Глава 6.
Законодательство, судебная система, полиция
Законодательство, судебная система, полиция
Так, что у нас по этим пунктам. Все авторы согласны в том, что законов государству требуется немного. Все, кроме О. Хаксли, очень кровожадны – не только признают смертную казнь, но и обрекают преступников на мучительную смерть, так, Т. Мор предлагает их закалывать, как диких зверей, Т. Кампанелла - забивать камнями или предоставить преступникам возможность воспользоваться самосожжением. Дж. Оруэлл в своих изощрениях пошел дальше других: у него предполагается подвергать жестоким пыткам, а затем уничтожать человека еще до совершения им преступления, уже на стадии обдумывания оного или даже просто по подозрению полиции в способности данного человека нарушить закон. И только О. Хаксли человеколюбиво ссылает отступников-интеллектуалов на далекие острова (этакий ГУЛАГ), где им предоставляется возможность продолжать заниматься своими научными изысканиями на благо государства (такая вот «шарашка»).
читать дальшеДалее. Если у утопистов в их обществах благоденствия предполагается, что преступления направлены только против отдельных личностей, то антиутописты рассматривают преступления против самого общества, против государственного устройства и, естественно, что именно поэтому необходим тотальный, жесткий надзор за каждым членом данного государства.
Более того, в тираническом государстве Дж. Оруэлла перед убийством (так называемым «распылением») предполагаемого или реального преступника, ему, с помощью современных научных технологий, полностью переформатировывают сознание, и человек перед исполнением приговора преисполняется огромной любовью к тирану и режиму, полностью оправдывая и поддерживая их. Таким образом, человека уничтожают дважды: в первый раз – морально, духовно, интеллектуально – на уровне сознания и во второй раз – физически.
Т.Мор «Утопия»
«…государство управляется при помощи столь немногих законов, но так успешно, что и добродетель встречает надлежащую оценку и, несмотря на равенство имущества, во всем замечается всеобщее благоденствие…
…Законов у них очень мало… Далее они решительно отвергают всех адвокатов, хитроумно ведущих дела и лукаво толкующих законы. Они признают в порядке вещей, что каждый ведет сам свое дело и передает судье то самое, что собирался рассказать защитнику…
…За прочие преступления (кроме прелюбодеяния – прим. моё) никакой закон не устанавливает никакого определенного наказания, но за всякий ужасный и злодейский проступок кару назначает сенат…
…Уголовным преступлением считается принимать решения по общественным делам помимо сената или народного собрания…
…обычно все наиболее тяжкие преступления караются игом рабства. … для терпеливо сносящих рабство надежда отнюдь не потеряна. Если продолжительное страдание укротит их, и они обнаружат раскаяние, свидетельствующее, что преступление тяготит их больше наказания, то иногда власть князя или голосование народа может или смягчить их рабство, или прекратить его…
…Если же и после такого отношения к ним они («они» - наказанные, ставшие рабами – прим. моё) станут опять бунтовать и противиться, то их закалывают, как неукротимых зверей, которых не может обуздать ни тюрьма, ни цепь…»
Т. Кампанелла «Город Солнца»
«…Законы их немногочисленны, кратки и ясны…
…так как они всегда ходят и работают отрядами, то для уличения преступника требуется пять
свидетелей; иначе его отпускают под присягой и с предостережением…
… Тюрем у них нет, кроме только башни для заключения мятежных неприятелей и др. Письменного судопроизводства (того, что называется процессом) у них не ведется, но перед судьей и Мощью излагается обвинение, приводятся свидетели и говорит в свою защиту ответчик,
которого судья тут же или оправдывает, или осуждает…
…виновные лишаются в наказание либо общей трапезы, либо общения с женщинами, либо других почетных преимуществ на такой срок, какой судья найдет нужным для искупления проступка…
…Все по отдельности подсудны старшему начальнику своего мастерства. Таким образом, все главные мастера являются судьями и могут присуждать к изгнанию, бичеванию, выговору,
отстранению от общей трапезы, отлучению от церкви и запрещению общаться с женщинами. К насильникам применяется смертная казнь или наказание -- око за око, нос за нос, зуб за зуб и т. д., согласно закону возмездия, если преступление совершено сознательно и с заранее обдуманным намерением.
… Смертная казнь исполняется только руками народа, который убивает или побивает осужденного камнями, и первые удары наносят обвинитель и свидетели. Палачей и ликторов у них нет, дабы не осквернять государства. Иным дается право самим лишать себя жизни: тогда они обкладывают себя мешочками с порохом и, поджегши их, сгорают…»
Дж. Оруэлл «1984»
«…В счет шла только полиция мыслей… Часто ли и по какому расписанию подключается к
твоему кабелю (телекрана – прим. моё) полиция мыслей -- об этом можно было только гадать. Не исключено, что следили за каждым -- и круглые сутки. Во всяком случае, подключиться могли когда угодно. Приходилось жить -- и ты жил, по привычке, которая превратилась в инстинкт, -- с сознанием того, что каждое твое слово подслушивают и каждое твое движение, пока не погас свет, наблюдают…
…абсолютное преступление, содержащее в себе все остальные. Мыслепреступление -- вот как оно называлось…
…Член партии с рождения до смерти живет на глазах у полиции мыслей. Даже оставшись один, он не может быть уверен, что он один. Где бы он ни был, спит он или бодрствует, работает или отдыхает, в ванне ли, в постели -- за ним могут наблюдать, и он не будет знать, что за ним наблюдают. Небезразличен ни один его поступок. …Не только поступок, но любое, пусть самое невинное чудачество, любая новая привычка и нервный жест, которые могут оказаться признаками внутренней неурядицы, непременно будут замечены. Свободы выбора у него нет ни в чем. С другой стороны, его поведение не регламентируется законом или четкими нормами. В Океании нет закона. Мысли и действия, караемые смертью (если их обнаружили), официально не запрещены, а бесконечные чистки, аресты, посадки, пытки и распыления имеют целью не наказать преступника, а устранить тех, кто мог бы когда-нибудь в будущем стать преступником.
… Когда изобрели печать, стало легче управлять общественным мнением; радио и кино позволили шагнуть в этом направлении еще дальше. А с развитием телевизионной техники, когда стало возможно вести прием и передачу одним аппаратом, частной жизни пришел конец. Каждого гражданина, по крайней мере каждого, кто по своей значительности заслуживает слежки, можно круглые сутки держать под полицейским наблюдением и круглые сутки питать официальной пропагандой, перекрыв все остальные каналы связи. Впервые появилась возможность добиться не только полного подчинения воле государства, но и полного единства мнений по всем вопросам.
…Самых способных -- тех, кто мог бы стать катализатором недовольства, -- полиция мыслей просто берет на заметку и устраняет.
… Мы уничтожаем еретика не потому, что он нам сопротивляется; покуда он сопротивляется, мы его не уничтожим. Мы обратим его, мы захватим его душу до самого дна, мы его переделаем. Мы выжжем в нем все зло и все иллюзии; он примет нашу сторону -- не формально, а искренне,
умом и сердцем. Он станет одним из нас, и только тогда мы его убьем. …В прежние дни еретик всходил на костер все еще еретиком, провозглашая свою ересь, восторгаясь ею. …Мы же, прежде чем вышибить мозги, делаем их безукоризненными. Заповедь старых деспотий
начиналась словами: "Не смей". Заповедь тоталитарных: "Ты должен". Наша заповедь: "Ты есть". …Ни один из сбившихся с пути уцелеть не может. И если даже мы позволим вам дожить до естественной смерти, вы от нас не спасетесь. То, что делается с вами здесь, делается навечно. …Вы никогда не будете способны на обыкновенное человеческое чувство. …Любовь, дружба, радость жизни, смех, любопытство, храбрость, честность -- всего этого у вас уже никогда не будет. Вы станете полым. Мы выдавим из вас все до капли -- а потом заполним собой.»
О. Хаксли «О дивный новый мир»
«…нет преступления гнусней, чем нарушение общепринятых норм поведения. Убийство означает гибель особи, а, собственно, что для нас одна особь? ...Мы с величайшей легкостью можем сотворить сколько угодно новых. Нарушение же принятых норм ставит под угрозу нечто большее, чем жизнь какой-то особи, наносит удар всему Обществу.
… как «врага Общества, как разрушителя Порядка и Стабильности, как злоумышленника против самой Цивилизации» …я намерен снять его, отстранить с позором от занимаемой должности; я намерен немедленно осуществить его перевод в третьестепенный филиал, причем как можно более удаленный от крупных населенных центров, так будет в интересах Общества. В Исландии ему представится мало возможностей сбивать людей с пути своим фордохульственным примером…
… Имей он хоть крупицу смысла, он бы понял, что наказание его является, по существу, наградой. Его ссылают на остров. То есть посылают туда, где он окажется в среде самых интересных мужчин и женщин на свете. Это все те, в ком почему-либо развилось самосознание до такой степени, что они стали непригодными к жизни в нашем обществе. Все те, кого не удовлетворяет правоверность, у кого есть свои самостоятельные взгляды. Словом, все те, кто собой что-то представляет.
… Мне предложили выбор -- либо ссылка на остров, где я смог бы продолжать свои занятия чистой наукой, либо же служба при Совете Главноуправителей с перспективой занять впоследствии пост Главноуправителя.
…Хорошо еще, … что в мире столько островов. Не знаю, как бы мы обходились без них. Пришлось
бы, вероятно, всех еретиков отправлять в умертвительную камеру.»
Глава 7.
Отношения с другими народностями, войны
Отношения с другими народностями, войны
Всеми авторами, кроме О. Хаксли, рассматриваются военные конфликты описываемых государств с соседями (О. Хаксли просто огородил свой «дивный новый мир» от соседей-дикарей проволокой под высоким напряжением, чтоб чужие на территорию не лезли, и все конфликты были исчерпаны). У других же мыслителей войны – это обыденность, у Дж. Оруэлла государство вообще живет в условиях непрекращающейся глобальной войны между сверхдержавами.
читать дальшеЗнаменательно, что все авторы сходятся в следующих постулатах: их государства – миролюбивы, но постоянно либо они сами, либо их друзья подвергаются нападкам завистливых соседей, приходится защищаться (но войны идут всегда на чужой территории). Правда, Т. Мор оговаривает еще такую причину войн с соседями: нехватка территорий у утопийцев, но и в этом случае, когда войны начинают сами утопийцы, Т. Мор их оправдывает. Далее, всегда побеждают, конечно же, героические народы наших романистов, а побежденные варвары облагаются контрибуциями. После победоносной войны утопийцы и жители Города Солнца милостиво берут побежденных под свою опеку и дают им возможность развиваться по законам победителей. У Оруэлла же война завершения не имеет, и отсталые народы (источник дешевой рабочей силы) постоянно переходят «из рук в руки» - от одного победителя к другому. Способы ведения войн, конечно же, различны, а вот участвуют в них всем народом, с женщинами и детьми; Т. Мор добавляет еще и наемные войска, уменьшая этим количество утопийцев, принимающих участие в конфликте; ну а Оруэлл пошел дальше и полностью поручил ведение войны профессионалам.
Т.Мор «Утопия»
«…Если же переполнение города вообще перейдет надлежащие пределы, то утопийцы наверстывают безлюдье других своих городов. … (при дальнейшем перенаселении – прим. моё) выбирают граждан из всякого города и устраивают по своим законам колонию на ближайшем материке, где только у туземцев имеется излишек земли… при этом утопийцы призывают туземцев и спрашивают, хотят ли те жить вместе с ними. В случае согласия утопийцы легко сливаются с ними, используя свой уклад жизни и обычаи… В случае отказа жить по их законам утопийцы отгоняют туземцев от тех пределов, которые избирают себе сами. В случае сопротивления они вступают в войну…
…Утопийцы не вступают ни с одним народом в договоры… по мнению утопийцев, нельзя никого считать врагом, если оба не сделал нам никакой обиды: узы природы заменяют договор, и лучше и сильнее взаимно объединять людей расположением, а не договорными соглашениями, сердцем, а не словами…
…Утопийцы сильно гнушаются войною… Они никогда не начинают войны зря, а только в тех случаях, когда защищают свои пределы, или прогоняют врагов, вторгшихся в страну их друзей, или сожалеют какой-либо народ, угнетенный тиранией, и своими силами освобождают его от ига тирана и от рабства; это делают они по человеколюбию. … С …жестокостью мстят утопийцы за обиды, даже денежные, причиненные их друзьям. К собственным обидам они менее чувствительны…
…Но если какой их гражданин где бы то ни было получит от обиды увечье или смерть, то, произошло ли это по вине государства или частных лиц, они отправляют послов для расследования дела и успокаиваются только с выдачей виновных, а иначе немедленно объявляют войну. Выданных виновных они карают смертью или рабством…
…сразу по объявлении войны они стараются тайно и одновременно развесить в наиболее заметных местах вражеской страны воззвания, скрепленные своей государственной печатью. Здесь они обещают огромные награды тому, кто погубит вражеского государя; затем меньшие, хотя также очень хорошие награды, назначаются за каждую отдельную голову тех лиц, чьи имена объявлены в тех же воззваниях. … Если дело не подвигается путем подкупа, то утопийцы начинают разбрасывать и выращивать семена междоусобий,… они побуждают и натравляют на врагов их соседей… кроме богатств, хранящихся дома, у них есть еще неизмеримое сокровище за границей, в силу которого, … очень многие народы у них в долгу. Таким образом, они посылают на войну солдат, нанятых отовсюду…
…утопийцы не тянут никого из своей среды против его воли на войну за границу, но, с другой стороны, если какая женщина пожелает пойти с мужем на военную службу, то она не только не встречает препятствия в этом, а, наоборот, поощрение и похвалу; в строю всякую из выступивших ставят рядом с ее мужем, затем каждого окружают его дети, свойственники и родственники…
…Сдавшиеся города они охраняют, но и завоеванные не разграбляют, а убивают противившихся сдаче, прочих же защитников обращают в рабство. … После окончания войны они налагают расходы не на друзей, на которых потратились, а на побежденных…
…Они не ведут зря войны на своей территории, и нет никакой побудительной причины, которая бы заставила их допустить на свой остров чужие вспомогательные войска…»
Т. Кампанелла «Город Солнца»
«…на том же острове находятся еще четыре царства, сильно завидующих их благополучию,
потому что тамошнее население стремится жить по обычаям Соляриев и предпочитает быть под их властью, чем под властью собственных царей. Из-за этого часто начинается война с Соляриями…
Как только они подвергаются насилию, оскорблению, разбою, или же когда угнетаются их
союзники, или призывают их на помощь другие города, находящиеся под гнетом тирании, -- они немедленно собираются на Совет.
…Тотчас снаряжается священник, именующийся ходатаем; он требует от неприятелей
возмещения за грабеж, или прекращения угнетения союзников, или низложения тирании. В случае отказа он объявляет войну… Надо иметь в виду, что у них в оружейных палатах имеется всякого рода вооружение…
…Принято у них брать с собой и отряд вооруженных мальчиков верхом на лошадях, дабы они приучались к войне и привыкали, как волчата и львята, к кровопролитию; в случае же опасности они укрываются в надежное место вместе со многими вооруженными женщинами. А после сражения эти женщины и мальчики ухаживают за воинами, перевязывают им раны, прислуживают им и ободряют ласками и словами…
…Вовремя не оказавший помощи союзнику или другу наказывается розгами; не исполнивший приказаний бросается в ров на растерзание диким зверям; при этом ему вручается дубинка, и если он одолеет окружающих его львов и медведей, что почти невозможно, то получает помилование…
…Все имущество покоренных или добровольно сдавшихся городов немедленно переходит в общинное владение. Города получают гарнизон и должностных лиц из Соляриев и постепенно приучаются к обычаям Города Солнца, общей их столицы, куда отправляют учиться своих детей, не входя для этого ни в какие расходы…»
Дж. Оруэлл «1984»
«После того как Россия поглотила Европу, а Соединенные Штаты - Британскую империю, фактически сложились две из них. Третья, Остазия, оформилась как единое целое лишь спустя десятилетие, наполненное беспорядочными войнами. Границы между сверхдержавами кое-где не установлены… В том или ином сочетании три сверхдержавы постоянно ведут войну, которая длится уже двадцать пять лет. … Это военные действия с ограниченными целями, причем противники не в состоянии уничтожить друг друга, материально в войне не заинтересованы и не противостоят друг другу идеологически. … физически войной занята малая часть населения - в основном хорошо обученные профессионалы, - и людские потери сравнительно невелики. … Ни одна из трех сверхдержав не может быть завоевана даже объединенными армиями двух других. Силы их слишком равны и естественный оборонный потенциал неисчерпаем. … это война за рабочую силу. … За обладание …густонаселенными областями, а также арктической ледяной шапкой и борются постоянно три державы. … Население этих районов (экваториальной Африки, стран Ближнего Востока и индонезийского архипелага – прим. моё), более или менее открыто низведенное до состояния рабства, беспрерывно переходит из-под власти одного оккупанта под власть другого и лихорадочно расходуется ими…
… Главная цель современной войны … израсходовать продукцию машины, не повышая общий уровень жизни.
… все три (сверхдержавы – прим. моё) уже обладают атомной бомбой… бомбы появились еще в сороковых годах и впервые были применены массированно лет десять спустя. … В результате
правящие группы всех стран убедились: еще несколько бомб – и конец организованному обществу, а следовательно, их власти. После этого, хотя никакого официального соглашения не было даже в проекте, атомные бомбардировки прекратились. Все три державы продолжают лишь производить и накапливать атомные бомбы в расчете на то, что рано или поздно представится
удобный случай, когда они смогут решить войну в свою пользу.»
@темы: история, читальный зал, литература, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше