Историческая справка. (окончание)
Общество в пореформенный период
Революционные демократы. Народничество.
С падением крепостного права главным, массовым деятелем освободительного движения становится разночинец. Разночинцы были выходцами из разных сословий русского общества, представителями демократической интеллигенции – учителями, врачами, литераторами, студентами. Они играли заметную роль в общественном движении уже в 40-50-хгг. XIX в., а с 1861г. начинается новый, разночинский или буржуазно-демократический, этап русского освободительного движения.
читать дальшеИдеология революционных демократов стала определяющей в общественном сознании 60-х - 70-х гг. Наиболее яркими представителями революционной демократии в 50-60-е гг. XIX в. были Н.Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Свои идеи революционные демократы пропагандировали на страницах «Современника» и «Колокола». Революционные демократы сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма.
Они рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране.
В эту пору благодаря трудам предшественников марксизма в России — Чернышевского и Добролюбова — сложилась целостная система философского материализма, которая явилась вершиной мировой теоретической мысли домарксового периода. Главная идея этой системы имела революционно-демократический и социалистический смысл. Она заключалась в призыве к такому преобразованию общественного строя жизни, при котором человек получил бы возможности для полного расцвета всех своих подлинно человеческих качеств.
На рубеже 60-70-х гг. в революционной демократии зарождается народничество. После отмены крепостного права и других буржуазных реформ в России началось бурное развитие капитализма, и уже в 70-е годы стали проявляться его противоречия. Перед общественно-политической мыслью встал вопрос о судьбах капитализма. Видя резкое расслоение, обнищание значительной части крестьянства, А.Н. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др. революционные демократы оценили капитализм как регрессивное явление в русской жизни, лишенное корней. Капитализм как общественную систему они стали отвергать. А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский впервые поставили вопрос о возможности перехода к высшей, коммунистической форме общества через крестьянскую общину. В 70-е гг. народничество приобретает действенный характер - крестьянская революция становится вопросом непосредственной практики. Революционные демократы создавали тайные революционные организации - "Земля и воля" 60-х гг., "Земля и воля" 70-х гг., "Народная воля" и др. Наиболее видными идеологами народничества 70-х гг. были М.И. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев и др.
В 1864г. в Лондоне был основан I Интернационал – первая массовая международная организация рабочего класса. В состав его руководства был избран К. Маркс. С марта по 1870 по 1872гг. в Интернационале работала Русская секция, и К. Маркс был ее представителем в Генеральном совете. Сочинения Маркса и Энгельса уже с 40-хгг. XIX в. переводились на русский язык и горячо обсуждались в обществе. В 1872г. в России появился перевод I тома «Капитала», который в 1877г. вызвал бурную полемику среди публицистов и экономистов на страницах русской легальной печати.
Народники отрицали учение Маркса о диктатуре пролетариата и считали, что Россия может миновать капиталистическую стадию и перейти непосредственно к социализму, о невозможности применения марксизма в русских условиях говорили и буржуазные экономисты.
Либеральное движение. Буржуазный либерализм.
После разгрома революционного декабристского крыла, русское дворянство отказалось от нелегальной деятельности, ограничиваясь петициями «на высочайшее имя».
Серьёзный толчок к развитию либерального движения дали реформы 60-70-х гг.
Общее раскрепощение общества привело к расширению либерального движения за счёт русской интеллигенции, которая внесла изменения в тактику движения.
Общественно-политическая программа русских либералов исходила из идеи мирного, «разумного прогресса». Будучи противниками крепостного права, убежденными сторонниками проводимых правительством буржуазных реформ, либералы 60-х годов выступали с критикой политического режима, поддерживали мысль о буржуазной конституции и парламентаризме в России.
Русские либералы, впитав в себя идеи славянофильства, пытались разработать теорию реформирования государства с одновременным сохранением чисто русских традиций – монархии, крестьянской общины и т.п.
Их требования не затрагивали основ самодержавия и направлены были лишь на постепенное реформирование его в конституционную монархию, создание в России гражданского общества и правового государства.
Сохраняя, в большинстве своём, монархические взгляды, либеральная интеллигенция считала необходимым усилить давление на власть.
Либералы использовали полулегальные методы: письма на высочайшее имя, пропаганда новых идей в студенческих аудиториях, поддержка мирных политических выступлений (забастовок, демонстраций и т.п.).
Широкое демократическое движение активизировало буржуазный либерализм в стране.
Буржуазия, как главный носитель либеральных идей на Западе, в России была ещё настолько слаба и зависима от власти, что сама боялась радикальных реформ. Кроме того, у либеральной буржуазии был страх и перед повторением в России европейских революций, несущих хаос и опасность для личности, общества и государства, что отвращало русских либералов от революционных методов.
В силу этих причин либеральная буржуазия занимала правый фланг движения – так называемый либеральный консервативизм.
Несмотря на расхождения во взглядах различных либеральных направлений, их всех объединяла идея верховенства интересов личности, широких прав и свобод, парламентского и конституционного строя. Но слабость русского либерального движения была в том, что оно оставалось разобщённым. Либералы не смогли создать единого либерального фронта, не смогли найти и точек соприкосновения с народниками.
Главное значение русского либерализма в том, что на фоне активизации радикалов-социалистов и усиления консервативной реакции, он предлагал русскому обществу эволюционный реформаторский путь развития.
Широкое распространение либеральных идей в высших слоях населения свидетельствовало о политическом кризисе правящей верхушки.
Таким образом, 60-70-е годы XIX в. в общественно-политической мысли произошли существенные сдвиги. Демократические идеи заняли ведущее место. В общественное сознание прочно входят мысли о том, что самодержавие противоречит строю капиталистической России и потребностям ее буржуазно-демократического развития, и что необходимы дальнейшие преобразования в интересах народа.
Семейный и женский вопросы в пореформенной России
В общественных науках начала XIX столетия была весьма распространена проблема женской эмансипации. В XIX в. под «эмансипацией» понималось освобождение от зависимости, подчиненности, полная свобода, воля».
Само понятие пришло из Франции в начале XIX в. В России в указанный период чаще употреблялось такое понятие, как «женский вопрос», а «эмансипация» считалась рядовой проблемой среди других проблем «женского вопроса».
«Женский вопрос» по своей сути не является исключительно женским, поскольку он включает в себя не только и не столько эмансипацию, (освобождение, равноправие) женщин, а собственно, вопросы взаимоотношений мужчины и женщины, семьи и брака, охраны и защиты материнства и детства - то есть вопросы социального характера, которые затрагивают интересы обоего пола в равной степени.
Семейные отношения
Безобразов В.П. (1828—1889) (Российский экономист, статистик, публицист, редактор, преподаватель политической экономии и финансового права. Академик Санкт-Петербургской академии наук) в работе «О правах женщины» проанализировав 10-й том Свода законов Российской империи, касающихся прав женщин изучаемого периода, отмечал, что: «первые же статьи действующего Свода Законов представляют буквальное повторение старинного закона Екатерининских времен, который в свою очередь носит на себе явные следы византийских воззрений и взглядов Домостроя».
Брак был церковным, церковь в принципе была против развода. В Российской империи любой развод был возможен только в духовных учреждениях; для православных требовалось разрешение Святейшего Синода. По тогдашнему законодательству для развода в православной семье требовалась одна из следующих причин:
Доказанное прелюбодеяние (факт прелюбодеяния должен был подтвержден несколькими свидетелями).
Двоеженство (двоемужество).
Наличие добрачной болезни, препятствующей супружеским отношениям.
Длительное безвестное отсутствие супруга (более 5 лет).
Осуждение за тяжкое преступление, включающее ссылку или лишение прав состояния.
Монашество (только при отсутствии малолетних детей).
Отдельной статьей оговаривалось, что «самовольное расторжение брака без суда, по одному взаимному соглашению супругов ни в коем случае не допускается». То есть, развод не приветствовался церковью ни со стороны мужчины, ни со стороны женщины, более того, он запрещался без видимой для церкви причины.
Последствия развода по причине прелюбодеяния заключались в запрещении виновному супругу вступать в брак навсегда (эта норма сохранялась до 1904 г.) и в назначении церковного наказания — епитимьи — по церковным правилам. Виновный мог быть также заключен в монастырь или в тюрьму на срок от 4-х до 8-ми месяцев. Однако заключение в тюрьму могло применяться только по решению светского суда и только в том случае, если другой супруг не обращался в церковный суд за разводом.
Согласно закону, в личном отношении жена была подчинена мужу, как главе семьи, как своему господину. Принцип главенства мужа являлся традиционным в правовых нормах всех стран. Эта традиция имела древние корни, когда семья рассматривалась в качестве достояния мужчины, являлась его заслугой. Заводить семью мог мужчина способный прокормить и защитить своих детей и жену. По праву сильного муж был главой семьи, и такие правила семейной жизни всех устраивали.
По словам юриста Синайского такое «оправдание» необходимости главенства мужа как защитника и кормильца семьи господствовало во второй половине XVIII - XIX вв.
Статьи российского законодательства о семейном праве говорят, о том, что муж обязан защищать и содержать свою жену, а жена «обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность, как хозяйка дома».
Наиболее уязвимой женщину делали статьи касающиеся прав супругов по отношению к детям. Хотя в законе и оговаривается, что «под родителями понимаются в законе отец и мать», «преимущественное право на воспитание детей принадлежало отцу, как главе семейства». Поэтому при разводе или других конфликтных ситуациях, право на воспитание детей оставалось за мужем.
Не равны были права женщины и мужчины в наследственном праве. Известное правило того времени гласило: «Сестры при братьях не наследницы». Женщина могла наследовать имущество только по прямой линии или по завещанию. Она не вправе была наследовать имущество деда, дяди и тети, если у нее был брат, и именно ему отдавалось преимущество в этом вопросе. Братья были обязаны давать сёстрам содержание и выдать их замуж, снабдив приданым.
Подчиненность жены со стороны мужа проявлялась еще в нескольких статьях. Например, «Поскольку муж глава семьи, отдельный вид на жительство жене без согласия мужа не выдавался». Согласно Ст. 103. при перемене постоянного жительства мужа, жена должна была следовать за ним. Кроме того, без согласия мужа жена не могла устроиться на государственную и общественную службу, получить образование и т.д.
Итак, в основе семейного права XIX в. лежал принцип главенства мужчины в семье и личной подчиненности женщины.
Тем не менее, согласно российскому законодательству дореволюционного периода, женщина все же являлась субъектом правовых отношений также как и мужчина, поскольку лично могла обращаться в суд без опекуна или доверенного лица (как например, это требовалось в Англии). Во многих европейских странах женщина приравнивалась к несовершеннолетней и всю жизнь находилась под опекой родителей или мужа. В России женщина имела право приобретать, владеть и распоряжаться движимым имуществом по своему усмотрению. В этом отношении жена была независима от мужа и, по собственному желанию могла доверить ему распоряжение своими капиталами, должна была дать ему доверенность, как и любому постороннему лицу.
Женский вопрос. Право на труд и образование.
(по Шафрановой О.И.)
В ходе коренных экономических преобразований пореформенного периода профессиональный статус женщин низших слоев общества существенно изменился. Они получили широкий доступ к неквалифицированному труду и рабочим специальностям на фабриках и заводах. Сохранившийся индивидуальный характер ведения сельского хозяйства также признавал за женщинами право на тяжелую физическую работу. В то же время работницы и крестьянки, в условиях консервативного патриархального общества были лишены элементарных прав, приближавших их к правам мужчин.
В сферах государственной службы и интеллигентных профессий ситуация с трудоустройством женщин была противоположной. Возможности служить на государственной службе у женщин были крайне ограничены. Высочайшим повелением от 14 января 1871 г. им запрещалось работать на канцелярских и других должностях во всех правительственных и общественных учреждениях. Круг доступных для женщин профессий был крайне ограничен: учительницы, акушерки, фельдшеры, аптекари, телеграфистки, служащие по счетной части в женских заведениях ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны.
Женщины, сумевшие получить высшее образование за границей, практически не имели доступа к работе по специальности.
Например, первые женщины - врачи начали работать, не имея на это юридических прав. Только в 1895 г., с учреждением женского медицинского института, решением Государственного Совета диплом «Женщина - врач» давал право свободной практики, заведования земскими медицинскими участками, детскими и женскими больницами в городах, но право состоять на государственной службе не предоставлялось.
Юридическая деятельность оставалась для женщин закрытой.
Такая политика правительства не только сдерживала энергию и инициативу тысяч женщин, но и обрекала многих на нужду и лишения. После отмены крепостного права сотни девушек из обнищавших дворянских семей были вынуждены уехать в город, чтобы найти там источники существования.
Еще одним показателем дискриминации женщин являлось ограниченное право на получение образования. После отмены крепостного права в 1861 г. вопрос об образовании народа, в том числе женщин, тесно увязывался с задачей формирования нового типа граждан.
До XIX века женское образование было преимущественно домашним. В начале XIX в. начали развиваться женские пансионы, закрытые институты и школы. Но заметного изменения в состояние женского образования они не внесли, поскольку были в основном частными, и обучение стоило очень дорого. Не каждая семья могла себе позволить обучение дочери в пансионе. Поэтому в них обучались в основном дочери состоятельных дворян и купцов.
Число учащихся в пансионах было невелико.
В XIX в. получили распространение средние учебные заведения закрытого типа - женские институты. Они находились в Ведомстве императрицы Марии. Это ведомство создавало для разных сословий особые женские учебно-воспитательные заведения и руководило ими.
Имелось два типа сословных закрытых женских институтов: для благородных девиц и для дочерей-сирот среднего офицерского состава, государственной службы и мещан. К середине XIX в. по стране насчитывалось около 30 учебных заведений подобного типа.
В 1858 г. во многих городах России стали открываться всесословные и общественные женские школы - гимназии. Выпускницы гимназий получали общее среднее образование и право поступать в высшие и специальные учебные заведения, как в России, так и заграницей.
Если женщины могли получать низшее и среднее образование (благодаря реформам Александра II), то высшее было недоступно многим, - до 1870-х гг., - времени появления первых высших женских курсов, женщины могли обучаться лишь за границей.
Под влиянием набиравшего силы «женского движения» и как следствие возрастающего числа таких курсов, 29 ноября 1869 г. Министерство народного просвещения дало разрешение на открытие в Санкт-Петербурге университетских курсов по предметам историко-филологических и физико-математических наук в виде общих публичных лекций совместно для мужчин и женщин, так как организация подобных курсов не требовала новых постановлений в сложившейся учебной системе государства. В 1868 г. в Москве на средства частных лиц открылись Лубянские курсы. В 1872 г. были учреждены в Санкт-Петербурге женские врачебные курсы, ставившие цели слушательницам приобрести звание акушерок, с правом самостоятельной акушерской и гинекологической практики (до этого времени женщины были лишены права на лечение и занимались только родовспомоществованием).
Однако, по сути, высшее женское образование в России ведет свое начало с открытия Высших женских курсов В.И. Герье в Москве (1872 г.) и Бестужевских высших женских курсов в Петербурге (1878 г.). В конце 80 гг. XIX столетия высшие женские курсы стали открываться во многих университетских городах.
И хотя открывавшихся высших учебных заведений явно не хватало, и не у всех была возможность получить высшее образование, польза от его получения женщинами была очевидна.
Если раньше общество заботилось только о том, чтобы воспитать «женщину для мужчины» (для замужества), то теперь дама, получившая образование, была востребована в медицине, просвещении и образовании и т.д. Кроме того, образованной женщине теперь можно было не бояться остаться без мужа, она, благодаря своим знаниям, смогла бы обеспечить себя и своих детей.
Получение образования входило в норму. Это теперь все чаще рассматривалось не как из ряда вон выходящее событие, а как простая необходимость.
Все эти изменения и новшества стали возможными во многом благодаря российскому женскому движению, которое берет свое начало в годы реформ 1859- 61 г. как часть русского общественного движения эпохи падения крепостного права.
Женское движение в России развивалось преимущественно в элитной среде, носило в целом прозападный характер и являлось разновидностью феминизма. Однако, большое влияние на общество демократической печати –«Колокол», «Современник», «Русское слово», «Искра», позднее - «Отечественные записки», «Дело», народовольческие нелегальные издания и др., а также близость многих деятельниц женского движения к революционным кругам, привносили в него элементы утопического социализма.
А во время революции 1905-1907г. появились требования и политического равноправия женщин.
Отдельные женщины из мелкодворянской и разночинной среды стали переводчицами, переплетчицами, наборщицами, возрастает их роль в журналистике. Возникают первые женские артели - переплетные В.И. Печатанной и В.А. Иностранцевой в Петербурге, швейная - сестер Ивановых в Москве и другие. В 1863 г. по инициативе Трубниковой и Стасовой появилась на кооперативных началах «Издательская артель» (существовала до 1871 г.) и общество женщин-переводчиц.
Участие в общественном труде создавало условия для экономической самостоятельности женщин из интеллигентской среды. Стремление освободиться от опеки мужа, при сложности расторжения церковного брака, привело к росту гражданских браков. С середины 1860-х г. получили распространение фиктивные браки, имевшие целью освобождение от родительской опеки. Большое значение для освобождения женщины от семейного гнета имели общежития-коммуны, самой известной из которых была Знаменская коммуна В.А. Слепцова в Петербурге.
В целом, в 60-х гг. XIX - в начале XX вв. оформились направления женского движения. Это, во-первых, либерально-демократическое, или реформистское направление, которое объединяло те женские организации, которые выдвигали в качестве стратегической задачи достижение равноправия женщин в общественной жизни и выбирали государственные реформы основным средством её осуществления. Второе направление женского движения составляют организации социал-демократической (пролетарской) направленности. Цели и задачи либерально-демократического и пролетарского направлений совпадали по многим вопросам. Это предоставление женщинам избирательного права; условий женского труда; охрана материнства; государственная поддержка детства; предоставление женщинам равных с мужчинами прав для участия во всех сферах жизни. В то же время, как в идейной платформе, так и в средствах её осуществления имели место принципиальные разногласия.
Важным итогом женского движения в России второй половины XIX - начала XX вв. стало формирование нового типа российской женщины, которую отличали стремление к полезной общественной деятельности и профессиональному труду, преданность выбранному делу, жажда знаний, инициативность. Необходимость отстаивать свое право на самостоятельное поведение в условиях неготовности общества к повышению социального статуса женщин стимулировала их социальную активность, способствовала раскрытию их духовного и созидательного потенциала. Сам факт объединения женщин для защиты своих интересов стал реакцией на низкий правовой статус, нежелание властей и общества менять «домостроевские» устои семейных отношений, откликом на потребности новых, зарождающихся социально- экономических отношений. Это был самостоятельный поиск путей самореализации.
@темы: история, другой взгляд на, разговоры, споры, обсуждения, литература, Страсти по Анне