Договорные ценности.
Эссе о живописи.
(в сокращении)
(окончание)
Теперь несколько слов о фотографах. Фотоискусство - настоящее искусство, вполне самостоятельное, имеющие свои традиции, искусство способное создавать подлинные шедевры. Отличий от живописи здесь много. Мы остановимся только на одном, чисто техническом. Художник создаёт картину в единственном экземпляре, а для того, чтобы сделать её копию, надо потратить немало времени. За такое время настоящий мастер может создать ещё одно полноценное произведение, поэтому не так уж часто творцы делают копии своих картин. Другое дело фотография, тут мастер может сразу же при первом распечатывании на бумагу создать множество копий своего шедевра, и любую из них он может назвать оригиналом, ни одна экспертиза не установит, какая распечатка вышла первой, а какие за ней. То есть мастер сам может ОДНУ фотографию назвать оригиналом, а остальные копиями. Если он добросовестный человек, то оригиналом назовёт первую УДАЧНУЮ распечатку, при этом он должен уничтожить все неудачные предшествовавшие ей, если конечно таковые были. Мастер должен также поставить своей рукой на обороте дату создания, написать, что ИМЕННО это есть оригинал и подписаться. Тогда наше коллективное бессознательное создаст со временем соответствующую ауру вокруг этой фотографии, если она действительно шедевр, или если мастер достаточно "раскручен". Такой экземпляр будет стоить больших денег, а остальные, даже подписанные фотографом - дешевле. Ничего удивительного тут нет. Любой желающий из Интернета может "вытащить" точно такую же фотографию, распечатать её на такой же бумаге и в том же формате.
читать дальшеТаким образом, описанный выше путь установления оригинала является единственно возможным, раз уж фотографы, захотели подобно художникам зарабатывать на продаже ОРИГИНАЛОВ своих творений. Но... но в процесс вмешалась обыкновенная человеческая жадность и вот, что из этого вышло. Смотрю я как-то новости по телевизору. Передают, что к нам в Киев, приехал какой-то известный фотограф, который устроил выставку и продажу своих шедевров. И тут же объявляют, что у них - то есть, у мастеров фотоискусства - принято считать оригиналом... 20 первых копий! Почему именно 20? Почему не 100, не 1000, не 10000? Хотя может это только одна "школа", может есть и такие, где 20000 считают оригиналами. А почему бы и нет? Только пусть переходят тогда в полиграфию работать. Как главный редактор журнала "Время Z", я считаю оригиналами ВСЕ журналы тиража. Но при чём тут искусство, где товар ценен тем, что он штучный? Конечно они бы и первый миллион оригиналами объявили бы, если бы не угроза девальвации. Да и нынешние коллекционеры измельчали, раз приняли такие правила игры…
… нынешние мастера фотоискусства проявляют какую-то ненормальную алогичную жадность и своим желанием продать побольше "оригиналов" рубят сук, на котором сидят. При этом они "подкладывают большую свинью" фотографам будущих поколений. Коллекционеры скоро поймут, что к чему и престанут покупать подделки, ибо владелец такого "оригинала" ничем не отличается от владельца экземпляра многотиражного журнала, где напечатано то же фото в хорошем качестве. А вот владелец картины Г.Климта "Смерть и жизнь", как и владелец любой другой картины - отличается от всех имеющих эти картины в репродукциях. Оригинал потому и оригинал, что он универсален.
Несколько слов о вложении денег в картины и антиквариат. Сейчас стало почти общепринятым утверждать, что вложение финансов в антиквариат и картины - очень выгодно. Мол, это единственные вещи, которые со временем только дорожают. Так то оно так, но рассмотрим один случай из жизни. Об этом писали в своё время СМИ, но я не помню ни имён участников нижеописанной драмы, ни сумм которые фигурировали. Да это и неважно, такое могло произойти и с другими людьми. У одного богача была коллекция картин стоимостью, условно, в три миллиона - столько он заплатил приобретая эти картины. У него был похищен сын. Похитители потребовали выкуп, условно говоря, миллион. Папаша не имел столько "налички" и решил срочно продать коллекцию картин. Но вместо ожидаемых трёх, едва выручил один миллион - тот, который был необходим для спасения сына. В чём же причина? Картины-то он покупал много лет, и если они постоянно дорожают, то - не то что три - пять миллионов мог бы получить за них. А причина в том, что картины нельзя выгодно ПРОДАТЬ СХОДУ. Для того, чтобы их нормально продать, надо проводить аукцион, а перед аукционом - масштабную рекламную компанию, привлечь оценщиков и специалистов, которые засвидетельствуют подлинность картин, ЗАБЛАГОВРЕМЕННО предупредить возможных участников, чтобы у них были свободные деньги - и прочее, и прочее, и прочее. Есть понятие ликвидности и не ликвидности. Например - золото более ликвидно, чем дорогая шуба. Но шуба в свою очередь более ликвидна, чем компьютер. Техника сейчас постоянно совершенствуется и компьютер, купленный три года назад, будет устаревшим. То есть, ликвидность каждой вещи имеет свою специфику. Картины и антиквариат действительно постоянно дорожают, но каждую вещь надо продавать ИНДИВИДУАЛЬНО, в отличие от золота, скажем, или нефти. Стоимость этих продуктов тоже подвержена конъюнктуре рынка, но баррель нефти или унция золота не имеет той индивидуальности, что полотно художника. Поэтому продажа этого полотна будет зависеть от очень многих факторов, начиная от расторопности продавца и заканчивая текущей модой.
Вот конкретный пример. В конце XIX века импрессионисты с огромным трудом смогли добиться общественного признания, их картины, наконец, начали продаваться за пристойные деньги, и надо же было такому случиться - разорился один из их поклонников, банкир Э.Ошеде. Его великолепная коллекция полотен импрессионистов была продана с аукциона, продана в спешке, задёшево. И что же вы думаете?! После этой распродажи резко упали цены на картины импрессионистов. Не только на те, что хранились в замке Ошеде, а на все. Разве художники стали хуже рисовать? Нет. Разве разразился кризис в стране? Нет. А картины подешевели, репутация художников упала и немало времени прошло, пока к импрессионизму вернулось доверие публики.
Да и с самими аукционами не всё ясно. Время от времени в СМИ просачиваются слухи, что не все сообщения о продажах картин за огромные деньги верны. Порой по соглашению с художником их завышают, поднимая его рейтинг. Даже с учётом налоговых расходов это выгодно обеим сторонам. Рейтинг аукциона тоже растёт, раз он такие дорогие картины продаёт. Недавно художники, чьи картины были проданы на аукционе Сотбис жаловались, что аукцион берёт огромные комиссионные, берёт за престиж. А улучшается ли качество картины после продажи на престижном аукционе? С одной стороны вроде бы нет, картина та же, что и была, а с другой стороны - продать то её, при прочих равных условиях, можно дороже. По крайней мере, она улучшает своё качество, как средство сбережения капитала.
Если говорить о современном арт-рынке, то верным будет утверждение, что продаётся не картина, а подпись художника. Вот два примера, находящиеся как бы на разных полюсах. Представим картину, которую талантливый художник писал много лет. Пусть это будет "Явление Христа народу" А.Иванова. И бутерброд, надкусанный Майклом Джексоном, или бельё певицы Мадонны (и такие вещи продают на аукционах!). Так вот, ОТКРОВЕННАЯ мазня "раскрученного" художника, ближе к последнему, а не к первому, пусть даже она подобно картине Иванова, положена на холст с использованием красок. Это всё равно не картина - это надкусанный бутерброд. И если вы поклонник таких бутербродов, покупайте подобные картины хоть за миллион, только не говорите при этом о духовности или об искусстве!..
…Но нельзя впадать и в другую крайность - всё непонятное широкой публике объявлять ерундой, лишать художника права на эксперимент. Помню в молодости - ныне самые любимые мои стихи из творчества М.Цветаевой, Б.Пастернака или О.Мандельштама типа "Звезда с звездой - могучий стык..." казались мне невразумительной чушью. Но не потому, что эти поэты писали плохо, а потому, что я тогда был приверженцем классических форм и просто не понимал авангарда и модернизма. Точно так же, как некоторые люди, которые хвалят мои стихи в классической форме, ругают экспериментальные. Но я то, как автор, знаю, что непонятные широкой публике стихотворения ничуть не хуже. И энергии и вдохновения в них "вбухано" не меньше, чем в понятные. Они просто разные - вот и всё. В Интернете сейчас творит очень много молодых авторов, очень много неподготовленных. Они о стихах слышали только то, что в них должна быть рифма (хотя это не обязательно). Об экспериментах и поисках эти люди и знать не знают. Поэтому мне часто приходится защищать право автора на эксперимент, защищать авангард. Тот авангард, который является результатом подлинных творческих исканий, а не спекуляцией на непонятности. Да что там авангард! Для понимания искусства иконописи, арабесок, стихотворений в твёрдых формах - от хокку до сонетов - надо знать присущий им "код". Иначе невозможно насладиться ими, оценить мастерство создателей.
Как же отличить произведение, имеющее сложный, непонятный широкой публике, "код" от бульварной подделки, спекулирующей на непонятности? Как это ни банально - единственное мерило - вкус. Развитый художественный вкус, опирающийся, как на личный опыт, так и на культурный багаж человечества. Сюда относится и знание различных стилей и направлений.
Перелопатив много книг, ознакомившись со многими направлениями - со всеми этими ташизмами-дадаизмами - я могу сказать, что большинство картин так называемой нефигурной живописи - бульварные поделки, рассчитанные на непритязательный вкус толстосумов желающих быть причастными к высокому искусству. Большинство, но не все. Возьмём, например, картину Клода Моне "Рыбачьи лодки", написанную ещё в 1866 году, когда нефигурное искусство ещё не выделилось, как направление. Там лодки эти сразу не заметишь - мощные вертикальные линии на белом, под ними - нечто неопределённое. А всмотреться - лодки под деревьями. Не всматриваться - типичная нефигурная живопись. Недаром эту картину одного из основоположников импрессионизма считают прелюдией к авангарду. Там действительно есть ритмика линий, игра красок, которые помогают мастеру лучше отразить тему и задачу картины. Моне, как и другие художники-экспериментаторы прошлого, хорошо умел рисовать, в отличие от многих современных авангардистов. Правда, теперь моё отношение к профессионализму не столь категорично, как было ранее. Теперь я допускаю, что человек, не умеющий рисовать, может стать крупным художником. Но лишь при одном условии - он должен быть столь гениален, что сумеет увидеть что-то совершенно новое и неведомое. То, чего не смогли увидеть все остальные люди. Но, в любом случае, умение рисовать вряд ли повредит даже самому большому оригиналу. По крайней мере, нарушение пропорций и неправильная перспектива должны появляться от мастерства, от "переумения", если так можно выразиться, а не потому, что автор не может. Это конечно не касается тех, кто честно заявляет о себе, как о примитивах…
…Вся беда в том, что среднестатистическая публика не отличит мазка гения от мазка шарлатана. Сложность, а главное, субъективность "кода" непредметного искусства даёт широкое поле деятельности для обманщиков. Нужно уметь почувствовать ту грань, где углублённый (пусть понятный только горстке посвящённых) "код" превращается в откровенную халтуру. Хотя на крайних полюсах всё ясно. Гений тот, кто ПЕРВЫМ написал "Чёрный квадрат", кто ПЕРВЫМ выставил писсуар, как музейный экспонат. А тот, кто сейчас рисует ромбики с квадратиками, кто выставляет в музеях пивные банки - халтурщик. Пусть он даже продаёт свои "шедевры" за огромные деньги. Ведь многие люди слышали, что для понимания высокого искусства нужна определённая подготовка. Поэтому ВСЁ, что они не понимают, если оно продаётся за миллионы, им кажется глубоким. А это - не всегда так. А ещё обывателям бывает лестно распутывать, вычислять "код" мастера. Находить намёк. Поэтому халтурщик типа Сальвадора Дали, который "код" своих картин скрывает ровно настолько, чтобы было видно, что здесь шифр, но чтобы любой мог его сразу же расшифровать, да ещё польстить себе при этом, какой он тонкий знаток... Так вот - такой халтурщик для широкой непритязательной публики будет предпочтительнее серьёзных мастеров. К тому же халтурщику "раскрутиться" легче. Он всегда проворнее мастера, он более пробивной, да и времени на "раскрутку" у халтурщика больше…
… Эстетический вкус древнего ацтека совсем иной, чем средневекового христианина или древнего грека. Пусть даже вкус каждого из этих троих будет утончён для своей среды. То же и в современной культуре. Вряд ли жителю Франции XVIII века - Вольтеру - понравились бы картины французских импрессионистов из XIX века. Зато он, скорей всего, смог бы оценить картину К.Брюллова "Последний день Помпеи", которая хотя и написана в том же XIX веке, но в стиле классицизма.
Ещё пример. Не утихают споры вокруг творчества Адольфа Гитлера - я имею в виду его картины. Некоторые считают его великим художником, другие - бездарем. Архитектурные пейзажи он рисовал умело, а разглядеть руку гения или ремесленника можно в зависимости от отношения к этому человеку. Несмотря на мою неприязнь к Гитлеру, я считаю его нормальным художником, но... Но на Андреевском спуске в Киеве, не говоря уже о различных галереях, можно найти полотна сотен и сотен безвестных художников уровня Гитлера. И не прославься этот художник на другом поприще, вряд ли его картины вызывали бы сейчас, какие бы то ни было, споры. Да и вообще - вряд ли сейчас кто-нибудь помнил о нём…
…как, порой, занимательно читать объяснения картин... Посмотрите на этот снег! - он как саван погибшей жены художника... (ни за что не догадался бы - снег, как снег, только грязноватый и плохо прорисован)... а это кровавое солнце... (ах - это солнце! буду знать, что это у нас солнце, я думал это дирижабль висит)... а это кровавое солнце, как пятна крови покойницы! а этот робкий подснежник... (а я думал это окурок на снегу)... а этот робкий подснежник, как символ зарождения новой любви художника... (ах вот оно что! не успел жену похоронить, а уже любовницу завёл)... а теперь посмотрите на правый верхний угол картины... В общем, я думаю, продолжать не стоит. К каждой картине можно сделать самые противоположные комментарии и все они будут одинаково верными, если основываются на реальных фактах. Живопись не математика, здесь очень многое зависит от субъективного восприятия.
Не пожалею места и приведу теперь уже не спародированный мной, а реальный образчик писания профессионального искусствоведа…
Вот текст.
"В отличие от художника Х, определённо склонного к высечению из форм и символов прошлого новых энергий, художник У - тяготеет к гармонии и балансу. Искусство У - это искусство культурного умиротворения, в котором изысканное благородство фресковой колористической гаммы, узнаваемые иконографические изводы средневековой живописи и древнерусской иконописи, линейное изящество раннеренессансного портрета и прирученная дерзость раннего европейского модернизма воплощаются в бесхитростной линейности и колористической ясности детского рисунка".
И так пять страниц подряд. Понятно, если бы искусствовед в предисловии, после краткого вступления, начала бы описывать ту или иную КАРТИНУ художника, какие истоки она в этом видит, тогда может быть кто-то и прочёл бы её материал. А так ясно и автору и художникам - никакой нормальный человек не будет читать пять страниц наукообразной белиберды, где практически нет ни одной более-менее выраженной мысли. Сплошная "вода".
Наверное, невнятные мазки на холсте и подобные описания - звенья в одной цепи. И я вовсе не о тех художниках, о которых пишет вышеупомянутый искусствовед. Исходя из её же текста, они представляют предметную живопись. "Замутнённые" писания вошли в моду, когда надо было словами указывать то, что без ЭТОЙ подсказки зритель бы не увидел на холсте. Ведь когда художники писали мадонн и пейзажи, когда картины были красивыми, зритель и безо всякой подсказки мог восхищаться мастерством художника и великолепием созданного им изображения. Хотя искусствоведы (тогда они назывались по-другому) и в то время не дремали, исподволь направляя взгляд публики на те или иные детали. Некоторые перлы тогдашнего искусствоведения так прочно вошли в массовое сознание, что сейчас считаются, чуть ли, не аксиомой.
Самый известный перл - знаменитая улыбка Джоконды…
…Если разным людям показать одну и ту же фотографию - при этом одним сказать, что на ней изображён маньяк-рецидивист, а другим, что это выдающийся писатель-гуманист - то первые будут находить в портрете злобные черты, вторые - добрые. Так и Джоконда. Глядя на нее, мы невольно ищем загадочную улыбку, потому что с колыбели слышали о ней. А на самом деле - ничего особого в этой улыбке нет. Вернее, при желании подобную загадочность можно найти и в других улыбках. Я, например, набирая этот текст, сделал перерыв и пересмотрел в книгах по искусству несколько сотен женских портретов кисти художников разных эпох. Нашёл пару десятков не менее загадочных улыбок. Даже в улыбках наших современниц, можно найти не меньше загадок, если перелопатить сотню-другую их фотографий. Знаменитая улыбка Джоконды - это мастерски нарисованная улыбка женщины средних лет, слегка утомлённой жизнью - и больше ничего! А при желании, можно в ней увидеть загадку, а можно лукавство, можно усталость, в зависимости от того, как себя настроить...
Причём искусствоведы выработали очень хитрые методы, позволяющие им хвалить всё, что угодно. Привожу реальные примеры. Художник плохо и нечётко нарисовал лицо. Искусствовед, пишет, что это специально сделано, что художник уловил зыбкую игру световоздушной среды, стирающей все формы предметов, что художник изображал не лицо, а выражение... На картине нарушена симметрия, фигуры получились в разных масштабах. Искусствовед пишет, что художник проявляет еретическую отвагу через нарушение симметрии своих картин, через разноплановость фигур, через видимую асимметрию добивается парадоксальной гармонии. Нет единства и эмоциональной связи между персонажами, так как будто на одной картине механически совместили три, написанных в разное время, портрета. Искусствовед объясняет, что они существуют, как визуальная данность, между ними нет связи потому, что тут триумф силуэта и пространственного построения планов.
Искусствоведы могут обосновать всё что угодно - порой прямо противоположное. Так на картине К.Петрова-Водкина "Скрипка", написанной в 1918 изображена скрипка на обшарпанном подоконнике, а за окном - фабричный пейзаж. Советский искусствовед написал об этой картине, как об очень оптимистической, символизирующей победу революции. По впечатлению этого искусствоведа скрипка не выброшена, не спрятана в дальний угол. Художник вот-вот вернётся, чтобы сыграть импровизации нового времени. А вот, что увидел в той же картине постсоветский искусствовед. "Ошеломляет эффект покачнувшегося мира, который кажется снятым цейтлупой, и сама неподвижность становится тягучей, живой. Скрипка и мертвенно пустынный город за окном, божественные формы беззащитного музыкального инструмента, стынущего на грязном, но освещённым горним тревожным светом подоконнике с этими переливами света на осыпающейся штукатурке".
Выработалась даже своеобразная терминология при помощи, которой можно всё, что угодно доказать, ибо за ней нет объективных критериев: "упругий силуэт", "смелый мазок", "активная светотень" и тому подобное.
Как уже говорилось выше, настоящую востребованность околохудожественные тексты получили с появлением авангарда, когда без наличия таких текстов, о картине могут подумать, что это просто краска, кем-то случайно пролитая на холст, или что кто-то кисточку расписывал на бумаге. Попробуй догадайся, что это на самом деле канадская деревня или чеченский аул! Вот здесь и выручает текст. Тексты эти двух типов. Одни - название картины, другие - писания критиков.
Возьмём картины С.Дали. На мой взгляд, в их названиях автор применил больше изощрённости, чем в содержании. "Осенний каннибализм", "Постоянство памяти", "Критически-параноидальное одиночество", "Атавистические остатки дождя", "Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения". Некоторые названия, типа "Рынок рабов и невидимый бюст Вольтера", отражают содержание. Но большинство - произвольны, и призваны дать толчок для активизации мыслительного процесса зрителя. То есть текст названия и содержание картины составляют единый комплекс. Поэтому пример Дали здесь скорее положительный пример. То, что названия давались произвольно, показывает случай с картиной "Предчувствие гражданской войны". Не было там никакого предчувствия. Картина была переименована, когда эта самая война уже началась. Вначале картина называлась "Мягкая конструкция с варёными бобами". В некоторых каталогах эту работу так и подписывают, совмещая оба наименования - старое и новое, после двоеточия.
Но если названия картин Дали работают совместно с их содержанием, ДОПОЛНЯЮТ его, то названия многих картин абстрактного искусства ЗАМЕНЯЮТ содержание. То есть под это, готовое название можно вставить любую мазню. От замены одной мазни на другую ничего не изменится.
Ну что ОБЪЕКТИВНО представляет собой "картина", суть которой в том, что художник раздавил на холсте тюбик краски? Что представляет собой картина, состоящая из трёх синих полос на жёлтом фоне? Что представляют собой такие картины, если убрать хитроумное название и подпись "раскрученного" художника? Если не читать пояснения искусствоведов о том, что это психосоматическое вчувствование в ментальные сферы? Что стоит за такими картинами? ПУСТОТА И НИКЧЕМНОСТЬ АВТОРОВ! Вот, что...
М.Ротко. "Белый центр". 1950.
Эта, с позволения сказать, "картина" -механический набор красок - стоит примерно 50 млн. долларов!
Один художник подделывал картины великих. Картины эти продавались за огромные деньги. Художника разоблачили, он отсидел в тюрьме, но суд над ним получил широкую огласку. Художник прославился. По выходу из тюрьмы он стал ЛЕГАЛЬНО подделывать картины. Теперь это называется "снимать копии". Слава его столь велика, что он подписывает свои копии и продаёт их за огромные деньги. Может и не такие огромные, как раньше, зато ему не угрожает опасность разоблачения. Теперь у него очередь из заказчиков. Но пишет он теперь не только копии картин Гогена и Модильяни. Теперь уже ценится и ЕГО ПОДПИСЬ. Теперь ценятся и его ОРИГИНАЛЬНЫЕ творения. Вот такая она слава земная. Продаётся не картина, а подпись. Если безвестный художник мастерски нарисует полотно уровня "Последнего дня Помпеи", а "раскрученный" выдавит на холст пару тюбиков красок и размажет всё это, поставив свою подпись, то его мазня будет стоить дороже гениальной картины безвестного художника.
Но тот кто владеет фальшивой картиной Ван Гога, сделанной мастером, если не будет знать о том, что это фальшивка, ПСИХОЛОГИЧЕСКИ будет относиться к ней так же как к оригинальной картине.
Более того - со многими художниками, такими как Утрилло или Шовкуненко случалось, что они сами не могли отличить своих работ от подделок. Порой такое происходило в суде, где они судились с фальсификаторами. А бывало так, что в музее экспонировалась копия, а оригинал лежал в запасниках. Копия казалась сотрудникам лучше - и они её объявляли оригиналом, и только после усиленной экспертизы выяснялось, что это подделка. И когда тот или иной искусствовед пишет, что Модильяни или Ван Гог не знали подлинной цены своих картин - он не прав. Шедевр - бесценен! А вот говорить, что подлинная цена картины, проданной мастером за 100 франков - 100 тысяч долларов, только потому, что она теперь так стоит - неправильно. Не продал бы он её тогда за 100 тысяч. Пиар явился позже. Словосочетание "подлинная цена", вообще некорректно в данном случае.
Уже после того, как написал это, с улыбкой прочёл в киевском журнале "Ева" статью двух женщин о том как они побывали за границей. Там есть такие слова о картине "Подсолнухи" кисти Ван Гога. "Жёлтые на жёлтом. Можно смотреть часами. Никакие репродукции не передадут и сотой доли ощущений от живой работы. Это действительно гениально". С тем, что гениально - я согласен. А вот насчёт репродукций - не совсем. Дело не в том, что репродукция не передаст цвет. Дело в психологии зрителя, в атмосфере самого музея, в НАШЕМ ОЩУЩЕНИИ того, что когда-то к ЭТОМУ САМОМУ холсту прикасалась рука великого мастера. Качественная фальшивка, хорошая копия сможет дать те же самые ощущения, если не знать, что это подделка. Тем более, согласно последним данным, фальшивок среди картин, многие годы считающимися оригиналами, гораздо больше, чем принято думать.
Даже о знаменитой картине Ван Гога - "Портрет доктора Гаше" - говорят теперь, что это - подделка. Просто в 1920-е была целая организация, изготавливающая подделки под Ван Гога. И недавно, в свете рентгеновских лучей открылось, что мастер не так делал первый мазок, как в портрете доктора. А сколько тёплых слов написано об этом портрете, сколько раз критики называли его лучшим портретом Ван Гога!... Не исключено, что со временем те же "Подсолнухи" объявят подделкой...
На одном из шоу, молодые художники проводили пиар-акцию, суть которой состояла в том, что они рисовали картины с изображением чёрного квадрата - точно такие же, как у Малевича и продавали их по цене холста.
К чему я привожу все эти примеры? Да, к тому, чтобы подойти, наконец, к раскрытию темы моего эссе. "Черный квадрат" Малевича объективно точно такой же, как и его копия. А нарочитая мазня "раскрученного" художника ничем не лучше той, что сделаете и вы, если выдавите на холст несколько тюбиков краски, и перемешаете всё это. Но за вашу мазню никто не даст и сотни (и правильно сделает), а ТОЧНО ТАКУЮ же мазню известного художника продадут с аукциона за сотни тысяч, а то и за миллионы. Раз объективно эти вещи одинаковы, а ценятся обществом по-разному, значит мы имеет дело с негласным договором между членами этого общества. Мы имеем дело с ДОГОВОРНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ, в данном случае в живописи.
Как образуются договорные ценности? В основном стихийно, но нельзя отрицать и целенаправленного воздействия на людей. На рынке живописи сейчас действует мощное лобби, возвышающее одних и игнорирующее других. То есть, здесь стихийности меньше, чем в некоторых других отраслях. Да и стихийность в таких случаях вещь относительная. Конечно, Рафаэль или Леонардо стали главными художниками всех времён и народов не потому, что кто-то конкретный, влиятельный и умный пролоббировал их. Нет конечно. Но утверждались в общественном сознании эти гении, а соответственно и уровень цен на их картины, через многих людей. Кто-то из них действовал корыстно и для того, чтобы выгоднее продать картины, прославлял художников. Большинство поклонников были искренними. Но в любом случае, стихийное продвижение той или иной договорной ценности происходит благодаря усилиям людей. И только людей. Поэтому целенаправленное лоббирование отличается от стихийного только тем, что одни люди осознают цель, другие работают на неё неосознанно. Тем более, что и у тех кто осознаёт, будут ИСКРЕННИЕ помощники, и среди тех, кто работает неосознанно, найдутся люди просчитывающие шаги наперёд. Поэтому мы не будем в рамках этой работы искать следы того или иного лобби. Мы просто будем исследовать договорные ценности, как данность. Как феномен социума.
Вот конкретный пример. Передо мной лежит жестяная крышка от коробки из под печенья. Крышка рельефная, покрытая сочными красками - да так, что хоть на стенку вешай! И всё это великолепие создано только ради того, чтобы продать относительно недорогое печенье. Вот что техника делает! Такой товар лет эдак четыреста назад мог бы украсить дом любого аристократа средней руки. Но мы - наше общество - ДОГОВОРИЛИСЬ, что это ширпотреб, а столь же дешевый, в смысле затрат на краску и материю, холст с нарисованным на нем черным квадратом, ДОГОВОРИЛИСЬ оценивать в миллионы долларов. Договорные ценности! А взгляните на форму некоторых бутылок спиртного в любом супермаркете. В другой обстановке, в другие годы из такой бутыли получилась бы приличная ваза, которую нестыдно поставить на стол с черной розой в горлышке. Но сейчас такая эстетика будет казаться пошлой, и не потому, что роза в такой бутылке смотрится хуже, чем в вазе. А потому что мы договорились: бутылка - ширпотреб, бутылка - это массовое промышленное производство. А какая-нибудь древняя блеклая ваза - да что там ваза! - черепушка от вазы - это круто! Это очень дорого стоит, это не стыдно даже в шикарной квартире под стеклом поставить. Все посетители догадаются: хозяин - солидный человек...
Не менее выразительны примеры проявления договорных ценностей и в других сферах человеческой деятельности. Их мы рассмотрим в следующих эссе.
Весь материал
zhurnal.lib.ru/a/aksenenko_s_i/zivopis.shtml