XI
Союз Вронского и Анны (продолжение)
Историческая справка. Семья в пореформенной России.
Кризис патриархальной семьи второй половины XIXв. (окончание).
Что же явилось причиной всех перемен в семейных отношениях в пореформенной России? Ответ очевиден: установление нового, капиталистического, строя и связанные с ним бурные экономические и социальные преобразования.
читать дальшеГосподствующие образцы семейной жизни в дореформенной России давала патриархальная крестьянская семья, по словам Б.Н. Миронова, — «маленькое абсолютистское государство» и в то же время «община в миниатюре».
В новой России такие большие крестьянские патриархальные семьи ломались: из-за обеднения, обезземеливания, безденежья мужчины-отцы семейств уходили из деревень в города на заработки (т.н. «отходничество»), жены с детьми оставались дома на хозяйстве. Таким образом, главами семейств, фактически, становились женщины – независимые и самостоятельные. Длительное пребывание мужчин в городе зачастую, практически, приводило к распаду семей, существовавших лишь номинально из-за невозможности развода супругов.
Для городов того времени было характерно преобладание мужского населения над женским, так, в Санкт-Петербурге это соотношение было примерно 6:4. Не удивительно, что при таких условиях нормой жизни становились незаконное сожительство, продажная любовь, обзаведение содержанками.
Следствием отходничества явился не только рост незаконных сожительств, но и распространение в сельской местности сифилиса и других венерических заболеваний, приносимых мужьями, возвращавшимися из городов «на побывку», что вызывало тревогу медиков.
Развитие товарно-денежных отношений, расслоение крестьянства и увеличение количества наемных работников в деревне, а также участие отдельных членов семей в капиталистическом производстве вне семьи приводили к тому, что многодетность начинала терять свое экономическое значение. Исчезала необходимость в больших семьях, состоящих из нескольких поколений, начались семейные разделы. Из большой патриархальной семьи, где под одной крышей уживаются несколько ветвей и поколений близких родственников под главенством отца семейства, выделяются малые семьи, состоящие из супругов с детьми или без них. Конечно же, в деревне все эти изменения происходили крайне медленно, функции крестьянской семьи, как семьи производственного характера, способствовали сохранению половозрастного разделения труда и различных обязанностей её членов, независимо от того, была ли семья малая или оставалась неразделенной. Развивающиеся капиталистические отношения подтачивали патриархальный уклад деревенской неразделенной семьи, но до конца XIX – начала XXв. крестьянская семья по своей сути так и осталась полупатриархальной.
Тип малой семьи, включавшей родителей и детей (два поколения) быстрее распространялся в городах, там наблюдалось существенное снижение рождаемости, в том числе, и за счет нелегальных абортов. Если в среднем по России количество детей в семье считается в 5-7 человек, то в рабочих семьях Петербурга было лишь 1-2 ребенка. В городах же возрастало число людей, не состоявших в браке вообще. Отказы от законного брака и снижение рождаемости были обусловлены низким уровнем жизни бедных слоев населения и стремлением горожан обоего пола к получению образования и экономической независимости.
Таким образом, большая патриархальная семья с жесткими авторитарными методами управления семейным коллективом уступала место новым формам брачных отношений, при этом изменялась не только форма, но и их сущность. Как писал известный русский социолог М. Ковалевский, «инстинкт индивидуализма подрывает и рушит здание семейной общины. Дробя патриархальную семью, индивидуализм оказывает влияние на все стороны ее быта: индивидуальная семья составляет теперь одну из основ нашего общественного строя. Характеризуя индивидуальную семью, мы должны указать на то, что она представляет из себя союз, заключенный по добровольному соглашению, что члены этого союза тесно связаны друг с другом соблюдением взаимных обязанностей и общих прав, что в отношениях между супругами стремится установиться равенство. Обоюдность привилегий и обязанностей сообщает индивидуальной семье совершенно новый характер: она становится союзом между равноправными лицами».
Итак, в городе постепенно стала складываться семья «буржуазного» типа европейского образца. Она не была похожа на традиционную русскую крестьянскую семью с многочисленными детьми и ближайшими родственниками в качестве необходимой рабочей силы, с безусловным подчинением авторитарному управлению главы семьи. У нее не было ничего общего и со старой барской семьей с многочисленными родными, приживалами, дворней, прислугой и т.д. Новый вид семьи состоит из супругов и небольшого количества детей. В такой семье больше демократизма, супругов связывают взаимные чувства, что способствует укреплению их верности друг другу, женщины и дети пользуются гораздо большим уважением и вниманием, наряду с обязанностями получая больше прав. Все члены семьи имеют возможность саморазвития и расширения круга своих интересов, выводя их за пределы домашних бытовых и хозяйственных вопросов. Над супругами не довлеют ближайшие родственники, и все семейные задачи, включая контроль над рождаемостью, они решают самостоятельно. Семья становилась «частной», а не «общественной» ячейкой общества, принципом ее существования, по сути, провозглашалось – не человек для семьи, а семья для человека.
Такая форма семьи начала складываться, прежде всего, в том слое российского общества, который получил название «интеллигенция», представители которого преимущественно принадлежали дворянскому сословию.