Глава 5.
Послесловие. Ницше: судьба и философия (заметки читателя) (V).
Послесловие. Ницше: судьба и философия (заметки читателя) (V).
«- Что, по-вашему, следовало бы сделать всемогущему, чтобы вы сказали: вот теперь мир добр и хорош?..
***
…раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди и таков наш мир…
***
…Взгляните, например, как устроено наше общество. Как радует глаз эта четкая, геометрически правильная система! Внизу крестьяне и ремесленники, над ними дворянство, затем духовенство и, наконец, король. Как все продумано, какая устойчивость, какой гармонический порядок! Чему еще меняться в этом отточенном кристалле, вышедшем из рук небесного ювелира? Нет зданий прочнее пирамидальных, это вам скажет любой знающий архитектор…
***
… - Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие…
***
- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
- Сердце мое полно жалости. Я не могу этого сделать»
(А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом» Из разговора Руматы с Будахом).
***
…раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди и таков наш мир…
***
…Взгляните, например, как устроено наше общество. Как радует глаз эта четкая, геометрически правильная система! Внизу крестьяне и ремесленники, над ними дворянство, затем духовенство и, наконец, король. Как все продумано, какая устойчивость, какой гармонический порядок! Чему еще меняться в этом отточенном кристалле, вышедшем из рук небесного ювелира? Нет зданий прочнее пирамидальных, это вам скажет любой знающий архитектор…
***
… - Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие…
***
- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
- Сердце мое полно жалости. Я не могу этого сделать»
(А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом» Из разговора Руматы с Будахом).
читать дальшеВ соответствии с поставленными задачами Ницше формулирует и правила своей будущей жизни:
«Ты не должен ни любить, ни ненавидеть народа.
Ты не должен заниматься политикой.
Ты не должен быть ни богатым, ни нищим.
Ты должен избегать пути знаменитых и сильных.
Ты должен взять себе жену из другого народа.
Своим друзьям ты должен поручить воспитание твоих детей.
Ты не должен исполнять никаких церковных обрядов».
Правила эти Ницше сформулировал в 1876 году, т.е. после первых неудач с публикацией «Рождения трагедии», лекций о Сократе, первых скандальных эссе «Несвоевременных размышлений». Таким образом, Ницше добровольно отходит от какой бы то ни было общественной деятельности, ставя себя «над схваткой»; беда только в том, что этим самым он сам обрекает себя не только на личностное, но и на социальное одиночество, а, следовательно, на регресс в своем профессиональном развитии. В самом деле, провозглашая свою отчужденность от нужд своего же народа, всеми способами поддерживая в себе аристократизм даже во внешних проявлениях, так как он его понимал (по словам друзей Ницше нравились изысканные манеры в обращении, он отличался церемонностью, вежливостью, тихим голосом, осторожной, задумчивой походкой), он все дальше отходит от реальной жизни и все больше в своих трудах проецирует на нее книжные, почерпнутые у античных и древневосточных авторов, понятия, идеи, установки.
Задача изучения душ современников при таких условиях обернулась изучением самого себя, политикой, как известно, Ницше также не занимался, а посему его современники, народ, его жизнь, так и остались вне поля зрения и понимания. В силу всех этих причин в его произведениях мы видим только образ автора, только его мысли, его толкования и оценки того или иного общественного явления (напомню, Ницше никого, кроме себя самого, в своих трудах не цитирует); и надо сказать, что все эти суждения, несмотря на р-р-революционный слог и стиль, шокирующие почтеннейшую публику, остаются в рамках вполне дозволенных. Если вчитаться в его труды, нетрудно увидеть за их строками типичного мелкого буржуа конца XIX века, кабинетного ученого-гуманитария, напуганного бурным развитием науки, техники, социальными преобразованиями и революциями. Как творческий, развитой, умный человек, он стремится идти в ногу со временем, он очень много читает и размышляет, многое предугадывает, но очень многого в этой кипящей жизни не понимает, в своих толкованиях сгущает краски, утрирует, мифологизирует, настоящее и будущее видится ему в черном цвете.
Ницше о государстве
Прежде всего, он цепляется за «старые добрые» «аристократические» времена, обращаясь то к античности, то к средневековью, в большей степени идеализируя отношения между различными общественными слоями и особенности политического устройства и пытаясь переложить их на современное общество. Так, в «Воле к власти» он обрушивается на систему представительств в парламенте, ставя в пример избирательную систему античности: «В настоящее время,.. появились во всех полях деятельности и во всех специальностях, кроме действительных работников, еще «представители»… не говоря уже о профессиональных политиках, которые благодушествуют и при помощи крепких легких «представительствуют» перед каким-либо парламентом общественные нужды. Наша современная жизнь стала страшно дорога ввиду массы посредников; между тем в античном городе, а как отголосок древности и во многих городах Испании и Италии, каждый выступал за себя и не дал бы даже ломаного гроша за такого современного представителя и посредника». Понятно, что аппелируя к прямым формам народовластия, превалирующим в античности, Ницше не отдает себе отчета в том, что изменилась и историческая, и политическая, и социальная ситуация, что управление современным государством так любимыми им методами просто невозможно (!) (подробнее о прямой и представительной демократии см. Часть 6. Социология и политология по Платону. Глава 4. Еще несколько слов о демократии в Древней Греции и в современном мире).
Находясь в плену очарования аристократическим государством, Ницше не хочет или не может видеть, что на смену отжившим феодальным отношениям уверенно идет капитализм; и если до середины XIX века Германия была индустриально слабо развитой страной, то, с 1845-1846 гг. в результате реформирований в экономической сфере начался процесс широкой капитализации как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. А это, в свою очередь, привело к коренным изменениям в политической и социальной сферах. Ницше же на два основных противоборствующих класса – буржуазии и пролетариата – смотрел со своей «аристократической», очень оригинальной точки зрения: «У фабрикантов и крупных предпринимателей отсутствуют те формы и знаки высшей расы, которые делают данных лиц интересными; если бы у них во взгляде и манерах было благородство родовой аристократии, то, может быть, массы не знали социализма!!.. Ибо, в сущности, массы готовы подчиниться всякого рода рабству, но только при том условии, чтобы поставленный над ними постоянно проявлял свое превосходство, подтверждал прирожденное ему право повелевать благородной формой».
С середины XIX века при жизни Ницше Германия превращалась в развитую индустриальную державу, переживающую технический прогресс, революции в науке, промышленности, на транспорте; развивались новейшие отрасли индустрии – химическая и электротехническая; создавались промышленные и банковские монополии; возникали современные формы предпринимательства, в частности акционерные общества и т.д. А Ницше тем временем так отзывается о деловых людях (сейчас мы называем их бизнесменами): «Они деятельны в качестве чиновников, купцов, ученых, т. е. как родовые существа, но не как совершенно определенные отдельные и единственные люди; в этом отношении они ленивы. - Несчастье деятельных состоит в том, что их деятельность почти всегда немного неразумна. Нельзя, например, спрашивать банкира, накопляющего деньги, о цели его неутомимой деятельности: она неразумна. Деятельные катятся, подобно камню, в силу глупости механики», т.е. смысла в деятельности предпринимателей, промышленников, банкиров Ницше не видит! Также интересен его взгляд на народные массы, чье экономическое положение при тяжелейших условиях труда было очень низким: «…тяжелый труд и жизненная нужда должны будут выпадать на долю тех, кто менее всего страдает от этого, т. е. на долю самых тупых людей, и эта пропорция должна будет прогрессивно распространяться на всех, вплоть до того, кто сильнее всего ощущает высшие и самые утонченные роды страдания и потому продолжает страдать даже при величайшем облегчении жизни».
Здесь опять идет противопоставление «благородных» (то бишь, аристократов) обычным людям – т.к., по мнению мыслителя, «благородным» присущи «утонченные» моральные страдания, значит, они нуждаются в максимальном облегчении жизни (освобождении от тяжелого физического труда). Кстати, мысль о страданиях благородных людей кочует из одного произведения в другое, правда, я так и не нашла внятного объяснения причин, описаний вида, степени этих страданий и их последствий, все сводится только к подчеркиванию самого явления – страдания высших людей как особенности, отличающей их от прочих. Кроме страданий «высшим» людям должна быть свойственна созерцательность, при выдвижении этого требования Ницше идет за Платоном. Мы помним, что в Древней Греции тяжелым физическим трудом, всеми видами ремесел занимались всеми презираемые рабы и метэки, обеспечивавшие свободным гражданам возможность самосовершенствования, размышлений, изучения и развития наук и всех видов искусств; именно такой порядок, такое общественное устройство и провозглашал Платон, а за ним и Ницше. Естественно, что при таких условиях «высшая каста — каста немногих — имеет, будучи совершенной, также и преимущества немногих: это значит — быть земными представителями счастья, красоты, доброты. Только наиболее одарённые духовно люди имеют разрешение на красоту, на прекрасное; только у них доброта не есть слабость», ну а «ремесло, торговля, земледелие, наука, большая часть искусств, одним словом, всё, что содержится в понятии специальной деятельности, согласуется только с посредственным — в возможностях и желаниях…».
Разумеется, что высшую касту составляют богатые люди: «Богатство необходимо созидает аристократию расы, ибо оно позволяет выбирать самых красивых женщин, оплачивать лучших учителей, оно дает человеку чистоту, время для физических упражнений и, прежде всего, избавляет от отупляющего физического труда». Если же человек не имеет возможности уделять себе достаточно времени, то он – раб, так как «все люди еще теперь, как и во все времена, распадаются на рабов и свободных; ибо кто не имеет двух третей своего дня для себя (выделено мной), тот - раб, будь он в остальном кем угодно: государственным деятелем, купцом, чиновником, ученым» (получается, что даже при 8-часовом рабочем дне мы все по логике Ницше рабы).
Дело «посредственностей» или «рабов» – «иметь общественную полезность, быть колесом, функцией, для этого должно быть естественное призвание: не общество, а род счастья, к которому способно только большинство, делает из них интеллигентные машины. Для посредственностей быть посредственностью есть счастье; мастерство в одном, специальность — это естественный инстинкт». Кроме этого «дельному ремесленнику и ученому приличествует гордиться своим искусством и со скромным довольством взирать на жизнь. С другой стороны, нет зрелища печальнее, чем то, когда какой-нибудь сапожник или школьный учитель со страдальческим видом дает понять, что он, собственно, рожден для чего-то высшего. Нет вообще чего-либо лучшего, чем хорошего. А это последнее в том и заключается, чтобы быть в чем-нибудь дельным и соответственно тому творить,..», как видно, Ницше вполне солидарен с Платоном, который, как мы знаем, говорил о жесткой кастовости общества и провозглашал необходимость каждому заниматься только одним делом, не менять своей специализации, и довольствоваться этим (см. Часть 4. Платон "Государство". Глава 4. Труд. Виды труда. Третье сословие.).
Как мы помним, эти идеи развивались и у утопистов, и у антиутопистов, и все авторы, как один, отмечали у народа чувство счастья и довольство своим положением.
Впрочем, от понятия «раб» в фигуральном смысле слова Ницше довольно рано приходит к осознанию нехватки самых настоящих рабов для развития современного государства: «…мы должны понять, установить как сурово звучащую истину, что рабство принадлежит к сущности культуры. Здесь – источник той ярости, которую всегда питали коммунисты и социалисты, а также их бесцветные потомки, белая раса «либералов», к искусству и к классической древности…
… если верно, что греки погибли вследствие рабства, то еще вернее то, что мы погибнем вследствие отсутствия рабства - того рабства, которое ни первоначальному христианству, ни германству не казалось не только недостойным, но даже и предосудительным.
… война для государства - такая же необходимость, как раб для общества…» (Ницше. Греческое государство. Предисловие к ненаписанной книге (1871)).
В связи с вышеизложенными постулатами, продолжая тему, хочется вспомнить старый советский фильм «Мертвый сезон», монолог нацистского военного преступника доктора Хасса, разрабатывающего психотропные препараты для выведения «новой породы» людей (а проще – рабов-роботов): «Общество людей новой породы… Нет больше ни богатых, ни бедных, есть только элита, живущая в новом Эдеме – мыслители, поэты, ученые. А кто же будет работать? Работать будут представители неполноценных рас, прошедшие специальную психо-химическую обработку. Эти люди по-своему совершенно счастливы, поскольку начисто лишены памяти, они отрезаны от какой бы то ни было информации извне. Ведь от чего люди страдают больше всего? От сравнения: кто-то живет лучше, кто-то богаче, кто-то талантливее, кто-то могущественнее. А человек, прошедший психо-химическую обработку будет радоваться непрерывно – радоваться, что тепло, что помидор красный, что солнце светит, что ровно в два часа, что бы ни случилось, он получит свой питательный бобовый суп, а ночью – женщину, при условии, если он будет прилежно трудиться. А дальше можно будет создавать определенные типы служебного человека, ну как это мудро сделала природа в улье, муравейнике. Представьте: человек-ткач, человек-пекарь, человек-шофер. Причем, у него нет никаких других потребностей, никакого комплекса неполноценности – ну нет же у вола комплекса неполноценности оттого, что он – вол! Человек-робот ни о чем не думает, всегда доволен, и он размножается, производит себе подобных. От человека-золотаря так же не может родиться человек-математик, как от кошки не может родиться слон, исключено!».
Что ж, достойное продолжение и доведение до абсолюта рецептов организации идеальных обществ знаменитых мыслителей. Правда, почитатели Ницше говорят о недопустимости вульгаризации его идей…
Но вернемся к Ницше. Слабых, бедных, неудачливых Ницше презирал, в его идеальном государстве им не было места: «Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно ещё помочь в этом». Более того, бедный человек не может быть благородным: «…совсем бедный человек губит себя обыкновенно благородным образом мыслей; он не подвигается вперед и ничего не зарабатывает, его раса нежизнеспособна», и в этом мы тоже слышим отголоски Платона (см. Часть 4. Платон "Государство". Глава 4. Труд. Виды труда. Третье сословие.).
Об устройстве ницшевского идеального государства и его связи с платоновским государством мы уже говорили в части 8. Фридрих Ницше, главе 3. Философия Ницше и античность.
Отметим, что Ницше допускает «обмен членами между обеими кастами, так что более тупые, менее одухотворенные семьи и личности из высшей касты перемещаются в низшую, и, наоборот, более свободные личности низшей касты получают доступ в высшую», впрочем, Платон тоже разрешал своим правителям по необходимости совершать подобные передвижения членов каст из одной в другую. Видимо, это решение Ницше принял не только под воздействием идеи Платона, но и исходя из моментов собственной биографии: будучи представителем среднего сословия, он, имея тягу к аристократии, к высшему обществу, считая себя его членом по отцовской линии, предусмотрел в своем идеальном государстве возможность возвышения (хотя бы в мечтах занять «достойное» положение!).
Итак, каждому – своё: «в каждом здоровом обществе выступают, обусловливая друг друга, три физиологически разнопритягательных типа, из которых каждый имеет свою собственную гигиену, свою собственную область труда, особый род чувства совершенства и мастерства. Природа… отделяет одних — по преимуществу сильных духом, других — по преимуществу сильных мускулами и темпераментом и третьих, не выдающихся ни тем, ни другим — посредственных: последние, как большинство, первые, как элита». Вот такая незатейливая, всем хорошо известная и действующая в течение многих веков во всех цивилизованных государствах пирамидальная структура общества – аристократия (элита), стражники/воины (структуры правопорядка), народ. Что нового вносит в идею государственного устройства Ницше? Как видим – ничего.
(Продолжение следует...)
@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше