Автор «Педагогической поэмы» создавал хозяйства, способные настроиться и перестроиться для выполнения любой задачи
Что вы знаете об Антоне Семеновиче Макаренко? «Педагогическая поэма», трудовые колонии-реформатории, перевоспитание малолетних преступников… Тема, далекая для синих и белых воротничков. Макаренко достойно оценили только как детского учителя и наставника – в 1988 году UNESCO назвала его одним из четырех наиболее значимых педагогов XX века. Но он же был и одним из самых оригинальных хозяйственников прошлого столетия. Как мне кажется, теория и практика управления Макаренко – это не прошлое. Это интеллектуальное сокровище, за которым – будущее.
Свою систему он начал конструировать в школе, где работал до революции, и продолжил в 1920 году в трудовой колонии им. Горького под Полтавой. Когда Антон Семенович оказался лицом к лицу с несовершеннолетними правонарушителями, ему пришлось далеко не сладко: «В поисках педагогических работников я дошел было до полного отчаяния… Все боялись «босяков», и никто не верил, что наша затея окончится добром. Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, – они были еще и месяцами поисков истины… Я с отвращением и злостью думал о педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует!.. Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то вековое шарлатанство…».

читать дальше