Глава 1.
Государство.
Государство.
Итак, различия знаменитых антиутопий Оруэлла и Хаксли, а также их причины мы рассмотрели – бытие все-таки определяет сознание! Но, к удивлению, в этих произведениях есть много схожих, перекликающихся моментов. Меня заинтересовал этот факт, и захотелось поискать причины, мотивы этого явления.
Приставка «анти-» в слове «антиутопия» , естественно, наводит на мысль, что есть и «утопия». Ну конечно же есть! Кстати, определимся с понятиями, здесь нам поможет википедия:
Антиуто́пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития (в этом мы уже убедились – прим. моё).
Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.
читать дальшеНазвание жанра «утопия» происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).
Когда-то давно я читала, правда в сокращении, утопию Томмазо Кампанелла «Город Солнца» (работа была написана на итальянском языке в 1602 году, латинская версия написана в 1613—1614 и издана во Франкфурте в 1623 году) и сейчас перечитала уже ее полный вариант (спасибо электронным библиотекам), ну и, конечно же, заодно и Томаса Мора, его «Утопию» (опубликована в 1516 году). Как видим, эти вещи появились на свет гораздо раньше рассмотренных нами выше антиутопий. Пересказывать их содержание я не буду, достаточно сказать, что в произведениях даны устройства идеальных, по мнениям авторов, государств. Ну а теперь только цитаты, читаем, сравниваем и вспоминаем антиутопии Хаксли и Оруэлла, прослеживаем, так сказать, эволюцию некоторых постулатов. Цитаты из романов Оруэлла и Хаксли стоят не в хронологическом порядке, т.к. Оруэлл показывает жизнь и устройство общества в военный период. Хаксли с его описанием мирного общества потребления, как мне кажется, ближе к сегодняшним реалиям.
Основа государственного устройства и общества, идеология
У всех авторов отрицается частная собственность на средства производства, задачей государства является достижение равенства положения всех членов общества и состояния всеобщего счастья. В конечном итоге, по мнению Оруэлла, ликвидация частной собственности привела к появлению олигархии и жесточайшей тирании.
Т. Мор «Утопия» (1516)
«…я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможны только с совершенным уничтожением частной собственности…»
Т. Кампанелла «Город Солнца» (1602)
«Народ этот… решил вести философский образ жизни общиной. Распределение всего находится в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить.
… Они утверждают, что… община делает всех одновременно и богатыми, и вместе с тем
бедными: богатыми -- потому что у них есть все, бедными -- потому что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им.
…все, в чем они нуждаются, они получают от общины и должностные лица тщательно
следят за том, чтобы никто не получал больше, чем ему следует, никому, однако, не отказывая в необходимом… Все сверстники называют друг друга братьями; тех, кто старше их на двадцать два года, зовут они отцами, а тех, кто на двадцать два года моложе, -- сыновьями. И должностные лица внимательно следят за тем, чтобы никто не нанес другому никакой обиды в этом братстве.»
Дж. Оруэлл «1984» (1949)
«…единственная надежная основа для олигархии - коллективизм. Богатство и привилегии легче всего защитить, когда ими владеют сообща. Так называемая отмена частной собственности, осуществленная в середине века, на самом деле означала сосредоточение собственности в руках у гораздо более узкой группы… Индивидуально ни один член партии не владеет ничем, кроме небольшого личного имущества. Коллективно партия владеет в Океании всем, потому что она всем управляет и распоряжается продуктами так, как считает нужным. …капиталистов … лишили собственности … а раз все это перестало быть частной собственностью, значит, стало общественной собственностью. … В годы после революции она (партия)смогла занять господствующее положение почти беспрепятственно… экономическое неравенство было закреплено навсегда.
…От любого, пусть самого незаметного, члена партии требуется знание дела, трудолюбие и даже ум в узких пределах, но так же необходимо, чтобы он был невопрошающим невежественным фанатиком и в душе его господствовали страх, ненависть, слепое поклонение и оргиастический восторг.
… его ментальность должна соответствовать состоянию войны. … ни в одном члене внутренней партии не пошатнется мистическая вера в то, что война - настоящая, кончится победоносно и Океания станет безраздельной хозяйкой земного шара. Для всех членов внутренней партии эта грядущая победа - догмат веры.
… … условия жизни во всех трех державах весьма схожи. В Океании государственное учение именуется ангсоцем, в Евразии - необольшевизмом, а в Остазии его называют китайским словом, которое обычно переводится как "культ смерти", но лучше, пожалуй, передало бы его смысл "стирание личности".
… Она (война – прим. моё) пожирает излишки благ и позволяет поддерживать особую душевную атмосферу, в которой нуждается иерархическое общество. …цель войны - не избежать захвата своей территории, а сохранить общественный строй…»
О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932)
«Стабильность, …устойчивость, прочность. Без стабильного общества немыслима цивилизация. А стабильное общество немыслимо без стабильного члена общества. …Мораль и философия недопотребления... была существенно необходима во времена недопроизводства, но в век машин, в эпоху, когда люди научились связывать свободный азот воздуха, недопотребление стало прямым преступлением против общества.
"Общность, Одинаковость, Стабильность", -- …девиз планеты.
… индустриальная цивилизация возможна лишь тогда, когда люди не отрекаются от своих желаний, а, напротив, потворствуют им в самой высшей степени, какую только допускают гигиена и экономика. В самой высшей, иначе остановятся машины. … Прочная цивилизация немыслима без множества услаждающих пороков.»
Государственное управление и устройство. Кастовость.
При провозглашенной цели достижения равенства и братства в описываемых государствах, все авторы, тем не менее, оставляют кастовость общества. От Т.Мора до Дж. Оруэлла она укрепляет свои позиции, ужесточается, достигая своего абсолюта в обществе потребления у О. Хаксли.
Т.Мор «Утопия»
«Каждые тридцать семейств избирают себе ежегодно должностное лицо, именуемое на их прежнем языке сифогрантом, а на новом - филархом. Во главе десяти сифогрантов с их семействами стоит человек, называемый по-старинному транибор, а ныне протофиларх.
Все сифогранты тайным голосованием намечают князя, именно - одного из тех четырех кандидатов, которых им предложил народ. Должность князя несменяема в течение всей его жизни, если этому не помешает подозрение в стремлении к тирании. Траниборов они избирают ежегодно, но не меняют их зря. Все остальные должностные лица избираются только на год. Траниборы каждые три дня ходят на совещания с князем…
…Из … сословия ученых выбирают послов, духовенство, траниборов и, наконец, самого главу государства…
…всякое дело, представляющее значительную важность, докладывается собранию сифогрантов, которые сообщают его семействам своего отдела, а затем совещаются между собою и свое решение сообщают сенату. Иногда дело переносится на собрание всего острова.»
Т. Кампанелла «Город Солнца»
«Верховный правитель у них -- священник, именующийся на их языке "Солнце", на нашем же мы называли бы его Метафизиком. Он является главою всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нем состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь….
В ведении Мощи находится все касающееся войны и мира: военное искусство, верховное командование на войне... Он управляет военными должностями, солдатами, ведает снабжением, укреплениями, осадами, военными машинами, мастерскими и мастерами, их
обслуживающими.
Ведению Мудрости подлежат свободные искусства, ремесла и всевозможные науки, а также соответственные должностные лица и ученые, равно как и учебные заведения. Число подчиненных ему должностных лиц соответствует числу наук: имеется Астролог, также и Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. И есть у них всего одна книга, под названием "Мудрость", где удивительно сжато и доступно изложены все науки…
Ведению Любви подлежит, во-первых, деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство…
Метафизик же наблюдает за всем этим при посредстве упомянутых трех правителей, и ничто не совершается без его ведома. Все дела их республики обсуждаются этими четырьмя лицами, и к мнению Метафизика присоединяются во взаимном согласии все остальные.
…У них столько же должностных лиц, сколько мы насчитываем добродетелей: есть должность, называемая Великодушие, есть -- именуемая Мужество, затем Целомудрие, Щедрость, Правосудие -- уголовное и гражданское, Усердие, Правдолюбие, Благотворительность, Любезность, Веселость, Бодрость, Воздержность и т. д. На каждую из подобных должностей избираются те, кого еще с детства признают в школах наиболее пригодным для ее занятия.
… Остальных должностных лиц избирают четыре главных правителя: 0, Пон, Син и Мор и руководители соответственных наук и ремесел… И никто не выступает сам в качестве соискателя, как это обычно принято, а предлагается на Совете должностными лицами…
Но никто, однако, не может достичь звания 0, кроме того, кто знает историю всех народов, все их обычаи, религиозные обряды, законы, все республики и монархии, законодателей и изобретателей наук и ремесел и строение и историю неба. Также почитается для этого необходимым ознакомиться со всеми ремеслами… преимущественно перед всем необходимо постичь метафизику и богословие; познать корни, основы и доказательства всех искусств и наук; сходства и различия в вещах; необходимость, судьбу и гармонию мира; мощь,
мудрость и любовь в вещах и в Боге; разряды сущего и соответствия его с вещами небесными, земными и морскими и с идеальными в Боге, насколько это постижимо для смертных, а также изучить пророков и астрологию. Таким образом, уже задолго известно, кто станет 0. Но никто, однако, не возводится в это звание ранее достижения тридцатипятилетнего возраста. Должность эта несменяема до тех пор, пока не найдется такого, кто окажется мудрее своего предшественника и способнее его к управлению.
…ежедневно 0 и трое главных правителей совещаются о текущих делах…Должностные лица сменяются по воле народа. Но четверо высших несменяемы, если только сами на совещании между собою не передадут своего достоинства другому, кого с уверенностью считают мудрейшим, умнейшим и безупречнейшим.»
Дж. Оруэлл «1984»
«С того момента, когда машина заявила о себе, всем мыслящим людям стало ясно, что исчезла необходимость в черной работе, а значит, и главная предпосылка человеческого неравенства.
… Но так же ясно было и то, что общий рост благосостояния угрожает иерархическому обществу гибелью, а в каком-то смысле и есть уже его гибель. Став всеобщим, богатство перестает порождать различия. … на деле такое общество не может долго быть устойчивым. Ибо если обеспеченностью и досугом смогут наслаждаться все, то громадная масса людей … станет грамотной и научится думать самостоятельно; после чего эти люди рано или поздно поймут,
что привилегированное меньшинство не выполняет никакой функции, - и выбросят его. В конечном счете иерархическое общество зиждется только на нищете и невежестве.
… Задача состояла в том, чтобы промышленность работала на полных оборотах, не увеличивая количество материальных ценностей в мире. Товары надо производить, но не надо распределять. На практике единственный путь к этому - непрерывная война. … Теоретически военные усилия всегда планируются так, чтобы поглотить все излишки, которые могли бы остаться после того, как будут удовлетворены минимальные нужды населения. Практически нужды населения всегда недооцениваются, и в результате – хроническая нехватка предметов первой необходимости…
… Это - обдуманная политика: держать даже привилегированные слои на грани лишений, ибо общая скудость повышает значение мелких привилегий и тем увеличивает различия между одной группой и другой.
…три идеологии (ангсоц в Океании, в Евразии - необольшевизм, в Остазии "культ смерти" или "стирание личности" – прим. моё) почти неразличимы, а общественные системы, на них основанные, неразличимы совсем. Везде та же пирамидальная структура, тот же культ полубога-вождя, та же экономика, живущая постоянной войной и для войны.
…Новая аристократия составилась в основном из бюрократов, ученых, инженеров, профсоюзных руководителей, специалистов по обработке общественного мнения, социологов, преподавателей и профессиональных политиков. Этих людей, по происхождению служащих и верхний слой рабочего класса, сформировал и свел вместе выхолощенный мир монополистической промышленности и централизованной власти. По сравнению с аналогичными группами прошлых веков они были менее алчны, менее склонны к роскоши, зато сильнее жаждали чистой власти, а самое главное, отчетливее сознавали, что они делают, и настойчивее стремились сокрушить оппозицию.
...Вершина пирамиды - Старший Брат. Старший Брат непогрешим и всемогущ. … Назначение его - служить фокусом для любви, страха и почитания, чувств, которые легче обратить на отдельное лицо, чем на организацию. Под Старшим Братом - внутренняя партия; численность ее ограничена шестью миллионами - это чуть меньше двух процентов населения Океании, под внутренней партией - внешняя партия; если внутреннюю уподобить мозгу государства, то внешнюю можно назвать руками. Ниже - бессловесная масса, которую мы привычно именуем пролами; они составляют, по-видимому, восемьдесят пять процентов населения. По нашей прежней классификация, пролы - низшие.
...принадлежность к одной из этих трех групп не является наследственной. ... И в ту и в другую часть партии принимают после экзамена в возрасте шестнадцати лет.В партии нет ни расовых предпочтений, ни по географическому признаку. ...Движения вверх и вниз по социальной лестнице гораздо меньше, чем было при капитализме и даже в доиндустриальную эпоху. ... Пролетариям дорога в партию
практически закрыта. »
О. Хаксли «О дивный новый мир»
Согласно сюжету, люди не рождаются традиционным путем, а выращиваются на специальных заводах. На стадии развития эмбриона они разделяются на пять каст различающихся умственными и физическими способностями, от «альф» обладающих максимальным развитием до наиболее примитивных «эпсилонов». Для поддержания кастовой системы общества, посредством гипнопедии людям прививается гордость за принадлежность к своей касте, пиетет по отношению к высшей касте и презрение к низшим кастам.
«Мустафа Монд! Постоянный Главноуправитель Западной Европы! Один из десяти Главноуправителей мира.
…Вынашивать плод и корова умеет; довольствоваться этим мы не можем. Сверх этого мы предопределяем и приспособляем, формируем. Младенцы наши раскупориваются уже подготовленными к жизни в обществе -- как альфы и эпсилоны, как будущие работники канализационной сети или же как будущие... "главноуправители"…
…от эпсилонов … нам человеческий разум не требуется. Не требуется, стало быть, и не формируется. …мозг эпсилона кончает развитие в десятилетнем возрасте, тело эпсилона …к восемнадцати годам созревает для взрослой работы...
…весь секрет счастья и добродетели: люби то, что тебе предначертано. Все воспитание тела и мозга как раз и имеет целью привить людям любовь к их неизбежной социальной судьбе.
…В конце зала, на стене укреплен был громкоговоритель. Директор подошел, включил его.
-- ...ходят в зеленом, -- с полуфразы начал тихий, но очень отчетливый голос, -- а дельты в хаки. Нет, нет, не хочу я играть с детьми-дельтами. А эпсилоны еще хуже. Они вовсе глупые, ни читать, ни писать не умеют. Да еще ходят в черном, а это такой гадкий цвет. Как хорошо, что я бета. Дети-альфы ходят в сером. У альф работа гораздо трудней, чем у нас, потому что альфы страшно умные. Прямо чудесно, что я бета, что у нас работа легче. И мы гораздо лучше гамм и дельт. Гаммы глупые. Они ходят в зеленом, а дельты в хаки…
-- До подъема им повторят это еще разочков сорок или пятьдесят, затем снова в четверг и в субботу. Трижды в неделю по сто двадцать раз в продолжение тридцати месяцев. После чего они перейдут к другому, усложненному уроку…Покуда наконец все сознание ребенка не заполнится тем, что внушил голос, и то, что внушено, не станет в сумме своей сознанием ребенка. И не только ребенка, а и взрослого -- на всю жизнь. Мозг рассуждающий, желающий,
решающий -- весь насквозь будет состоять из того, что внушено. Внушено нами! … Внушено Государством!
…Оптимальный состав народонаселения… смоделирован нами с айсберга, у которого восемь девятых массы под водой, одна девятая над водой…»