Вчера...
читать дальшеИтак, женское рукоделие. Традиционно в первую очередь к нему относят шитье, вязание, вышивание. И это не удивительно, ведь именно шитье и вязание – одни из самых древних способов изготовления одежды. Уже в эпоху неолита человек научился прясть, ткать и вязать. В этот период он располагал уже целым набором различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из разных тканей. Искусство вышивания также относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос.
Наиболее древним способом изготовления нитей растительного волокна, известным еще с каменного века, было получение волокон из крапивы.
Ткань, полученная из кудельных нитей крапивы, шла на сарафаны, рубахи, скатерти, полотенца, постельное белье и другие тонкотканые изделия. Из крапивы делали прочные нитки для чулок, пряли полотно вроде миткаля; ткань из крапивы теплее полотна. Из наружной коры крапивы делалась ткань - кисея. Из изгребья и пачесей (иначе — отребья и вычесок) готовили пряжу, идущую на грубое полотно, — ватолу, из него шили одеяла, мешки, всевозможные подстилки и накидки для возов. Из тех же волокон пряли, а затем ткали полотна с редким переплетением нитей — веретье и ряднину, использовавшиеся для хозяйственных нужд. Ткань из крапивы была очень прочна. В десятом веке она шла на изготовление парусов, рыболовных снастей. Из грубых волокон, которые не обрабатывались ошмыгиванием и чесанием, вили веревки и канаты, использовали как паклю для прокладки между венцами бревенчатого сруба, а также для конопачения пазов между бревнами. Холсты, сотканные из кудельных нитей, отбеливали на росе и снегу, а также вываривали в щелоке — отваре древесной золы. Веревки, бечевки, мешковину и другие подобные изделия из изгребья и пачесей иногда вымачивали сутки в отваре дубовой коры, чтобы повысить прочность и стойкость против гнилостных микробов. Сама крапива дает светло-зеленую краску, годную для крашения сукна; от прибавки квасцов делается красивый желтый цвет. Иногда вымоченные в дубовом отваре волокна окрашивали в черный цвет. Для этого веревки и мешковину опускали в ржавую воду или в раствор железного купороса. Эти древние способы отбеливания и окрашивания с успехом можно применять и сейчас наряду с современными.
Позже для изготовления тканей стали использоваться лен и конопля. Именно они и вытеснили крапиву в наиболее цивилизованных областях Европы в период раннего средневековья в IX-XI вв.
Способ получения волокна из крапивы, конопли и льна примерно одинаков. Последовательность операций такова: околачивание, расстилка, сушка и снятие, трепание, чесание.После этого из кудели, получившейся при чесании, пряли нить, из нее ткали полотно, а затем это полотно отбеливали. Таким образом, на получение нити из растительного сырья уходило больше года.
Возможный возраст всем известной льняной ткани более 5 тыс. лет. На стенах легендарного фиванского храма (Древний Египет), археологи обнаружили рисунки изображающие возделывание льна. Также зафиксирован факт, что иногда льняное полотно использовали в Древнем Египте как денежную единицу. Лен для египтян являлся символом чистоты и роскоши. В него заворачивали мумии египетской знати перед погребением. К сожалению, точное место его первоначального производства установить трудно. В Северной Европе лен производили с эпохи неолита. С паломниками он попал в Северную Америку.
На обработку конопли требуется вдвое больше времени, чем на изготовление тканей из других посевных культур. Затраты времени на производство связаны с необходимостью ручной обработки материала на всех стадиях процесса изготовления ткани.
Ткань из конопли и сшитая из нее одежда всегда пользовались популярностью у наших предков. За 8 тысячелетий до н. э., по свидетельству археологов, люди уже щеголяли в конопляных одеяниях, а хорошо известная нам фирма LEVI’S в самом начале прошлого века попыталась внедрить массовое производство моделей из конопли. Правда, скоро сдалась – ткань требовала сложной обработки, специальных технологий, оборудования и немалых средств.
Конопляные пенька и пряжа служат материалом для изготовления текстиля, обладающего повышенной прочностью, водостойкостью и износоустойчивостью. В прошлом из пеньковой пряжи изготовляли рыболовные сети и тонкие ткани (включая постельные и бельевые). В ряде стран мира (в частности, в России, Украине, Польше, Германии, Франции) конопля и лен исторически являлись основными растительными источниками текстильного волокна. В XIX в. их начинают вытеснять импортируемые волокна (абака, джут, хлопок), а с 1930-х гг. - синтетические волокна. К 1990-м гг. доля конопли в мировом текстильном производстве снизилась до минимума, однако в последнее время снова начинает возрастать.
Из волокна конопли можно изготовить ткань практически для любого вида одежды. Ткани из конопли очень прочные. Недаром первые джинсы (Levi's) были изготовлены именно из конопли, для прочности. По сравнению с другими доступными натуральными волокнами, конопля лучше подходит для большинства приложений. Недостатками конопляного текстиля являются высокий удельный вес, низкая эластичность и тёмный оттенок, не поддающийся полному отбеливанию. Обычно из конопляной пряжи изготовляют следующие виды текстиля: грубые ткани (парусину, рогожу, холст, брезент), кручено-витые изделия (веревки, канаты, шпагат, швейные нитки) и технический текстиль (паклю, тканевые фильтры, приводные ремни, парашютные стропы, пожарные рукава, конскую упряжь). Из пеньки плетут коврики и циновки.
Сегодня...
В современном мире, так же как и в древности, мы не можем обойтись без самых различных тканей. Все они, в зависимости от происхождения (натуральное или химическое) и способа изготовления, подразделяются на три типа: натуральные, химические и комбинированные.
Натуральные ткани делятся на растительного (лен, хлопок) и животного (шерсть, шелк) происхождения. Химические ткани делятся на синтетику (синтетические, химические волокна) - полиэфир, полиамид, полиакрил и т. п. (из продуктов нефтехимии) и искусственные (целлюлозные, химические волокна) - вискоза, ацетат, триацетат.
Мир тканей многообразен, трудно назвать отрасль, где бы не применялся тот или иной их вид. Ежегодно в нашей стране создается более 600 новых хлопчатобумажных, шерстяных, льняных и шелковых тканей, тканей из химических волокон и их смесей, а также смесей с натуральными волокнами: шерстью, хлопком, льном и шелком. Различие свойств волокон предопределяет назначение тканей. Хлопчатобумажные ткани имеют наибольший удельный вес в общем ассортименте вырабатываемых тканей. Он составляет 70%. Хлопчатобумажная отрасль - самая крупная из отраслей текстильной промышленности. На 275 комбинатах и фабриках этой отрасли занято примерно 40% всех работающих в текстильной промышленности страны. Ассортимент хлопчатобумажных тканей очень разнообразен. Он содержит более 1000 артикулов, которые объединены в группы по назначению.
Бельевые ткани предназначены для изготовления нательного и постельного белья. Это бязи, муслины, полотна, батисты. Наибольшую часть рубашечно-платьевых тканей составляют платьевые (летние, демисезонные и зимние), ситцы, сатины и ластики. Одежно-костюмные ткани используют для изготовления костюмов, брюк, специальной и спортивной одежды, пальто и т.п. Мебельно-декоративные ткани применяют для обивки мебели и других декоративных целей.
Ассортимент льняных тканей содержит около 500 артикулов. Среди них бельевые (льняные и полульняные), костюмно-платьевые (льняные, полульняные и льнолавсановые), бортовка.
В ассортименте шерстяных тканей, насчитывающем более 1000 артикулов, кроме чистошерстяных широко представлены полушерстяные ткани. По назначению они делятся на платьевые, костюмные и пальтовые.
Ассортимент шелковых тканей содержит свыше 1000 артикулов платьевых, рубашечных, костюмных, декоративных и других тканей. Ткани из натуральных шелковых нитей представлены креповыми, полукреповыми и полотняными тканями.
Ткани из химических нитей разделяются на креповые и полукреповые ткани (креп-сатин, креп-марокен, панама), гладьевые ткани (маркизет, полотно, пике, саржа подкладочная), фасонные жаккардовые ткани, плащевые, блузочные и платьевые. Кроме того, вырабатывают ткани с применением пряжи из смесей химических волокон и их смесей с натуральными волокнами.
Ворсовые ткани вырабатывают в шерстяной (ковры) и шелковой (бархат, плюш, искусственный мех) отраслях промышленности.
Для технических целей используются ткани специального назначения: хлопчатобумажные - каркасные, для транспортерных лент и приводных ремней, фильтровальные, марлевые, упаковочные; льняные - парусина, тарные и рукавные; шерстяные - для прокладок фильтров, приводных ремней; из химических нитей - для сит, корда, фильтровальные и обивочные.
В шелкоткацком производстве широко применяются химические нити: вискозные, ацетатные, триацетатные, полиамидные, полиэфирные и др.
Натуральные ткани отличаются высокими гигиеническими свойствами, тело их принимает очень хорошо. Но и здесь не обойтись без недостатков: к сожалению, натуральные ткани легко мнутся и при стирке «садятся».
Несомненно, одним из лидеров в рейтинге популярности является хлопок. Его получают из коробочек хлопчатника. К этому же семейству относят: ситец, бязь, сатин, шифон, тафта, байка. Деним, известный как джинсовая ткань, тоже из этой семьи. Названием он обязан французскому городу Ним, где эта ткань использовалась для пошива рабочей одежды.
Лен - растение, давшее жизнь льняной пряже, очень крепкой, устойчивой к усадке и незаменимой в жаркую погоду.
Шелком мы обязаны жизнедеятельности тутового шелкопряда. Эта тонкая, блестящая ткань ассоциируется с роскошью Востока, и среди его достоинств - свойство держать тепло и охлаждать одновременно. Из натурального шелка получают органзу.
Шерстяная пряжа похожа по строению на человеческий волос, поэтому никакого дискомфорта от соприкосновения не ощущается. Она замечательно тянется и отличается устойчивостью к сминанию. Шерсть дает жизнь таким тканям как драп, твид. Кашемир - шерсть кашемировой козы тибетской породы. Мохер получают от ангорской козы. Ангора - нежная и мягкая шерсть ангорского кролика. Верблюжья шерсть, благодаря своим исключительным согревающим свойствам, используется в медицинских изделиях.
Чаще всего современные натуральные материалы содержат все же небольшие добавки синтетики, которые призваны улучшить свойства природных материалов. Благодаря им хлопковое полотно, например, становится пыле- и влагостойким, кофе или вино не оставляют на ткани следов, а сочные краски не выгорают даже под прямыми лучами солнца. Примерами комбинированных тканей могут служить две противоположности - гладкий атлас и пушистый велюр - результат работы с синтетическими и натуральными волокнами. Атласная ткань с блестящей поверхностью получается из шелка разной плотности, полиэстера, ацетата. Велюр, вельвет, бархат - все это названия ткани, характеризующейся своим коротким ворсом, изготовленной из хлопка, шерсти, шелка.
Для того чтобы отвечать потребностям в удобстве носки и уходе за тканью, существует масса синтетических и искусственных вариантов, которые могут быть сильно приближены по качеству к натуральным.
читать дальшеИтак, женское рукоделие. Традиционно в первую очередь к нему относят шитье, вязание, вышивание. И это не удивительно, ведь именно шитье и вязание – одни из самых древних способов изготовления одежды. Уже в эпоху неолита человек научился прясть, ткать и вязать. В этот период он располагал уже целым набором различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из разных тканей. Искусство вышивания также относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос.
Наиболее древним способом изготовления нитей растительного волокна, известным еще с каменного века, было получение волокон из крапивы.
Ткань, полученная из кудельных нитей крапивы, шла на сарафаны, рубахи, скатерти, полотенца, постельное белье и другие тонкотканые изделия. Из крапивы делали прочные нитки для чулок, пряли полотно вроде миткаля; ткань из крапивы теплее полотна. Из наружной коры крапивы делалась ткань - кисея. Из изгребья и пачесей (иначе — отребья и вычесок) готовили пряжу, идущую на грубое полотно, — ватолу, из него шили одеяла, мешки, всевозможные подстилки и накидки для возов. Из тех же волокон пряли, а затем ткали полотна с редким переплетением нитей — веретье и ряднину, использовавшиеся для хозяйственных нужд. Ткань из крапивы была очень прочна. В десятом веке она шла на изготовление парусов, рыболовных снастей. Из грубых волокон, которые не обрабатывались ошмыгиванием и чесанием, вили веревки и канаты, использовали как паклю для прокладки между венцами бревенчатого сруба, а также для конопачения пазов между бревнами. Холсты, сотканные из кудельных нитей, отбеливали на росе и снегу, а также вываривали в щелоке — отваре древесной золы. Веревки, бечевки, мешковину и другие подобные изделия из изгребья и пачесей иногда вымачивали сутки в отваре дубовой коры, чтобы повысить прочность и стойкость против гнилостных микробов. Сама крапива дает светло-зеленую краску, годную для крашения сукна; от прибавки квасцов делается красивый желтый цвет. Иногда вымоченные в дубовом отваре волокна окрашивали в черный цвет. Для этого веревки и мешковину опускали в ржавую воду или в раствор железного купороса. Эти древние способы отбеливания и окрашивания с успехом можно применять и сейчас наряду с современными.
Позже для изготовления тканей стали использоваться лен и конопля. Именно они и вытеснили крапиву в наиболее цивилизованных областях Европы в период раннего средневековья в IX-XI вв.
Способ получения волокна из крапивы, конопли и льна примерно одинаков. Последовательность операций такова: околачивание, расстилка, сушка и снятие, трепание, чесание.После этого из кудели, получившейся при чесании, пряли нить, из нее ткали полотно, а затем это полотно отбеливали. Таким образом, на получение нити из растительного сырья уходило больше года.
Возможный возраст всем известной льняной ткани более 5 тыс. лет. На стенах легендарного фиванского храма (Древний Египет), археологи обнаружили рисунки изображающие возделывание льна. Также зафиксирован факт, что иногда льняное полотно использовали в Древнем Египте как денежную единицу. Лен для египтян являлся символом чистоты и роскоши. В него заворачивали мумии египетской знати перед погребением. К сожалению, точное место его первоначального производства установить трудно. В Северной Европе лен производили с эпохи неолита. С паломниками он попал в Северную Америку.
На обработку конопли требуется вдвое больше времени, чем на изготовление тканей из других посевных культур. Затраты времени на производство связаны с необходимостью ручной обработки материала на всех стадиях процесса изготовления ткани.
Ткань из конопли и сшитая из нее одежда всегда пользовались популярностью у наших предков. За 8 тысячелетий до н. э., по свидетельству археологов, люди уже щеголяли в конопляных одеяниях, а хорошо известная нам фирма LEVI’S в самом начале прошлого века попыталась внедрить массовое производство моделей из конопли. Правда, скоро сдалась – ткань требовала сложной обработки, специальных технологий, оборудования и немалых средств.
Конопляные пенька и пряжа служат материалом для изготовления текстиля, обладающего повышенной прочностью, водостойкостью и износоустойчивостью. В прошлом из пеньковой пряжи изготовляли рыболовные сети и тонкие ткани (включая постельные и бельевые). В ряде стран мира (в частности, в России, Украине, Польше, Германии, Франции) конопля и лен исторически являлись основными растительными источниками текстильного волокна. В XIX в. их начинают вытеснять импортируемые волокна (абака, джут, хлопок), а с 1930-х гг. - синтетические волокна. К 1990-м гг. доля конопли в мировом текстильном производстве снизилась до минимума, однако в последнее время снова начинает возрастать.
Из волокна конопли можно изготовить ткань практически для любого вида одежды. Ткани из конопли очень прочные. Недаром первые джинсы (Levi's) были изготовлены именно из конопли, для прочности. По сравнению с другими доступными натуральными волокнами, конопля лучше подходит для большинства приложений. Недостатками конопляного текстиля являются высокий удельный вес, низкая эластичность и тёмный оттенок, не поддающийся полному отбеливанию. Обычно из конопляной пряжи изготовляют следующие виды текстиля: грубые ткани (парусину, рогожу, холст, брезент), кручено-витые изделия (веревки, канаты, шпагат, швейные нитки) и технический текстиль (паклю, тканевые фильтры, приводные ремни, парашютные стропы, пожарные рукава, конскую упряжь). Из пеньки плетут коврики и циновки.
Сегодня...
В современном мире, так же как и в древности, мы не можем обойтись без самых различных тканей. Все они, в зависимости от происхождения (натуральное или химическое) и способа изготовления, подразделяются на три типа: натуральные, химические и комбинированные.
Натуральные ткани делятся на растительного (лен, хлопок) и животного (шерсть, шелк) происхождения. Химические ткани делятся на синтетику (синтетические, химические волокна) - полиэфир, полиамид, полиакрил и т. п. (из продуктов нефтехимии) и искусственные (целлюлозные, химические волокна) - вискоза, ацетат, триацетат.
Мир тканей многообразен, трудно назвать отрасль, где бы не применялся тот или иной их вид. Ежегодно в нашей стране создается более 600 новых хлопчатобумажных, шерстяных, льняных и шелковых тканей, тканей из химических волокон и их смесей, а также смесей с натуральными волокнами: шерстью, хлопком, льном и шелком. Различие свойств волокон предопределяет назначение тканей. Хлопчатобумажные ткани имеют наибольший удельный вес в общем ассортименте вырабатываемых тканей. Он составляет 70%. Хлопчатобумажная отрасль - самая крупная из отраслей текстильной промышленности. На 275 комбинатах и фабриках этой отрасли занято примерно 40% всех работающих в текстильной промышленности страны. Ассортимент хлопчатобумажных тканей очень разнообразен. Он содержит более 1000 артикулов, которые объединены в группы по назначению.
Бельевые ткани предназначены для изготовления нательного и постельного белья. Это бязи, муслины, полотна, батисты. Наибольшую часть рубашечно-платьевых тканей составляют платьевые (летние, демисезонные и зимние), ситцы, сатины и ластики. Одежно-костюмные ткани используют для изготовления костюмов, брюк, специальной и спортивной одежды, пальто и т.п. Мебельно-декоративные ткани применяют для обивки мебели и других декоративных целей.
Ассортимент льняных тканей содержит около 500 артикулов. Среди них бельевые (льняные и полульняные), костюмно-платьевые (льняные, полульняные и льнолавсановые), бортовка.
В ассортименте шерстяных тканей, насчитывающем более 1000 артикулов, кроме чистошерстяных широко представлены полушерстяные ткани. По назначению они делятся на платьевые, костюмные и пальтовые.
Ассортимент шелковых тканей содержит свыше 1000 артикулов платьевых, рубашечных, костюмных, декоративных и других тканей. Ткани из натуральных шелковых нитей представлены креповыми, полукреповыми и полотняными тканями.
Ткани из химических нитей разделяются на креповые и полукреповые ткани (креп-сатин, креп-марокен, панама), гладьевые ткани (маркизет, полотно, пике, саржа подкладочная), фасонные жаккардовые ткани, плащевые, блузочные и платьевые. Кроме того, вырабатывают ткани с применением пряжи из смесей химических волокон и их смесей с натуральными волокнами.
Ворсовые ткани вырабатывают в шерстяной (ковры) и шелковой (бархат, плюш, искусственный мех) отраслях промышленности.
Для технических целей используются ткани специального назначения: хлопчатобумажные - каркасные, для транспортерных лент и приводных ремней, фильтровальные, марлевые, упаковочные; льняные - парусина, тарные и рукавные; шерстяные - для прокладок фильтров, приводных ремней; из химических нитей - для сит, корда, фильтровальные и обивочные.
В шелкоткацком производстве широко применяются химические нити: вискозные, ацетатные, триацетатные, полиамидные, полиэфирные и др.
Натуральные ткани отличаются высокими гигиеническими свойствами, тело их принимает очень хорошо. Но и здесь не обойтись без недостатков: к сожалению, натуральные ткани легко мнутся и при стирке «садятся».
Несомненно, одним из лидеров в рейтинге популярности является хлопок. Его получают из коробочек хлопчатника. К этому же семейству относят: ситец, бязь, сатин, шифон, тафта, байка. Деним, известный как джинсовая ткань, тоже из этой семьи. Названием он обязан французскому городу Ним, где эта ткань использовалась для пошива рабочей одежды.
Лен - растение, давшее жизнь льняной пряже, очень крепкой, устойчивой к усадке и незаменимой в жаркую погоду.
Шелком мы обязаны жизнедеятельности тутового шелкопряда. Эта тонкая, блестящая ткань ассоциируется с роскошью Востока, и среди его достоинств - свойство держать тепло и охлаждать одновременно. Из натурального шелка получают органзу.
Шерстяная пряжа похожа по строению на человеческий волос, поэтому никакого дискомфорта от соприкосновения не ощущается. Она замечательно тянется и отличается устойчивостью к сминанию. Шерсть дает жизнь таким тканям как драп, твид. Кашемир - шерсть кашемировой козы тибетской породы. Мохер получают от ангорской козы. Ангора - нежная и мягкая шерсть ангорского кролика. Верблюжья шерсть, благодаря своим исключительным согревающим свойствам, используется в медицинских изделиях.
Чаще всего современные натуральные материалы содержат все же небольшие добавки синтетики, которые призваны улучшить свойства природных материалов. Благодаря им хлопковое полотно, например, становится пыле- и влагостойким, кофе или вино не оставляют на ткани следов, а сочные краски не выгорают даже под прямыми лучами солнца. Примерами комбинированных тканей могут служить две противоположности - гладкий атлас и пушистый велюр - результат работы с синтетическими и натуральными волокнами. Атласная ткань с блестящей поверхностью получается из шелка разной плотности, полиэстера, ацетата. Велюр, вельвет, бархат - все это названия ткани, характеризующейся своим коротким ворсом, изготовленной из хлопка, шерсти, шелка.
Для того чтобы отвечать потребностям в удобстве носки и уходе за тканью, существует масса синтетических и искусственных вариантов, которые могут быть сильно приближены по качеству к натуральным.
@темы: создаем уют