1969, стр. 206.
4 Н. П. Каманин. Летчики и космонавты. М., Политиздат, 1972, стр. 178.
создают около 20 типов новейших самолетов. В конце 1940 – начале 1941 гг. разворачивается борьба за ускоренное серийное освоение лучших типов самолетов. Однако промышленность не успевала за требованиями времени. В количественном отношении накануне войны в авиации преобладали машины старых конструкций. Примерно 75 – 80% общего числа машин по своим летно-техническим данным уступали однотипным самолетам фашистской Германии. Материальная часть новых самолетов только осваивалась, современной авиационной техникой удалось перевооружить не более 21% авиационных частей.
Как отмечает А.С. Яковлев, бывший с января 1940 г. заместителем народного комиссара авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке, в 1940 г. было произведено всего 64 истребителя ЯК-1, 20 истребителей МиГ-3, 2 пикирующих бомбардировщика ПЕ-2. В первой половине 1941 г. было выпущено 1946 истребителей МиГ-3, ЯК-1, ЛАГГ-3, 458 бомбардировщиков ПЕ-2 и 249 штурмовиков ИЛ-2. Все эти машины были быстроходнее и маневреннее немецких, а ильюшинский штурмовик – уникален, но все же подавляющее большинство боевых самолетов было старых марок, значительно слабее немецких аналогов.1
Постановлением ЦК ВКП (б) «О реорганизации авиационных сил Красной Армии» предусматривалось формирование новых частей (106 авиаполков), расширение и укрепление военно-учебных заведений ВВС, перевооружение боевых соединений новыми образцами самолетов. К концу мая 1941 г. удалось сформировать и почти полностью укомплектовать только 19 полков, не хватало боевой техники и для пяти новых воздушнодесантных корпусов. В феврале 1941 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР утвердили дополнительный план строительства аэродромов. Предусматривалось создать в западных районах 190 новых аэродромов, к началу войны эти работы были в полном разгаре, однако преобладающее большинство их не было закончено.
В целом война застала наши Военно-Воздушные Силы в стадии широкой реорганизации, перехода на новую материальную часть и переучивания летно-технического состава. Буквально через год – полтора наша авиация могла предстать в совершенно обновленном, мощном боевом виде.2
Военно-Морской Флот. Темпы оснащения Военно-Морского Флота нарастали. Только за одиннадцать месяцев 1940 г. было спущено на воду 100 миноносцев, подводных лодок, тральщиков, торпедных катеров, отличавшихся высокими боевыми качествами. Около 270 кораблей всех классов строилось. В самом конце 1940 г. создавались новые военно-морские базы, дополнительно осваивались районы на Балтийском, Северном и Черном морях. На всех флотах эскадры значительно укрепляются новыми кораблями, формируются новые соединения эскадренных миноносцев, торпедных катеров.
Всего накануне войны в строю флота было около 600 боевых кораблей, в том числе 3 линкора, 7 крейсеров, 49 эсминцев, 211 подводных лодок, 279 катеров, свыше 1 тыс. орудий береговой обороны, более 2 500 самолетов.3
Современный флот – дело дорогостоящее. Комитет обороны при СНК СССР в 1939 г. принимает решение сократить, а затем и вовсе прекратить строительство линкоров и тяжелых крейсеров, создание которых требовало колоссальных затрат, большого расхода металла и отвлечения значительного количества инженерно-технического состава и рабочих судостроительной промышленности. С другой стороны, береговой и противовоздушной обороне минно-торпедному вооружению должного внимания не уделялось.
В целом же накануне войны советский Военно-Морской Флот производил внушительные впечатления и достойно встретил противника.
_________
1 Яковлев А. С. Цель жизни. (Записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. М., Политиздат, 1972, стр.236.
2 Г. К.. Жуков. Воспоминания и размышления. Изд-во АПН, 1969, стр. 209 – 211.
3 Там же, стр. 213.
Войска ПВО. Угроза воздушного нападения на СССР в предвоенные годы отчетливо нарастала. Поэтому были повышены требования к противовоздушной обороне страны и проведены важные организационные преобразования, поскольку система ПВО, принятая в 1932 г., серьезно устарела.
К июню 1941 г. войска ПВО были обеспечены орудиями среднего калибра примерно на 85%, малого калибра – на 70%, зенитными пулеметами на 70%, аэростатами заграждения и прожекторами – до половины.1
К моменту начала войны новая система действий ПВО не была отработана до конца, оснащение новейшей техникой только начиналось, неточно были определены границы «угрожаемой зоны» (пределы досягаемости бомбардировочной авиации противника). Плохо было с транспортом.
III. Заключение
Итак, подводя итог вышесказанному о деятельности оборонной промышленности с начала 1930-х гг. до начала Великой Отечественной войны, мы можем отметить следующие положения.
Уже с конца 1920-х гг. правительство СССР готовило страну к новой вероятной войне, жертвуя благосостоянием народа. Оно считало, что Советский Союз окружен кольцом враждебных капиталистических государств и война с ними неизбежна, т.к. политической целью будущих интервентов в СССР является их стремление к ликвидации советского строя на территории бывшей России и подчинение ее своему влиянию с целью использования русского рынка и превращение России в колонию.
Врагами считались:
«1-я группа – государства, явно враждебные по отношению к СССР: Англия, Франция, Польша, Румыния, Финляндия, Эстония, Латвия и Литва. Сюда же можно причислить и Италию, которая из соображений своей общей политики готова поддержать антисоветские планы Англии.
2-я группа – государства, могущие примкнуть к антисоветскому фронту: Германия, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Югославия, Греция, Бельгия, Япония и США». (Тухачевский М.Н., Берзин Я.К., Жигур Я.М., Никонов А.Н. Будущая война. М., ВАГШ ВС РФ, 1996, стр. 54) (Цит по книге А. Исаева «Антисуворов»).2 Именно в связи с этой концепцией Сталин на Всесоюзной конференции работников промышленности, состоявшейся в феврале 1931 г., заявил: «Мы отстали от передовых стран на 50 – 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Эта идея и легла в основу индустриализации страны, создании и развитии на ее базе оборонной промышленности. В апреле 1929 г. XVI партийная конференция приняла первый пятилетний план, который предусматривал общий размер капиталовложений в народное хозяйство – 64,6 млрд. рублей, из которых в промышленность и электрификацию направлялись 19,6 млрд., в транспорт – 10 млрд., в сельское хозяйство – 23,2 млрд. рублей. Именно тогда возводился Днепрогэс, строились крупнейший металлургический Магнитогорский комбинат, Уралмашзавод, Березниковский и Соликамский химкомбинаты, Московский и Горьковский автозаводы, Сталинградский тракторный завод и многие другие предприятия.3 Форсированная индустриализация заставила руководство страны максимально использовать энтузиазм рабочего класса. С этой целью было развернуто социалистическое соревнование, основным лозунгом которого стал
_________
1 Г. К.. Жуков. Воспоминания и размышления. Изд-во АПН, 1969, стр. 212.
2 Исаев А. Антисуворов. – М.: Изд-во «Яуза», «Эксмо», 2004, стр.304.
3 Н. П. Каманин. Летчики и космонавты. М., Политиздат, 1972, стр. 32.
призыв «Пятилетку - в четыре года!» За организацией и ходом соревнования следил сам Сталин. Соревнование не предполагало материального вознаграждения, наоборот, создавая «маяки производства» (ими являлись ударники труда, такие как забойщик из Донбасса Н. Изотов, шахтер А. Стаханов, кузнец А. Бусыгин, ткачихи Е. и М. Виноградовы и др.), которые показывали чудеса производительности труда, партийно-профсоюзные руководители помогали хозяйственным руководителям пересматривать тарифную сетку и повышать требования к остальным работникам. «Социалистическое соревнование» организовывали даже в трудовых лагерях, где использовался дешевый труд заключенных.
Рост промышленного производства в 1930-е гг. в среднем составлял 15-18% в год, несмотря на попытку увеличить его в 1930-1931 гг. в два раза. Столь высокие темпы роста были обеспечены как низким стартовым уровнем, так и командным методом руководства плановой экономикой. Тем не менее плановые рубежи пятилеток не были достигнуты ни в комплексе, ни по отдельным отраслям, несмотря на официальные заявления об успешном и досрочном выполнении пятилеток в области промышленного производства.
Огромные успехи Страны Советов в индустриализации 1930-х гг., в создании и развитии новых отраслей промышленности, оборонной промышленности, в развитии науки и техники в эти годы привели к самоуспокоенности. Особенную гордость вызывала авиация, так как по всему миру гремели советские рекорды на дальность перелетов, на самую большую грузоподъемность самолетов-гигантов и т.п. Именно поэтому считалось, что не только наша спортивная, но и боевая авиация, которой отводилась наиважнейшая роль в будущей войне, прочно держит мировое первенство и способна обеспечить в случае вражеского нападения скорую «победу малой кровью на территории врага».
Однако уже очень скоро наступило отрезвление. «Когда в конце 1938-го года, в ходе гражданской войны в Испании, немцы показали свои новые «Мессершмитты» и «Юнкерсы», совершенно неожиданно выявилось наше отставание. Поликарповские истребители И-15, И-16 по всем статьям уступали «Мессершмиттам». Фронтовые бомбардировщики СБ также не выдерживали сравнения с немецкими пикирующими бомбардировщиками Ю-88. Вышло так, что по всем типам боевой авиации перевес оказался у немцев».1
Советские истребители уступали немецким в скорости, калибре оружия, дальности стрельбы и не могли обеспечить эффективной защиты бомбардировщиков, которые также оказались тихоходными, с недостаточной дальностью полета. Все это означало явное отставание в области авиации от потенциального противника – гитлеровского фашизма. После фейерверка рекордов осознание этого было неприятной, на первый взгляд необъяснимой, неожиданностью. Но факт оставался фактом: нашумевшие рекордные самолеты и самолеты-гиганты никак не могли заменить того, что требовалось в условиях надвигающейся войны. «Боевые и тактические свойства германских самолетов были гораздо выше, чем советских, созданных еще в годы второй пятилетки…Наш истребитель И-16 имел максимальную скорость 462 км в час, следовательно уступал даже немецким бомбардировщикам…».2 Неудачи советских летчиков в Испании вызвали волну арестов среди работников авиапромышленности. Были арестованы некоторые летчики – участники испанской войны, среди них - Герои Советского Союза Смушкевич и Рычагов, группа работников ЦАГИ во главе с начальником ЦАГИ Н.М. Харламовым.
_________
1 Яковлев А. С. Цель жизни. (Записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. М., Политиздат, 1972, стр.156.
2 «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945», т.1. Воениздат, 1960, стр. 453.
Отдельные неудачи в производстве, выпуск бракованной продукции по вине конкретного работника огульно объявлялись целенаправленным вредительством, за которое нещадно карались и работники, и директора предприятий. Так, по обвинению во вредительстве были арестованы начальник ГУАП Беляйкин, директор опытного завода, где был построен самолет И-180 (на котором погиб Чкалов), Усачев и заместитель Поликарпова конструктор Томашевич.1
Разумеется, что новая волна репрессий не способствовала резкому качественному скачку авиапрома: ощущалась острая нехватка специалистов. А. С. Яковлев вспоминает, как ему пришлось хлопотать за арестованного замнаркома по двигателям В. П. Баландина, т.к. «руководство двигателестроением очень ослаблено».2 В данном случае заступничество увенчалось успехом, что было отнюдь не всегда. Подобная практика необоснованных репрессий имела место и в других отраслях оборонной промышленности и народного хозяйства, что создавало обстановку подозрительности, излишней нервозности и тем самым мешало делу.
Сложная международная обстановка конца 1930-х гг., выявленные отставания в области вооружения, подготовка к войне в обозримом будущем – все это заставляло правительство уделять обороне страны повышенное внимание, форсировать ее развитие. Накануне Великой Отечественной войны основной упор был сделан на развитие восточных районов страны, где предусматривалось строительство значительного числа предприятий-дублеров. Особое значение придавалось топливно-энергетической базе, расширению Кузнецкого угольного бассейна и созданию в районе между Волгой и Уралом новой нефтяной базы – «Второго Баку». Ускоренно строились третий металлургический гигант - Ново-Тагильский завод, крупнейший завод транспортного машиностроения Уралвагонзавод, Краматорский завод тяжелого станкостроения, Дальневосточный завод «Амурсталь», горно-металлургический комбинат на Кольском полуострове «Североникель» и др. Однако до начала войны ни одно из предприятий-дублеров в строй не было введено.
Второй особенностью предвоенных лет стало всемерное развитие оборонной промышленности. В 1938-1940-х гг. ежегодный прирост оборонной продукции составлял почти 40%, что примерно втрое превышало общие темпы роста промышленного производства.3 Было свернуто производство техники для сельского хозяйства, автомашин для гражданских целей. Тракторные заводы переключились на производство танков. Было прекращено жилищное строительство. Руководство СССР требовало колоссальных жертв, держало в напряжении весь народ, за труд практически не платило, так как «на пушки денег не хватало».
Такая политика принесла свои плоды. Достаточно сказать, что с января 1939 г. по 22 июня 1941 г. Советская Армия получила свыше 82 тыс. орудий и минометов, более 7 тыс. танков, около 18 тыс. боевых самолетов. Возросла техническая оснащенность и Военно-Морского Флота. Только за 11 месяцев 1940 г. было спущено на воду 100 военных кораблей различного класса и еще около 270 кораблей строилось.4
Хотя Советскому Союзу и не удалось до начала войны в полной мере осуществить все мероприятия, направленные на укрепление оборонной мощи страны, тем не менее можно сказать, что была создана прочная база военно-экономической мощи СССР.
________________
1 Яковлев А. С. Цель жизни. (Записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. М., Политиздат, 1972, стр.159 – 160.
2 Там же, стр. 263.
3 Орлов А. С., Георгиев В. А., Полунов А. Ю., Терещенко Ю. Я. Основы курса истории России: М.: Простор, 2001, стр. 503 – 504.
4 Освободительная миссия Советских Вооруженных Сил во второй мировой войне. Под общ. ред. А. А. Гречко. М., Политиздат, 1971, стр. 24.
Об этом убедительнее всего говорит то обстоятельство что, несмотря на огромные трудности и потери за 4 года войны, советская промышленность произвела большое количество боевой техники и вооружения – почти 536 тыс. орудий и минометов, более 95 тыс. танков и самоходных орудий, более 108 тыс. боевых самолетов.1
Итак, советская оборонная промышленность строилась и развивалась благодаря титанической, напряженнейшей работе всего народа. За короткий предвоенный срок были созданы новые совершенные образцы боевой техники: самолеты, танки, орудия. Но это новое вооружение, необходимость которого подсказала война в Испании, стало поступать на фронт в достаточных количествах только в середине 1942 г., т.е. спустя год после германского вторжения. Дальновидная политика индустриализации, осуществленная задолго до гитлеровской агрессии, позволила нашей стране не только устоять в первый тяжелейший год войны, но и создать на востоке поистине могучую промышленную базу. Кроме того, создатели танков, самолетов, стрелкового оружия и т.п. постарались сделать так, чтобы простота изготовления и использования этих вооружений не сказались на их качестве, и эта задача была блестяще решена! Немецкий генерал-майор фон Бутлар, анализируя итоги войны, отмечает: «Русские имели то преимущество, что при производстве вооружения и боеприпасов ими учитывались все особенности ведения войны в России и максимально обеспечивалась простота технологии. В результате всего этого русские заводы выпускали огромное количество вооружения, которое отличалось большой простотой конструкции. Научиться владеть таким оружием было сравнительно легко…»2. Наше знаменитое вооружение было приспособлено для производства в специфических тяжелейших условиях первого периода войны: эвакуация, острый дефицит алюминия для изготовления самолетов, нехватка приборов, целого ряда материалов, необходимых для массового выпуска моторов, самолетов, танков и другого оружия и оборудования. Все это осваивалось в производстве на Востоке страны руками неквалифицированных рабочих, в основном женщин и подростков. Простота конструкций и технологий позволила Советскому Союзу уже в ходе Второй мировой войны наращивать свою боевую мощь и выпускать в ходе войны больше вооружений, чем в довоенный период; воевать собственными силами, не опираясь на помощь вооружений США и Англии, и превзойти мощь германской военной промышленности. В ходе войны качественное превосходство нашей техники в сочетании с непрерывно нараставшим ее количеством обеспечило Советской Армии полное господство как на земле, так и в воздухе.
Вторая мировая война полностью подтвердила зрелость, самостоятельность и дальновидность советской научно-технической мысли. Эти ее качества обеспечили успехи оборонной промышленности и в послевоенный период. Реактивная авиация, космическая промышленность, атомная энергетика – все, чем мы сейчас гордимся, берет свое начало от индустриализации и оборонной промышленности 1930-х годов.
_________
1 Освободительная миссия Советских Вооруженных Сил во второй мировой войне. Под общ. ред. А. А. Гречко. М., Политиздат, 1971, стр. 25.
2 Яковлев А. С. Цель жизни. (Записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. М., Политиздат, 1972, стр.433.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексашкина Л. Н. Новейшая история. М., 2004.
2. Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М., 1948.
3. Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А. М., Пономарев М. В.. Новейшая история стран Европы и Америки: ХХ век. Под ред. А. М. Родригеса и М. В. Пономарева. Ч. 2: 1945 – 2000, М., 2004.
4. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. Изд-во АПН, 1969.
5. Исаев А. В. Антисуворов. М., изд-во «Яуза», «Эксмо», 2004.
6. «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945», т.1., М., 1960.
7. Каманин Н. П. Летчики и космонавты. М., Политиздат, 1972.
8. Орлов А. С., Георгиев В. А., Полунов А. Ю., Терещенко Ю. Я. Основы курса истории России. М., 2001.
9. Освободительная миссия Советских Вооруженных Сил во второй мировой войне. Под общ. ред. А. А. Гречко. М.,1971.
10. Яковлев А. С. Цель жизни. (Записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. М.,1972.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.ВВЕДЕНИЕ 1
II. СОЗДАНИЕ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В 1930-Е ГГ. 4
II.1.ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И АРМИЯ СССР В КОНЦЕ 1920-Х ГГ. 4
II. 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБСТАНОВКА В 1930-Е ГГ. 5
2.1 Международное положение СССР в начале 1930-х гг. 5
2.2 Укрепление международного положения СССР 6
2.3 Проблема коллективной безопасности в 1930-е гг. 6
2.4 Война в Испании в 1936-1939 гг. 7
2.5 Борьба с японской агрессией 7
2.6 Англо-франко-советские переговоры 1939 г. 8
2.7 Советско-германские переговоры 1939 г. 8
2.8 Расширение СССР 9
2.9 Начальный этап Второй мировой войны в Европе 10
II.3 ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ 1930-Х ГГ. 10
3.1 Предпосылки индустриализации 10
3.2 Концепция индустриализации 11
3.3 Ход индустриализации 11
3.4 Итоги индустриализации 11
II. 4. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В 1930-Е ГГ. 12
4.1 Высшее и среднее образование 12
4.2 Наука 13
II. 5. ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В 1930-Х ГГ. 14
5.1 Инстанции советского военного руководства обороной страны 14
5.2 Становление оборонной промышленности в начале 1930-х гг. 15
5.3 Оборонная промышленность во второй половине 1930-х гг. 18
5.4 Советская оборонная промышленность накануне войны 22
5.5 Итоговые показатели оборонной промышленности к 22 июня 1941г. 24
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ОГЛАВЛЕНИЕ 32
@темы: рефераты