Глава 8.
Обучение, воспитание и образование.

Продолжаем наше исследование и от рассмотрения семейных и родственных отношений перейдем к проблемам развития, воспитания, обучения и образования потомства. Платон этому вопросу придавал самое серьезное значение; как всегда, он очень подробно расписал виды и способы обучения будущих стражников и правителей (т.е. представителей высших сословий) и тщательно обосновал свои взгляды. Более того, он изложил свои советы по применению теоретических выкладок по устройству «идеального государства» на практике в современных ему исторических условиях. А начать он предложил с того, что «…всех, кому в городе больше десяти лет, они (властители – подлинные философы – прим. моё) отошлют в деревню, а остальных детей, оградив их от воздействия современных нравов, свойственных родителям, воспитают на свой лад, в тех законах, которые мы разобрали раньше. Таким-то вот образом всего легче и скорее установится тот государственный строй, о котором мы говорили, государство расцветет, а народ, у которого оно возникнет, для себя извлечет великую пользу.» Эта цитата еще раз показывает, что Платон считал, что государство зиждется на «правильном» воспитании и образовании своих граждан, и начинать этот процесс нужно с самого рождения ребенка.
Взгляды Платона возникли не на пустом месте. Рассмотрим поподробнее методы воспитания и обучения, применяемые в Древней Греции в классическую эпоху.

читать дальше