Первым мастером строительного и ремесленного дела, по христианским представлениям, является Бог - Великий архитектор вселенной. Но иногда и дьявол был не прочь составить ему компанию. Во всяком случае, к подобному выводу можно прийти, если прочитать книгу Веры Бегичевой «Загадки древних технологий» (издательство «Вече»).
«Технические способности Сатаны беспредельны... свидетельствует историк культуры А.В.Амфитеатров в своем труде «Дьявол в быте, легенде и литературе Средних веков». Он знает все искусства, ремесла и мастерства, но, разумеется, не разменивается в их области на пустяки и предпринимает только работы, достойные своей ловкости и силы. В Западной Европе, где люди искони живут на камне, Сатана получил страсть к архитектуре и строительству. Великое множество мостов, башен, стен, акведуков и тому подобных построек приписывается этому странному зодчему и инженеру».
читать дальшеЧертовы мосты.
Это Сатана якобы сложил знаменитую стену на границе между Англией и Шотландией римское военно-оборонительное сооружение, воздвигнутое по приказу императора Адриана. Он же перекинул мост через реку Рону в Авиньоне и другие так называемые чертовы мосты, включая Чертов мост в Альпах, которым прошел в 1799 году под огнем неприятеля, над страшной пропастью великий А.В.Суворов со своими чудо-богатырями.
Там мост через бездну отважной дугой со скалы на скалу перегнулся;
Не смертною был он поставлен рукой
Кто смертный к нему б прикоснулся?
писал об альпийском Чертовом мосте Фридрих Шиллер в балладе «Горная дорога».
Об истории строительства еще одного «чертова моста» рассказывают две статуи XII века в Регенсбурге (Австрия). «Одна статуя помещена под крышей собора между другими фигурами для стока воды в виде человека, всем корпусом на клонившегося вниз, другая на мосту в виде обнаженного юноши, сидящего верхом на камне с надписью «Как жарко!» и с лицом, обращенным к собору. Легенда связала эти две фигуры с постройкой в XII веке моста через Дунай. Строитель моста будто бы бился об заклад с архитектором собора, кто скорее окончит свою работу, и при помощи Дьявола опередил соперника, который от огорчения бросился с крыши собора и убился до смерти», пишет искусствовед В.П.Зубов в статье «Архитектор в эпоху Средневековья». Восклицание «Как жарко!» указывает не только на необычайную засуху, разразившуюся летом 1135 года, но и на адское пламя, жар которого уже чувствует грешник, продавший душу Сатане в уплату за построенный в срок мост.
Нечисть в церкви.
«Страннее всего, что дьявол употреблял иногда свои архитектурные таланты также на сооружение церквей и монастырей, замечает А.В.Амфитеатров. Но, конечно, в этом случае он либо преследовал свои тайные цели, либо бывал понуждаем Волей, сильнейшей его. Так, говорят, им были сделаны планы и другие рисунки для Кельнского и Ахенского соборов, а последний даже отчасти, если не весь, им выстроен».
Ахенский собор был заложен в 798 году на месте разрушенных римских терм (бань ред.) самое место для нечистой силы! В его стенах неоднократно наблюдали полтергейст, явления призраков, из рук священника во время литургии зачастую кто- то словно вырывал чашу с претворенным в кровь Христову вином, швыряя ее под ноги самым недостойным из прихожан.
А в постройке Кельнского собора (заложен в 1248 году) принимал участие Альберт фон Больштедт, прозванный Альбертом Великим (1193-1280) профессор теологии в Кельне и Париже, глава схоластики своего времени, прославившийся обширнейшими трудами по богословию, философии и естественным наукам. После смерти Альберт Великий почитался как святой монахами-доминиканцами, в ордене которых состоял. В потомстве за ним, однако, осталась слава великого астролога и алхимика, чернокнижника и мага. Он один из прототипов гетевского Фауста. «Легенда рассказывает, что, принимая в Кельне в 1248 году короля Вильгельма и его гостей, Альберт под Рождество своими чарами наколдовал в его дворце волшебный сад с цветущими деревьями и певчими птицами, отмечает академик В.М.Жирмунс кий в своей «Истории легенды о Фаусте». Чтобы накормить гостей своих устрицами, он стучал в окно, и невидимая рука протягивала ему желаемое блюдо».
Еще легенды Кёльнского собора
Архитектор собора Герхард, не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.
Город Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться Кёльнский собор.
Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир.
Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». С тех пор собор не перестают строить и достраивать: закончится строительство — наступит Апокалипсис, обещанный дьяволом.
В Англии считается постройкой дьявола аббатство Кроуленд в Линкольншире. Проказливые чертенята бесконечно докучали монахам, пугали их, неожиданно с ними заговаривали. Даниэль Дефо в своем «Путешествии по Великобритании» (1724-1726) иронически отзывается об этих толках. И в его время, двести лет спустя после закрытия аббатства, округа все еще полнилась нечистью.
Черные мадонны.
Статуи Черных Мадонн есть по всей Европе: большей частью во Франции, где их более 300. В Испании примерно 50 Черных Мадонн, в Италии - 30, в Германии – 19. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица», в польском городе Ченстохове - «Матка Боска Ченстоховска».
Шартрский собор во Франции величайший из шедевров готической архитектуры. И вместе с тем это единственный из французских кафедральных соборов, в который никогда не заходили короли, кардиналы или епископы. Ходили упорные слухи, что фундамент храма заложил Сатана. Поначалу историки связывали эти легенды с тем, что в древности здесь находилось друидское святилище. Однако в 1904 году в глубине холма, который теперь лежит в основании собора, обнаружили так называемую черную мадонну фигуру Богоматери с черным ликом и сексуально акцентированными формами тела, что священнослужители иначе как свидетельством «авторских прав» Сатаны расценить, конечно, не могли.
Надо сказать, что «черных мадонн» находили во многих церквях Франции, и порой католические иерархи с ужасом обнаруживали, что народ на протяжении веков им истово поклоняется.
Так, в старейшем парижском храме Сен-Жермен де-Пре, построенном в 542 году на месте святилища древнеегипетской богини Исиды, «черная мадонна» почиталась как Богоматерь вплоть до ее торжественного сожжения в 1514 году. Вместе с ней отправился на костер и весь клир церкви.
В Тулузе церковь Ля Дорад была неким трубадурским центром во времена наиболее бурного распространения катарской ереси (XII век). Посвящаемые поклонялись в нем под видом Богородицы «Царице с гусиными ногами» опять же «черной мадонне», обладающей чертами птицы. Естественно, ее тоже сожгли вместе с катарами. По всей видимости, во всех этих случаях в качестве Богородицы почитали изображение языческой богини-Матери. И хотя сегодня по христианскому миру известно более четырехсот «черных мадонн», церковь по-прежнему предпочитает замалчивать их существование.
Адский аврал.
«Чудесность дьявольских построек заключалась не только в их совершенстве, подчеркивает А.В.Амфитеатров, но и в скорости, с которой они созидались. Часто дьяволу давался для них срок не более как в одну ночь и он успевал, если только люди его не надували, чего по отношению к дьяволу, кажется, никто и никогда грехом не почитал». Обязавшись на протяжении одной ночи выстроить церковь, дьявол переносил на место постройки из отдаленнейших мест целые гранитные скалы, глыбы и плиты цветного мрамора, иногда даже колонны, похищенные в каком-нибудь древнем языческом храме, вековые дубы и ели, металлические брусы и балки. Не покладая рук, он и его присные рубили, строгали, буравили, тесали, ковали, лили, полировали, рыли, складывали, штукатурили, красили, рисовали, расписывали, ваяли, так что с наступлением утра первый луч солнца уже зажигал на башнях яблоки из превосходного полированного золота и отражался в художественной живописи огромных стрельчатых окон. И за такую постройку нечего было бояться, что через год или два в ней обрушится потолок или обвалится стенная штукатурка - Сатана созидал свое царство на века.
Так, известно, что храм святой Варвары в Бретани был построен буквально за неделю. В строительстве принимали участие многие добровольцы из числа местные жителей, и документально зафиксировано, что каждая новая смена, приходя на работу, поражалась тому, какое невероятное количество работы удалось сделать предшественникам. Тем не менее темп работы возрастал день ото дня, а кончилось все тем, что среди строителей-добровольцев разразилась загадочная эпидемия, сопровождавшаяся припадками, которая свела большинство из них в могилу.
Единственно, от чего дьявол систематически уклонялся, это увенчать свое здание крестом.
Да и то один раз адский архитектор умудрился выстроить для шведского короля Олава Святого высочайший собор с крестом. Но король, поднявшись на кровлю собора, с ужасом увидел, что то, что снизу кажется людям крестом, в действительности золотая фигура коршуна с распростертыми крыльями.
Свидетельства писателей.
Люди творчества зачастую таинственным образом ощущают то, что человеку без воображения увидеть не дано. Не зря считается, что талантливые писатели в момент вдохновения вступают в контакт с высшими сферами.
Описывая в своем романе «Наше сердце» знаменитое аббатство XII века Мон Сен-Мишель в Нормандии, возведенное на скале, в час прилива со всех сторон окруженной морем, французский писатель Ги де Мопассан ненавязчиво подчеркивает в нем некое потустороннее, дьявольское начало: «Высокое здание вздымалось на синем небе, где теперь четко вырисовывались его детали: купол с колоколенками и башенками, кровля, ощетинившаяся водостоками в виде ухмыляющихся химер и косматых чудищ...» Мопассановские герои, «изумляясь поразительному сооружению», подходят к нему ближе по песчаной косе, выступившей из воды в час отлива. «Над ними, в небе, высился причудливый хаос стрел, гранитных цветов, арок, перекинутых с башни на башню, неправдоподобных, огромных и легкое архитектурное кружево, как бы вышитое из лазури, из которой выступала, вырывалась, словно для взлета, сказочная и жуткая свора водосточных желобов со звериными мордами...» В здании аббатства есть что-то ирреальное если обойти и посмотреть на него со стороны моря, окажется, что оно способ но менять свой облик, подобно призрачному замку злой колдуньи Фата Морганы: «С этой стороны аббатство, внезапно утратив вид готического собора, который так поражает, когда смотришь на него с берега, приобрело, как бы в угрозу океану, воинственный вид феодального замка с высокой зубчатой стеной, прорезанной живописными бойницами и поддерживаемой гигантскими контрфорсами, циклопическая кладка которых вросла в подошву этой причудливой горы». Уроженец Нормандии, Мопассан с детства знал легенду о том, как было создано это архитектурное чудо. «Дьявол настолько гордился своим зодческим талантом, что однажды вызвал архангела Михаила, старого своего не приятеля, на конкурс, кто построит красивее церковь на горе Сен-Мишель. Архангел, как и следовало ждать, победил, но и дьявол не ударил лицом в грязь; при том архангелова церковь была за красоту взята на небо, так что грешный мир о ней судить не может, а дьяволом воздвигнутая осталась на земле, и ею до сих пор любуются туристы как готическим шедевром», пишет А.В.Амфитеатров.
В строительстве собора Парижской Богоматери дьявол, по преданию, также принимал участие и даже изобразил самого себя в образе одной из химер знаменитого дьявола-мыслителя. В историческом романе Марка Алданова «Мыслитель» (1927) есть эффектная сцена: таинственный незнакомец, изваявший дьявола-мыслителя Нотр-Дам, ведет героев смотреть свою работу, и те недоумевают, почему он не вырезал своего имени на статуе, ведь потомки будут спрашивать, как звали мастера. «Нет, сказал ваятель с живостью. Кто увидит мою статую, тот этого не спросит». Те, кто читал роман Виктора Гюго или хотя бы знаком с поставленным по нему мюзиклом, поймут, что чувства знаменитый собор зачастую взращивал отнюдь не христианские...
По материалам
anomalia.kulichki.ru/text9/339.htm
и другим интернет-источникам
«Технические способности Сатаны беспредельны... свидетельствует историк культуры А.В.Амфитеатров в своем труде «Дьявол в быте, легенде и литературе Средних веков». Он знает все искусства, ремесла и мастерства, но, разумеется, не разменивается в их области на пустяки и предпринимает только работы, достойные своей ловкости и силы. В Западной Европе, где люди искони живут на камне, Сатана получил страсть к архитектуре и строительству. Великое множество мостов, башен, стен, акведуков и тому подобных построек приписывается этому странному зодчему и инженеру».
читать дальшеЧертовы мосты.
1.
2.
3.
Слева направо: 1.Чертов мост в Альпах. 2.Мост через реку Рону в Авиньоне (современный вид). 3.Мост в Регенсбурге (Австрия). (Этот каменный человечек уже около пяти веков украшает Штайнбрюке (Каменный мост) и вместе с этим мостом через Дунай является визитной карточкой города Регенсбурга, который находится на востоке земли Баварии в Германии. По легенде – это зодчий моста. Он сидит на остром камне и смотрит на другой берег, где стоит кафедральный собор. В свое время якобы строители собора и моста поспорили – кто первым закончит строительство. Но так как мост строили медленно, обратился мастер к чёрту. Тот был не против, только попросил за услуги первые три души, которые пройдут по готовому уже мосту. И конечно же мост был возведен раньше собора (годы постройки 1135-1146, длина 330 метров). Когда при открытии моста собрались все сильные города сего, попал мостостроитель в тяжелое положение (из-за договора с чёртом), но сумел все же выкрутиться, погнав собаку, петуха и курицу через мост. Чёрт, увидев такую «несправедливость», разгневался и хотел было мост сломать, но не получилось у него, зато мост с тех пор стоит кривой).



Слева направо: 1.Чертов мост в Альпах. 2.Мост через реку Рону в Авиньоне (современный вид). 3.Мост в Регенсбурге (Австрия). (Этот каменный человечек уже около пяти веков украшает Штайнбрюке (Каменный мост) и вместе с этим мостом через Дунай является визитной карточкой города Регенсбурга, который находится на востоке земли Баварии в Германии. По легенде – это зодчий моста. Он сидит на остром камне и смотрит на другой берег, где стоит кафедральный собор. В свое время якобы строители собора и моста поспорили – кто первым закончит строительство. Но так как мост строили медленно, обратился мастер к чёрту. Тот был не против, только попросил за услуги первые три души, которые пройдут по готовому уже мосту. И конечно же мост был возведен раньше собора (годы постройки 1135-1146, длина 330 метров). Когда при открытии моста собрались все сильные города сего, попал мостостроитель в тяжелое положение (из-за договора с чёртом), но сумел все же выкрутиться, погнав собаку, петуха и курицу через мост. Чёрт, увидев такую «несправедливость», разгневался и хотел было мост сломать, но не получилось у него, зато мост с тех пор стоит кривой).
Это Сатана якобы сложил знаменитую стену на границе между Англией и Шотландией римское военно-оборонительное сооружение, воздвигнутое по приказу императора Адриана. Он же перекинул мост через реку Рону в Авиньоне и другие так называемые чертовы мосты, включая Чертов мост в Альпах, которым прошел в 1799 году под огнем неприятеля, над страшной пропастью великий А.В.Суворов со своими чудо-богатырями.
Там мост через бездну отважной дугой со скалы на скалу перегнулся;
Не смертною был он поставлен рукой
Кто смертный к нему б прикоснулся?
писал об альпийском Чертовом мосте Фридрих Шиллер в балладе «Горная дорога».
Об истории строительства еще одного «чертова моста» рассказывают две статуи XII века в Регенсбурге (Австрия). «Одна статуя помещена под крышей собора между другими фигурами для стока воды в виде человека, всем корпусом на клонившегося вниз, другая на мосту в виде обнаженного юноши, сидящего верхом на камне с надписью «Как жарко!» и с лицом, обращенным к собору. Легенда связала эти две фигуры с постройкой в XII веке моста через Дунай. Строитель моста будто бы бился об заклад с архитектором собора, кто скорее окончит свою работу, и при помощи Дьявола опередил соперника, который от огорчения бросился с крыши собора и убился до смерти», пишет искусствовед В.П.Зубов в статье «Архитектор в эпоху Средневековья». Восклицание «Как жарко!» указывает не только на необычайную засуху, разразившуюся летом 1135 года, но и на адское пламя, жар которого уже чувствует грешник, продавший душу Сатане в уплату за построенный в срок мост.
Нечисть в церкви.
1.
2.
3.
Слева направо: 1.Кельнский собор. 2.Ахенский собор 3.Скульптура волка в Ахенском соборе
(Как гласит легенда, деньги на собор дал черт. Но дал не просто так, а при условии, что горожане отдадут ему душу того, кто первым перешагнет порог собора. Красивейший храм уже стоял посреди площади, но никто не решался войти в него, а черт настойчиво требовал обещанную живую душу. И тогда горожане поймали в окрестных лесах волка и притащили его ко входу в храм. Там зверя выпустили и громко ударили в колокола, так что волк с перепугу метнулся прямо в открытые ворота храма. Черт набросился на бедного зверя, а у того от страха - и дух вон. Только тут черт разглядел, что душонка ему досталась никудышная. Вне себя от ярости он бросился с диким ревом из храма, но прежде лягнул железные врата собора. От такого удара ворота треснули, а трещина на них видна до сих пор. Городские власти велели в память о волке-мученике отлить зверя в бронзе, и отдельно - его бедную, душу. Она хоть и смахивает на крупную еловую шишку, но по-прежнему украшает храм, где хранится мраморный трон Карла Великого, а с потолка свешивается кованая люстра - дар Фридриха Барбароссы).



Слева направо: 1.Кельнский собор. 2.Ахенский собор 3.Скульптура волка в Ахенском соборе
(Как гласит легенда, деньги на собор дал черт. Но дал не просто так, а при условии, что горожане отдадут ему душу того, кто первым перешагнет порог собора. Красивейший храм уже стоял посреди площади, но никто не решался войти в него, а черт настойчиво требовал обещанную живую душу. И тогда горожане поймали в окрестных лесах волка и притащили его ко входу в храм. Там зверя выпустили и громко ударили в колокола, так что волк с перепугу метнулся прямо в открытые ворота храма. Черт набросился на бедного зверя, а у того от страха - и дух вон. Только тут черт разглядел, что душонка ему досталась никудышная. Вне себя от ярости он бросился с диким ревом из храма, но прежде лягнул железные врата собора. От такого удара ворота треснули, а трещина на них видна до сих пор. Городские власти велели в память о волке-мученике отлить зверя в бронзе, и отдельно - его бедную, душу. Она хоть и смахивает на крупную еловую шишку, но по-прежнему украшает храм, где хранится мраморный трон Карла Великого, а с потолка свешивается кованая люстра - дар Фридриха Барбароссы).
«Страннее всего, что дьявол употреблял иногда свои архитектурные таланты также на сооружение церквей и монастырей, замечает А.В.Амфитеатров. Но, конечно, в этом случае он либо преследовал свои тайные цели, либо бывал понуждаем Волей, сильнейшей его. Так, говорят, им были сделаны планы и другие рисунки для Кельнского и Ахенского соборов, а последний даже отчасти, если не весь, им выстроен».
Ахенский собор был заложен в 798 году на месте разрушенных римских терм (бань ред.) самое место для нечистой силы! В его стенах неоднократно наблюдали полтергейст, явления призраков, из рук священника во время литургии зачастую кто- то словно вырывал чашу с претворенным в кровь Христову вином, швыряя ее под ноги самым недостойным из прихожан.
А в постройке Кельнского собора (заложен в 1248 году) принимал участие Альберт фон Больштедт, прозванный Альбертом Великим (1193-1280) профессор теологии в Кельне и Париже, глава схоластики своего времени, прославившийся обширнейшими трудами по богословию, философии и естественным наукам. После смерти Альберт Великий почитался как святой монахами-доминиканцами, в ордене которых состоял. В потомстве за ним, однако, осталась слава великого астролога и алхимика, чернокнижника и мага. Он один из прототипов гетевского Фауста. «Легенда рассказывает, что, принимая в Кельне в 1248 году короля Вильгельма и его гостей, Альберт под Рождество своими чарами наколдовал в его дворце волшебный сад с цветущими деревьями и певчими птицами, отмечает академик В.М.Жирмунс кий в своей «Истории легенды о Фаусте». Чтобы накормить гостей своих устрицами, он стучал в окно, и невидимая рука протягивала ему желаемое блюдо».
Еще легенды Кёльнского собора
Архитектор собора Герхард, не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.
Город Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться Кёльнский собор.
Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир.
Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». С тех пор собор не перестают строить и достраивать: закончится строительство — наступит Апокалипсис, обещанный дьяволом.
В Англии считается постройкой дьявола аббатство Кроуленд в Линкольншире. Проказливые чертенята бесконечно докучали монахам, пугали их, неожиданно с ними заговаривали. Даниэль Дефо в своем «Путешествии по Великобритании» (1724-1726) иронически отзывается об этих толках. И в его время, двести лет спустя после закрытия аббатства, округа все еще полнилась нечистью.
Черные мадонны.
Статуи Черных Мадонн есть по всей Европе: большей частью во Франции, где их более 300. В Испании примерно 50 Черных Мадонн, в Италии - 30, в Германии – 19. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица», в польском городе Ченстохове - «Матка Боска Ченстоховска».
1.
2.
3.
Слева направо: 1.Черная Мадонна из монастыря Айнзидельн (Einsiedeln), Швейцария. 2.Матка Боска Ченстоховска, Польша. 3.«Подземная Богородица» ( Notre-Dame-sous-Terre), Франция (Она считается самым древним объектом паломничества. Предполагают, что это античная скульптура Исиды, «сделанная до принятия христианства». Но это всего лишь современная копия, основанная на изображении конца XVIII века, так как древняя скульптура была разрушена вXV веке и была заменена деревянной скульптурой с Младенцем на коленях, которая в свою очередь сгорела в 1793 году во время французской революции. История двойной смерти и возрождения этой «Чёрной Девы» вовсе не уникальна). Другие скульптуры Черных Мадонн, Франция.



Слева направо: 1.Черная Мадонна из монастыря Айнзидельн (Einsiedeln), Швейцария. 2.Матка Боска Ченстоховска, Польша. 3.«Подземная Богородица» ( Notre-Dame-sous-Terre), Франция (Она считается самым древним объектом паломничества. Предполагают, что это античная скульптура Исиды, «сделанная до принятия христианства». Но это всего лишь современная копия, основанная на изображении конца XVIII века, так как древняя скульптура была разрушена вXV веке и была заменена деревянной скульптурой с Младенцем на коленях, которая в свою очередь сгорела в 1793 году во время французской революции. История двойной смерти и возрождения этой «Чёрной Девы» вовсе не уникальна). Другие скульптуры Черных Мадонн, Франция.
Шартрский собор во Франции величайший из шедевров готической архитектуры. И вместе с тем это единственный из французских кафедральных соборов, в который никогда не заходили короли, кардиналы или епископы. Ходили упорные слухи, что фундамент храма заложил Сатана. Поначалу историки связывали эти легенды с тем, что в древности здесь находилось друидское святилище. Однако в 1904 году в глубине холма, который теперь лежит в основании собора, обнаружили так называемую черную мадонну фигуру Богоматери с черным ликом и сексуально акцентированными формами тела, что священнослужители иначе как свидетельством «авторских прав» Сатаны расценить, конечно, не могли.
Надо сказать, что «черных мадонн» находили во многих церквях Франции, и порой католические иерархи с ужасом обнаруживали, что народ на протяжении веков им истово поклоняется.
Так, в старейшем парижском храме Сен-Жермен де-Пре, построенном в 542 году на месте святилища древнеегипетской богини Исиды, «черная мадонна» почиталась как Богоматерь вплоть до ее торжественного сожжения в 1514 году. Вместе с ней отправился на костер и весь клир церкви.
В Тулузе церковь Ля Дорад была неким трубадурским центром во времена наиболее бурного распространения катарской ереси (XII век). Посвящаемые поклонялись в нем под видом Богородицы «Царице с гусиными ногами» опять же «черной мадонне», обладающей чертами птицы. Естественно, ее тоже сожгли вместе с катарами. По всей видимости, во всех этих случаях в качестве Богородицы почитали изображение языческой богини-Матери. И хотя сегодня по христианскому миру известно более четырехсот «черных мадонн», церковь по-прежнему предпочитает замалчивать их существование.
Адский аврал.
«Чудесность дьявольских построек заключалась не только в их совершенстве, подчеркивает А.В.Амфитеатров, но и в скорости, с которой они созидались. Часто дьяволу давался для них срок не более как в одну ночь и он успевал, если только люди его не надували, чего по отношению к дьяволу, кажется, никто и никогда грехом не почитал». Обязавшись на протяжении одной ночи выстроить церковь, дьявол переносил на место постройки из отдаленнейших мест целые гранитные скалы, глыбы и плиты цветного мрамора, иногда даже колонны, похищенные в каком-нибудь древнем языческом храме, вековые дубы и ели, металлические брусы и балки. Не покладая рук, он и его присные рубили, строгали, буравили, тесали, ковали, лили, полировали, рыли, складывали, штукатурили, красили, рисовали, расписывали, ваяли, так что с наступлением утра первый луч солнца уже зажигал на башнях яблоки из превосходного полированного золота и отражался в художественной живописи огромных стрельчатых окон. И за такую постройку нечего было бояться, что через год или два в ней обрушится потолок или обвалится стенная штукатурка - Сатана созидал свое царство на века.
Так, известно, что храм святой Варвары в Бретани был построен буквально за неделю. В строительстве принимали участие многие добровольцы из числа местные жителей, и документально зафиксировано, что каждая новая смена, приходя на работу, поражалась тому, какое невероятное количество работы удалось сделать предшественникам. Тем не менее темп работы возрастал день ото дня, а кончилось все тем, что среди строителей-добровольцев разразилась загадочная эпидемия, сопровождавшаяся припадками, которая свела большинство из них в могилу.
Единственно, от чего дьявол систематически уклонялся, это увенчать свое здание крестом.
Да и то один раз адский архитектор умудрился выстроить для шведского короля Олава Святого высочайший собор с крестом. Но король, поднявшись на кровлю собора, с ужасом увидел, что то, что снизу кажется людям крестом, в действительности золотая фигура коршуна с распростертыми крыльями.
Свидетельства писателей.
1.
2.
3.
4.
Слева направо: 1.Аббатство Мон Сен-Мишель, Нормандия, Франция. 2.Собор Парижской Богоматери, Франция. 3.Химеры собора. 4.Дьявол-мыслитель.







Слева направо: 1.Аббатство Мон Сен-Мишель, Нормандия, Франция. 2.Собор Парижской Богоматери, Франция. 3.Химеры собора. 4.Дьявол-мыслитель.
Люди творчества зачастую таинственным образом ощущают то, что человеку без воображения увидеть не дано. Не зря считается, что талантливые писатели в момент вдохновения вступают в контакт с высшими сферами.
Описывая в своем романе «Наше сердце» знаменитое аббатство XII века Мон Сен-Мишель в Нормандии, возведенное на скале, в час прилива со всех сторон окруженной морем, французский писатель Ги де Мопассан ненавязчиво подчеркивает в нем некое потустороннее, дьявольское начало: «Высокое здание вздымалось на синем небе, где теперь четко вырисовывались его детали: купол с колоколенками и башенками, кровля, ощетинившаяся водостоками в виде ухмыляющихся химер и косматых чудищ...» Мопассановские герои, «изумляясь поразительному сооружению», подходят к нему ближе по песчаной косе, выступившей из воды в час отлива. «Над ними, в небе, высился причудливый хаос стрел, гранитных цветов, арок, перекинутых с башни на башню, неправдоподобных, огромных и легкое архитектурное кружево, как бы вышитое из лазури, из которой выступала, вырывалась, словно для взлета, сказочная и жуткая свора водосточных желобов со звериными мордами...» В здании аббатства есть что-то ирреальное если обойти и посмотреть на него со стороны моря, окажется, что оно способ но менять свой облик, подобно призрачному замку злой колдуньи Фата Морганы: «С этой стороны аббатство, внезапно утратив вид готического собора, который так поражает, когда смотришь на него с берега, приобрело, как бы в угрозу океану, воинственный вид феодального замка с высокой зубчатой стеной, прорезанной живописными бойницами и поддерживаемой гигантскими контрфорсами, циклопическая кладка которых вросла в подошву этой причудливой горы». Уроженец Нормандии, Мопассан с детства знал легенду о том, как было создано это архитектурное чудо. «Дьявол настолько гордился своим зодческим талантом, что однажды вызвал архангела Михаила, старого своего не приятеля, на конкурс, кто построит красивее церковь на горе Сен-Мишель. Архангел, как и следовало ждать, победил, но и дьявол не ударил лицом в грязь; при том архангелова церковь была за красоту взята на небо, так что грешный мир о ней судить не может, а дьяволом воздвигнутая осталась на земле, и ею до сих пор любуются туристы как готическим шедевром», пишет А.В.Амфитеатров.
В строительстве собора Парижской Богоматери дьявол, по преданию, также принимал участие и даже изобразил самого себя в образе одной из химер знаменитого дьявола-мыслителя. В историческом романе Марка Алданова «Мыслитель» (1927) есть эффектная сцена: таинственный незнакомец, изваявший дьявола-мыслителя Нотр-Дам, ведет героев смотреть свою работу, и те недоумевают, почему он не вырезал своего имени на статуе, ведь потомки будут спрашивать, как звали мастера. «Нет, сказал ваятель с живостью. Кто увидит мою статую, тот этого не спросит». Те, кто читал роман Виктора Гюго или хотя бы знаком с поставленным по нему мюзиклом, поймут, что чувства знаменитый собор зачастую взращивал отнюдь не христианские...
По материалам
anomalia.kulichki.ru/text9/339.htm
и другим интернет-источникам
@темы: архитектура