22:14 

Режиссер С. Урсуляк и его фильмы

Madilain
7.(окончание)
Григорий Мелехов – главный герой романа М. Шолохова, у С. Урсуляка планку первенства он делит со своим отцом, Пантелеем Прокофьевичем. Играя в паре, они успешно комедируют фильм. Я не видела предыдущих работ Е. Ткачука (Григорий), если б знала его ранее, то вряд ли стала бы смотреть «Тихий Дон»: настолько этот актер не подходит к своей роли. Ну, здесь С. Урсуляк своему правилу не изменяет – взял артиста, типаж которого резко контрастирует с образом, выписанным Шолоховым. И как П. Чернышова, Ткачук эту роль завалил. Маленького ростика, с тонким голоском с шулерскими интонациями, поведением и повадками мелкого жулика, Григорий Мелехов на протяжении всего сериала вызывает недоумение и смех (кстати, не только у меня, но и у своих коллег: вспомнить сцену освобождения Григорием баб и стариков из тюрьмы. Сдерживая смех, вел свою роль А. Курилов (Кудинов). И впрямь, Гришка там потешно выглядел).

Такой Мелехов жидковато смотрится в паре с сильной по характеру Аксиньей, та явно лидирует, подавляя своего «возлюбленного». Глядя на этого Григория, я никак не могла понять: а за что его женщины-то любят, да так, что жена самоубийством хотела покончить из-за его измен, а любовница на край света была готова за ним пойти?!
Отдельное «спасибо» режиссеру, который представил главного героя еще и подловатым двурушником (об этом я уже писала).
И потому так же непонятно, за что его уважают казаки, готовые идти в бой под его началом.
Ни харизмы, ни мужской силы и твердости, ни обаяния, ни любви к своей Аксинье – ни-че-го я в этом Григории не увидела!

До выхода фильма на экран нас убеждали, что его личность будет показана в развитии – от юношеской незрелости до возмужания. Извините, но этого развития я тоже так и не увидала: просто, если в начале сериала Григорий был помоложе и откровенно глуповат, то в конце – постарше и позадумчивее. Не маловато ли?
В самом сериале Григорий только и бегает от одной женщины к другой, из одной армии в другую.
Ну а серьезные вопросы политики и выбора своей правды ему режиссер не дал порешать.
В общем, «хороший ты мужик, Гриша, но не орел» (с).

Ну да бог с этим Гришкой, когда бенефис у его киношного отца. С. Маковецкий (Пантелей Прокофьевич) – любимый актер С. Урсуляка. Знаком он мне еще с поздних советских и постсоветских времен. Актер неплохой. Но в те времена он терялся на фоне великих М. Ульянова, К. Лаврова, А. Папанова, Е. Евстигнеева, В. Тихонова и многих других великолепных артистов.
В этом сериале в окружении молодежи, разумеется, он – звезда. Практически полфильма посвящено его Пантелею Прокофьевичу. Остальных Мелеховых эти полфильма не было ни слышно, ни видно, так, мелькали на заднем плане.

И все же, несмотря на свое обилие, С. Маковецкий с ролью не справился.
У Пантелея Прокофьевича в романе своя жизнь и своя драма.
По Шолохову отец Григория – это полновластный хозяин дома. Все домочадцы под его пятой, даже взрослые сыновья его слушаются и побаиваются. Вспыльчивый, «звероватый», в молодости смертным боем бил жену так, что та «синяя, как железо» ходила, гулял по бабам, устанавливал незыблемый порядок в семье, подчиняя своим правилам жену, детей, снох. И вдруг, все переменилось: дети стали проявлять своеволие; Григорий зажил своей жизнью, вопреки установкам отца; отдалилась от семьи любимая сноха Наталья; после гибели Петра стала чужой Дарья; даже Дуняша перестала подчиняться Пантелею Прокофьевичу! Он прекрасно понимал, что виной краха семейных устоев является Гражданская война, и ничего исправить уже не мог. Пантелей Прокофьевич растерялся. «Война разорила его, лишила прежнего рвения к работе, отняла у него старшего сына, внесла разлад и сумятицу в семью. Прошла она над его жизнью, как буря над деляной пшеницы, но пшеница и после бури встает и красуется под солнцем, а старик подняться уже не мог. Мысленно он махнул на все рукой, – будь что будет!»

Ничего этого мы не увидели – как был Пантелей Прокофьевич в исполнении С. Маковецкого с самого начала комическим, водевильным отцом, так им и остался до конца фильма. Вспоминая его писателя Никандрова (сериал «Исаев»), сыгранного в том же ключе, подозреваю, что для Маковецого комический рисунок роли – это потолок, увы.
Пантелея Прокофьевича он сыграл бойко, многим зрителям понравилось. Особенно хорош он был в паре с «сыном» - Е. Ткачуком, играли задорно, весело, дополняя друг друга. Правда, «Тихий Дон» тут не причем.
Драму С. Маковецкий не потянул, а вот если С. Урсуляк решит переснять «Поднятую целину», то в роли деда Щукаря актер будет неотразим!

Еще одно разочарование – Дарья (исполнительница А. Веденская). Поиграть ей дали во второй половине сериала. Игра вышла неровная: где-то неплохо, где-то с большим переигрыванием.
У Шолохова Дарья – веселая, разбитная, шаловатая казачка. Циничная, уверенная в себе красавица, следящая за собой, ярко накрашенная, с черненными бровями, легкой походкой. И опять-таки, ничего этого мы не видим. А видим мы бесцветную как по внешности, так и по характеру девицу, заискивающую перед мужчинами, по-собачьи преданно смотрящую каждому из них в глаза, вот только не просящую: «Ну, возьмите меня!». Если для шолоховской Дарьи найти казака для утех ничего не стоило, только бровью поведи, и все тут как тут, то сериальной Дарье нужно натужно выпрашивать эту самую «любовь» утрированными взглядами и телодвижениями. В фильме Герасимова Дарья как раз та, что описана в книге, ну а в сериале…
Так же в фильме Урсуляка в разговорах со свекром от Дарьи исходит слишком много злости, слишком много крика, нет спокойной, уверенной, бесстыжей насмешливости. Впрочем, разговоры с Натальей вышли очень неплохо.
Ну а в целом, Дарья так же, как и Аксинья, получилась не женственная, несколько «деревянная», грубо сыгранная.

О Дуняше в исполнении Н. Лумповой вообще сказать нечего. Это просто подросток, с подростковой скованностью и упрямством, хотя в романе Шолохов постоянно говорит, что Дуняша уже не подросток, а молодая хозяйственная, мудрая не по годам, интересная девушка. Она любит Мишку Кошевого и умеет найти к нему подход: где надо, мягко настоять на своем, где надо – промолчать. Она умело ведет хозяйство, занимается воспитанием детей Григория, находит общий язык с Аксиньей. По игре Н. Лумповой этого о Дуняше не скажешь.

На фоне этих героинь выделяется Наталья (актриса Д. Урсуляк). Мягкая, спокойная, тихая, любящая, женственная, заботливая мать, любимая сноха стариков Мелеховых – все так, как и описывает Шолохов. Ведет свою роль Д. Урсуляк без ненужного наигрыша, очень естественно. Григорию, как его играет Ткачук, с такой женой никакой любовницы не нужно. Единственное замечание – бровки нужно было бы поправить: слишком густые, слишком бросаются в глаза, лицо из-за них теряется.

Как я уже говорила, актеры второго плана и эпизодов напрочь переиграли тех, кто представлял главных героев.
Л. Зайцева (Василиса Ильинична, мать Григория) хороша и точна в своей роли. Роль у нее небольшая, но Урсуляк экранизировал почти все диалоги, которые Ильинична ведет в романе, спасибо ему за это. Честно говоря, наслаждалась ее игрой, сдержанной, без надрыва, прямо-таки ювелирной, где были задействованы и мимика, и жесты, и интонации. Да и партнеры ее, Д. Урсуляк (Наталья) и А. Яценко (Михаил Кошевой), старались и совместных сцен не испортили. На удивление, в совместном эпизоде с Л. Зайцевой даже П. Чернышова (Аксинья) весьма неплохо сыграла.
Впрочем, удивляться отличной работе Л. Зайцевой не приходится: она крепкая актриса советской школы с большой и интересной фильмографией. Теперь в ее копилке есть еще одна очень достойная роль.

Очень понравился Н. Ефремов (Митька Коршунов). Молодой актер в третьем поколении знаменитых артистов – Олега и Михаила Ефремовых – прекрасно сыграл свою небольшую, но важную роль. Как говорится, гены пальцем не раздавишь.
Хорош А. Яценко (Михаил Кошевой). Несмотря на то, что по режиссерскому замыслу Кошевой излишне демонизирован, актерское обаяние А. Яценко сгладило это неприятное впечатление.
Так же хорош и А. Иванов (Петр Мелехов, брат Григория). Правда, в его исполнении Петр, прямо-таки, русский богатырь, а не казак. Но актер показал всю надежность, крепость, устойчивость в вере и мировоззрении своего героя. Петр в его исполнении – это мощная опора и поддержка вечно мятущегося брата.

Вообще, фильм заиграл красками ближе к середине, когда на экране появились эти и многие другие, зрелые и молодые, актеры с их персонажами. Именно они, исполнители не главных ролей, и сделали этот сериал, за что им всем огромное спасибо.

Подводя предварительные итоги, могу сказать, что картина С. Герасимова, несмотря на симпатию к «красным» и явную просоветскость, по всем параметрам: режиссуре, сценарию и постановке, операторской работе, музыкальному сопровождению, актерской игре – стоит на порядок выше, чем фильм С. Урсуляка.

@темы: разговоры, споры, обсуждения, Режиссер С. Урсуляк и его фильмы

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Всякая всячина

главная