Глава 11.
Итоги
Итак, мы проанализировали 4 произведения: Т. Мор «Утопия» (1516), Т. Кампанелла «Город Солнца» (1602), Дж. Оруэлл «1984» (1949), О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932) и теперь подведем некоторые итоги.
При прочтении и сопоставлении этих четырех, по-моему, наиболее известных (или одних из наиболее известных) утопий и антиутопий складывается впечатление, что все авторы рассматривают и описывают одну и ту же модель государственного устройства; только это описание и рассмотрение идет с различных точек зрения, и, в зависимости от целей и задач автора, какие-то мелкие детали добавляются или убираются, что-то опускается, а что-то гиперболизируется, но в целом, эта государственная модель одна и та же – уж слишком большое сходство по ключевым позициям.
читать дальшеВ самом деле: в обществах провозглашено равноправие, все живут некоей общиной, отменена частная собственность. Во всех государствах существует жесткая вертикаль власти и от простых граждан требуется безусловное подчинение вышестоящему начальству. Все светские и конфессиональные вопросы решаются правящими кругами в лице нескольких, «избранных» человек, которые, как правило, переизбираются лишь в редких случаях, а глава государства вообще несменяем.
Далее, хоть в государствах и существует всеобщее обучение, но везде будущих правителей воспитывают и обучают отдельно, по особым учебным программам и планам; государственные мужи решают, кому быть начальниками, кому крестьянами, кому ремесленниками, и в соответствии с этим и строится дальнейшее обучение ребенка – это лишь одно из множества проявлений кастовой организации всех описываемых обществ.
Человек как личность, как индивид (его частная жизнь, привязанности, эмоции) авторами не рассматривается, он является только винтиком государственного механизма. Интересы общественные у всех авторов ставятся выше интересов личных до такой степени, что отменяется институт брака, провозглашается общность жен, детей из семей забирают и их воспитывают и обучают чужие люди, приставленные государством.
Инакомыслие преследуется, отступники подвергаются наказаниям, во всех государствах в той или иной степени процветает полицейская слежка за гражданами и «стукачество», причем этой деятельностью не гнушаются даже священнослужители (Т. Мор «Утопия»), и к ней привлекаются все члены общества, включая детей (Дж. Оруэлл «1984»).
И при этой жизни все счастливы!
Именно такое общество утописты Т. Мор и Т. Кампанелла в средние века совершенно искренне считали идеальным, а Дж. Оруэлл и О. Хаксли некоторые детали этого механизма довели до их полного абсолюта и придали всей системе тот оттенок, который посчитали нужным, тем самым перекроив утопию в антиутопию, идеальное государство в тоталитарное (хотя, повторяю, изменений-то, на самом деле, было не так уж и много).
По зрелому размышлению, очень захотелось узнать, был ли Т. Мор первым, оригинальным автором идеи такого идеального государства или он тоже воспользовался плодами чьего-нибудь труда, и так сказать, лишь углубил и расширил уже существующее до него. В общем, я стала искать первоисточник и очень скоро его нашла. Ну, конечно же, - это Платон, древнегреческий философ, классик философской традиции. Учение Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. Но подробнее о нем поговорим в следующей части.
@темы:
история,
читальный зал,
литература,
Антиутопии - утопии - Платон - Ницше