Madilain
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Тютчев Ф. И.

Глава 1.
Фридрих Вильгельм Ницше.

Предыстория
Одной из самых известных и парадоксальных фигур философии Нового времени, несомненно, является Ф. Ницше. Профессиональные философы XIX века в штыки принимали новые произведения своего неординарного современника и даже отказывали ему в привилегии принадлежности к стану философов. До сих пор его творчество вызывает яростные споры даже среди людей далеких от философии, а уж о современных философах и говорить нечего – существует масса самых различных, диаметрально противоположных точек зрения на его труды и их толкований. Отношение к философии Ницше не было и не будет однозначным уже в силу противоречивости эпохи и самой его философии.
Несомненно одно - Ницше и сегодня один из наиболее цитируемых авторов. Многие философские направления в XX веке развивались под влиянием его идей и предсказаний.

Надо заметить, что сами по себе мысли философа не были новыми даже для его времени. С этой точки зрения "ницшеанство" существовало задолго до Ницше, но в другой форме.
Кричащие противоречия между требованиями бурлящей жизни и этикой давно волновали философов. Вся послегомеровская культура (включая Платона, но не Сократа) полна требований подавить усиливающееся с "прогрессом" господство посредственности, "серости", которое мешает росту значения аристократии, власти лучших; превзойти окружающих и презирать их; делать зло для достижения добра; прийти от философии цинизма к философии сознательной лжи и т.д.

В числе непосредственных предшественников Ницше часто называют литераторов эпохи " бури и натиска " (прежде всего Шиллера) и романтиков (Байрон, Метьюрин, Гофман, Б.Констан, Э.Сю и др.). В творчестве этих писателей в полный голос звучит тема мятежного индивидуализма, выхода на авансцену личности, взбунтовавшейся против моральных устоев " стада-толпы ", против ложных авторитетов, обанкротившихся ценностей.

Несомненным предтечей Ницше был теоретик анархизма М.Штирнер (1806-1856 гг.) (его имя упоминается в " Воле к власти ").

Последователи и истолкователи Ч. Дарвина (1809-1882 гг.) - основателя эволюционного учения, автора прославленного трактата " Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь " (1859 г.) – распространили его теорию на историческое бытие человечества, отрицая (как тупиковые) социальные законы, сострадание, помощь слабым и больным, милосердие к преступникам и т.д. Проводя параллели между социальными законами и открытыми английским ученым законами развития животного мира, они пытались обосновать природную (" естественную ") обусловленность интеллектуального, социального, расового неравенства, утверждали право выдающейся личности пренебрегать законами и моральными нормами. Эти положения также весьма близки учению Ницше.

Так что идеи, позже письменно оформленные Ницше в символистском и афористическом виде, что называется «витали в воздухе». По мощи своего воздействия на умы людей книги Ницше стоят в одном ряду с произведениями признанных философов-нигилистов, полностью отрицавших вековые традиции, нормы, правила, общественные устои и признанные авторитеты, вплоть до существовавшего общественно-политического строя. Замечено, что и в «Воле к власти» Ницше и в «Капитале» Маркса есть и рискованное воспламенение людей, и требование немедленного действия, и обращение к мощи, к силе, насилию и власти. У Ницше – больше в духовной жизни, у Маркса в "диктатуре пролетариата" (недаром Г.В.Плеханов обвинял В.И.Ленина, что его "окружают ницшеанцы"). Не лишены этих черт и идеи "национального социализма".

Также, отнюдь не была нова и идея «сверхчеловека». Она пронизывает всю историю (по крайней мере, западного мира), начиная с диалогов Платона. В частности, в диалоге «Горгий», Платон приписывает Калликлу мысль о природном праве сильнейшего, которому слабые противопоставляют законы с целью самозащиты. Калликл говорит: " Я думаю, что налагатели законов такие же слабые люди, как и чернь. Поэтому, постановляя законы, а именно, одно хваля, а другое порицая, они имеют в виду себя и свою пользу. Опасаясь людей сильнейших, как бы эти люди, имея возможность преобладать, не преобладали над ними, налагатели законов говорят, что преобладание постыдно и несправедливо... Поэтому-то по закону считается несправедливым и постыдным искать большего, чем имеет большинство. Это значит, говорят, наносить обиды. Однако сама природа, думаю, указывает то, что лучшему справедливо будет преобладать перед худшим и сильнейшему перед бессильным ".

Сходные идеи есть в " Государе " Макиавелли (сверхчеловек-носитель власти, не связанный нормами морали). В эпоху Возрождения сложился тип культурного героя – художника в высоком смысле, повелителя тайн жизни и природы (Фауст), а также образ разнузданного и преступного героя (как и Фауст, существовавшего в реальности), носителя тиранического (кровавого) индивидуализма - Цезаря Борджа (упоминается и у Достоевского, и у Ницше). Позднее концепцию сверхчеловека обосновывали Гердер, Дидро и другие. В эпоху вступления Ницше в литературу широко известной была произведшая фурор книга Наполеона III " История Юлия Цезаря " (1865 г.), в которой развивались положения о превосходстве гения (сверхчеловека) над толпой.

Продолжая тему о развитии идеи «сверхчеловека», необходимо вспомнить и об атеистическом учении немецкого философа Л.А.Фейербаха (1804-1872 гг.) об "обоготворении человека", чья книга "Сущность христианства" (1841 г.) в течение нескольких десятилетий была "библией" у интеллектуалов Европы. Это учение явилось предметом яростных дискуссий и обсуждений.
Товарищ Достоевского, философ-революционер Н.А.Спешнев писал другому участнику кружка К.А.Хоецкому: "весь немецкий идеализм XIX века - " великая " немецкая философия ... метит лишь в антропоцентризм, пока она, достигнув в своем лице своего последнего знаменосца и корифея - Фейербаха - своей вершины и называя вещи своими именами, вместе с ним не восклицает: Homo homini deus est - человек человеку бог. ... Антропоцентризм - тоже религия, только другая. ... Вместо бога-человека мы имеем теперь человека-бога".
По своей сути эти суждения чрезвычайно близки и Фейербаху, и Ницше, и Достоевскому. Возможно, отдельные стороны учения Фейербаха явились толчком к формированию существенных положений проповедей Ницше.

Надо заметить, что произведения Ф. М. Достоевского произвели на Ницше большое впечатление, и в известном смысле, также оказали на него влияние. Ницше был самого высокого мнения о своем несомненном предшественнике, знал его основные произведения (прежде всего " Записки из подполья ", " Преступление и наказание " (в немецком переводе - " Раскольников ") и " Бесы ").
И Достоевскому, и Ницше была свойственна вера в великое предназначение России, в ее грядущую мировую роль в человеческой истории.
В книге " Сумерки идолов " (1888 г.) Ницше, касаясь " Записок из Мертвого дома ", чрезвычайно высоко оценивает психологический дар Достоевского (" единственного психолога, у которого я мог кое-чему поучиться: он принадлежит к самым счастливым случаям моей жизни, даже еще более чем открытие Стендаля") и дает понять, что Россия явится родиной сверхчеловека.

Таким образом, историческое значение и роль Ницше заключается не столько в создании "нового", сколько в определении специфического для его времени "узла идей", позволяющих людям найти "иное начало" при вопрошании о своем месте в мире. Он первым среди европейских философов указал и поставил "роковые" вопросы нигилизма, выразив их в необычайно яркой поэтической форме, пользуясь приемами и средствами художественного мышления.
Ницше был первым мыслителем, ощутившим и воплотившим в своих книгах безмерный кризис западного мира, западного духа, западной культуры: религии, философии, морали, права, политики, социальной жизни, науки, искусства - прежде всего идеи непрерывного прогресса (выношенной Ф.Бэконом, Декартом, Тюрго, Кондорсе, Гегелем и другими философами).
Диагност Ницше поставил смертельный диагноз в книге " Веселая наука ":
"Европа - тяжелая больная, которая должна молиться на свою неизлечимость и вечные страдания, принимающие разные формы...".

По сути, Ницше выступал против картезианских традиций в философии и оказался выдающимся представителем того философского течения, которое активно включилось в борьбу за "мировое влияние" в условиях преобладания и даже кажущегося господства рационализма.
Мыслитель выступил против ведущих идей времени, предопределяя мышление людей будущего. В этом действительная его актуальность.

Огромное число людей и сегодня мыслит мыслями Ницше, сознательно или бессознательно ассимилируя из него "то, что подходит", переделывая в новом ключе, как идеи "классика", так и свои собственные в "их духе". Однако, скорее всего, "наизнанку", акцентируя внимание на достаточно поверхностных, второстепенных для классика проблемах и оставляя в тени наиболее существенные, эпохальные. Так идеи Ницше утилизируются и предстают в достаточно вульгарном виде.
*

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим биографию, философию и взгляды Ницше подробнее, а также поглядим, как его идеи повлияли (без преувеличения) на судьбы мира.

Биография
Фридрих Вильгельм Ницше (1844 – 1900) — немецкий мыслитель, классический филолог, представитель иррационализма, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений, а также разработку собственной этической теории. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844, в местечке Рёккен, около Лютцена (Саксония), в семье протестантского пастора. Рос в глубоко верующей семье, и вера составляла основу его мироощущения в детские годы. Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке.
В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. "Я принадлежу к тем читателям Шопенгауэра, - писал Ницше о своих впечатлениях еще университетских лет, - которые, прочитав первую его страницу, вполне уверены, что они прочитают все страницы и вслушаются в каждое сказанное им слово ... Я понял его, как если бы он писал для меня". Другой мыслитель, мощное влияние которого испытал по его собственному признанию Ницше, был русский писатель Ф.М. Достоевский. Однако и в том, и в другом случае идейные позиции учителей были им серьезным образом переосмыслены.
На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. Однако, раннее увлечение философией А.Шопенгауэра и музыкальным реформаторством Р.Вагнера позже сменяется очень резкой критикой и того и другого.
В 1869-1879 Ницше – профессор классической филологии Базельского университета.
Во время франко-прусской войны был санитаром, после чего у Ницше начали проявляться первые признаки душевного расстройства.
Оставив в 1879 профессуру, Фридрих Ницше жил в Италии и Швейцарии.
С 1880 жил в лечебнице в Иене, потом у своей матери близ Наумбурга.
Именно в этом болезненном состоянии им были написаны главнейшие философские труды, афористичные по стилю и публицистичные по характеру. Увлечение музыкой Рихарда Вагнера привело его к осмыслению античной трагедии — «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), написанной под влиянием философии Шиллера и Шопенгауэра. 1873 г. — выход в свет первой книги «Несвоевременные размышления», которая предопределяет его дальнейшее развитие в духе иррационализма. В последний год своего пребывания в Базельском университете издал книгу «Человеческое, слишком человеческое» (1876—1877) — сборник афоризмов, к столетию со дня смерти Вольтера. В книгах «Так говорил Заратустра» (1885) и «По ту сторону добра и зла» (1886) Ницше доказывает ложность тезиса о несовместимости добра и зла, правды и неправды, считая важным лишь то, что усиливает жизненность, игнорируя нравственные категории. Он вводит термин «сверхчеловек», наделяя своего героя полной свободой воли, направленной на достижение цели. Подобные идеи варьируются Ницше и в книгах «Антихрист», «Генеалогия морали» (обе — 1888).
Ницше намеревался осуществить систематическое изложение своей философии, в его архиве имеются многочисленные планы и наброски, свидетельствующие о том, что стержнем этого сочинения должна была стать идея "воли к власти". Однако проект так и остался нереализованным: им была написана лишь первая часть, озаглавленная "Антихрист". Часть подготовительных набросков была опубликована посмертно под названием ''Воля к власти" (1901-1906).
Ницше отвлекался от работы над главным проектом, чтобы написать памфлет "Казус Вагнера" (1888), за которым последовало не менее резкое сочинение "Ницше против Вагнера". Эта последняя работа, как и другие сочинения 1888 г. - "Сумерки идолов", "Антихрист" и “Ессе Homo”, являющаяся своего рода автобиографией, - были опубликованы уже после того, как разум философа помрачился. Это случилось в первых числах 1889 г.
Умер Ницше 25 августа 1900 в Веймаре, страдая последние 20 лет жизни от психического расстройства.

Доходы от публикации своих произведений Ницше при жизни имел минимальные. Сочинения его не пользовались спросом до середины XX века, при жизни Ницше было распространено не более 200 книг, с учётом того, что он часто дарил свои произведения с дарственной надписью, и это несмотря на огромный для того времени их тираж (издаваемый Ницше за свой счет). Популярность пришла к нему лишь после смерти.
*

Философия Ницше
Философия Фридриха Ницше всегда вызывала крайне противоречивые оценки. Ницше клеймили за аморализм, биологизм, волюнтаризм, антидемократизм, субъективизм, пангерманизм. Возможность сближения идеи гармонической личности и ницшевского сверхчеловека казалась кощунственной. Увлечение ницшеанством таких мыслителей и деятелей культуры, как А.Швейцер, М.Горький, Т.Манн, Ст.Цвейг, В.Вересаев, Г.Ибсен, рассматривалось как досадное недоразумение, сильно осложнившее их творческое развитие.

Фридрих Ницше являлся представителем иррационализма. Его творчество изобилует крайностями, его философия охватывает всевозможные вопросы, в ней можно выделить некоторую мифологию (например, происхождения человека, дуализма), но, тем не менее, она не организована в систему. В его работах можно вычленить несколько ключевых тем: это "жизнь", "воля к власти", "нигилизм", "имморализм", "вечное возвращение", "смерть Бога". Полнее всего мировоззрение и философия Ницше проявились в трактате "Так говорил Заратустра".

Рассмотрим некоторые категории, представленные Ницше, и варианты их трактовок современными философами.
Жизнь
Ницше понимает жизнь как слепое иррацональное начало мира, слитое с "волей власти". Человек, ставший господином природы, господином своей собственной дикости и разнузданности (желания научились его слушаться), в сравнении с "недочеловеком" представляет колоссальное количество власти. "Жизнь только средство к чему-то: она есть выражение форм роста власти" (Ницше Ф. Воля к власти.). Однако для Ницше жизнь как выражение воли к власти далека от примитивной борьбы за существование. Ницше отдает дань биологической трактовке жизни в ее основах лишь с целью разрушить барьеры, которые классическая философия возводила между человеческим миром, миром "для нас" и миром в его первозданности. Жизнь как реализация человеком "воли к власти" - это сфера творения смысла, это сверхжизнь, лишенная устойчивости и нормативности. "Жизнь" Ницше, следовательно, это символ свободы, творчества, борьбы.
Другая трактовка
Центральное понятие всей философии Ницше — жизнь. Это понятие в «философии жизни» столь же расплывчато и неопределенно, как понятие «опыт» в махизме. Жизнь понимается то, как биологическое явление, то, как общественная жизнь, то, как субъективное переживание. «Философия жизни» постоянно смешивает различные значения этого понятия, обеспечивая себе возможность не только переходить с точки зрения откровенного субъективного идеализма на позиции мнимой объективности, но и претендовать на преодоление «односторонности» материализма и идеализма. У Ницше «жизнь» и ее носитель — организм выдвигается как некая нейтральная — нематериальная и неидеальная — «третья реальность».
Основа жизни, по Ницше, — это воля; жизнь есть проявление, объективизация воли, но не абстрактной мировой воли, как у Шопенгауэра, а конкретной, определенной воли — воли к власти. Человек изображается Ницше как по природе своей иррациональное существо, которое живет инстинктами, бессознательными побуждениями. Ницше утверждает, что становящийся мир непознаваем. Наш аппарат познания, выработанный в ходе эволюции, предназначен не для познания, а для овладения вещами в целях биологического выживания и укрепления воли к власти.

Переоценка ценностей: мораль и христианская религия
Необходимо, говорит Ницше, встать на путь "переоценки ценностей". Повседневная мораль лицемерна, это снисходительное отношение к своим и чужим слабостям, это недоверие к человеку. Она основана на сострадании, на потакании человеческим слабостям, на любви к " ближнему ". Переоценка ценностей предполагает переход от любви к "ближнему" к любви к "дальнему". Любовь к дальнему - это творческая любовь, это не смягчение текущих проявлений зла, а изменение самих принципов жизни. Эта любовь принимает форму борьбы с людьми сегодняшними, любовь сопровождается презрением, отчуждением от ближнего. Это любовь к "идее" человека, к человеку, каким он может быть.
Переоценка ценностей предполагает, следовательно, отрицание сострадания, доброты, долга. Кто не щадит себя, не имеет права щадить другого, любовь невозможна без ненависти, долг с его принудительностью и общезначимостью должен уступить место свободной жертве. В программу "переоценки ценностей" входит и пересмотр отношения к человеческому счастью. Этика утилитаризма, по словам Ницше, занята мелочным подсчетом, утилитарист озабочен, лишь бы моральный "расход" не превысил морального "дохода", он стремится выбрать счастье для наибольшего числа людей. Но человек не обязан быть счастливым, он обязан быть свободным. Имморализм, следовательно, это отрицание не морали, это углубление нашего морального сознания, это повышение ответственности человека за самого себя и за все человечество.

В русле переоценки ценностей Ницше говорит и о ценностях религиозных. Он хочет отделить себя от христианства, от массовой религиозности, однако образ Христа притягивает его всю жизнь. Христос отрицал все то, что сейчас называется христианством, говорит Ницше. Бог умер, но это вы его убили. К. Ясперс считал Ницше религиозным мыслителем, Вл. Соловьев в образе сверхчеловека Ницше увидел прообраз Христа. Христос брал на себя ответственность за все человечество, человек же не хочет отвечать за свои собственные поступки. Христианство с его всепрощением ослабляет в человеке волю к творчеству, христианство культивирует в человеке слишком человеческое. Только образ Христа открывает путь к сверхчеловеку, долгий путь человеческого совершенствования. Ницше отвергал Бога только как санкцию старой морали.
Другая трактовка
Ницше прав в своей критике лицемерия и ханжества существующих форм морали, особенно христианской морали. Но Ницше не прав в отбрасывании общечеловеческих норм морали и ценностей, особенно величайших заповедей: «Не убий», «Не укради», «Не лги». Мораль – враг естества, направлена против инстинктов жизни и самой жизни. Поэтому мораль противоестественна. Она осуждает жизнь. Ницше имеет в виду, прежде всего, христианскую мораль, названную им «моралью рабов». Ницше делает категорический вывод: «мораль и религия целиком и полностью относятся к психологии заблуждения».
Новая мораль утвердится порождением сверхчеловека, новой расой – расой господ, новой аристократией, которая будет с презрением относиться к черни и понятиям добра и справедливости, присущих морали рабов. Сверхчеловек как новая каста господ не будет знать жалости и справедливости.

Сверхчеловек
Идея сверхчеловека - центральная в философии Ницше. Сверхчеловек тот, кто воплощает в своей жизни христианский идеал, выраженный апостолом Павлом: все мне позволено, но ничто не должно обладать мною. Сверхчеловек, тот, кто должен заменить умершего Бога, тот, кто творит свою жизнь сам, без подсказки, тот, кто свободен во всем. Но реальным предметом размышлений Ницше является человек, несущий в себе образ сверхчеловека. Такой человек - это мост между животным и человеком, это стрела, устремленная к идеалу сверхчеловека.
Другая трактовка
Его идеал - "сверхчеловек" (Uebermensch), мощная, волевая личность, для которой все позволено, независимо от понятий добра и зла. Дурно все, что вытекает из слабости, хорошо то, что возвышает чувство мощи в человеке. Часто выдвигают аргумент в защиту учения Ницше о сверхчеловеке, ссылаясь на выдающегося русского философа Владимира Соловьёва, у которого тоже есть положение о сверхчеловеке. Владимир Соловьёв понимал сверхчеловека как «обоженного» человека, или «богочеловечество», то есть, прежде всего, как человека морального. Сверхчеловек Ницше стоит по ту сторону добра и зла, то есть над всякой моралью.

Высшие люди
"Высшие люди", аристократы духа, аргонавты идеала - это не хозяева жизни. Тот, кто стремится воплотить в своей жизни идеал сверхчеловека, обречен погибнуть от руки тех, кто привержен к человеческому, слишком человеческому. Мученичество, героизм, свободная смерть - вот что ждет того, кто любит в себе и в других "дальнего".
Другая трактовка
Идее социального равенства Ницше противопоставляет миф о природном, фатальном неравенстве людей. Ницше утверждает, что существует раса господ, призванных повелевать, и раса рабов, которые должны повиноваться; общество всегда состояло и будет состоять из господствующей аристократической верхушки и бесправной массы рабов.

Вечное возвращение
Миф сверхчеловека неотделим от мифа вечного возвращения. Миф вечного возвращения считали загадкой, которую Ницше загадал своим исследователям. Вечное возвращение - сложный, многослойный символ, за которым может стоять и оценка мира повседневности как ада бесконечного повторения вечных в своей стандартности мыслей и поступков. Такое возвращение вызывает у Ницше ужас. Можно понимать вечное возвращение и по-иному, как суть философского познания, возвращающего нас к одним и тем же "вечным" проблемам. Возможна и эстетическая интерпретация мифа вечного возвращения: искусство - это вечное возвращение. То, что умерло на сцене, продолжает жить в нас как вечно умирающий и вечно воскресающий Дионис, бог игры и фантазии. Наконец, этот миф помогает понять и суть самого человека, идущего по пути сверхчеловеческого. Три превращения, о которых говорил Заратустра, - это постоянное преображение путем самоутраты. Человек постоянно должен проходить путь от состояния "верблюда", несущего груз знания, через состояние "льва" - тотального критицизма - к состоянию "дитяти" - творца.
Нравственный смысл вечного возвращения заключается в непрекращающейся ответственности человека за содеянное, вечное возвращение - это символ вечности, неотделимый от символа свободы - сверхчеловека.
Еще один оттенок вечного возвращения помогает понять отношение Ницше к истории. Тот, кто верит в силу истории, мало верит в себя; человечество "отравлено" историей. Насыщение историей вызывает ощущение старости, усталости. Эта жизнь задумана не нами, историзм покушается на человеческую свободу. История также снимает с человека ответственность за содеянное, история - это забвение, это всепрощение. Жизнь, которая исчезает навсегда, лишается качества бытия, она становится подобна тени. История как бы наперед все прощает, а значит, все разрешает. История превращает человека в безответственное существо.
Другая трактовка
Бессмысленный хаос становления, по Ницше, порождает большое, но все же конечное число комбинаций, которые через огромные промежутки времени повторяются вновь. Все происходящее ныне происходило уже раньше много раз и будет повторяться впредь. В социально-этическом плане миф о «вечном возвращении» — это последнее прибежище, в котором Ницше пытается спастись от преследующего его пессимизма, от сознания бессмысленности жизни и всеобщей неустойчивости. Это единственный устойчивый момент, который он мог найти в деградирующем мире, ибо если все повторяется, то «в конце концов, все должно быть так, как оно есть и как всегда было». Наконец, «вечное возвращение» — это суррогат отвергнутого Ницше божественного провидения, без которого он, несмотря на свое антирелигиозное фрондерство, так и не смог обойтись и которое он должен был заменить не менее мистической, хотя и не чисто религиозной идеей.
*

Кажется, что Ницше разрушил все ценности Нового времени. Но... «бог умер; и мы хотим — пусть живет сверхчеловек». На место Бога Ницше ставит человека, но это и есть главное положение философии Нового времени. Ницше не отказался от философии Нового времени и вместе с тем многое в ней разрушил. Он мечтал «о неслыханном синтезе», но осуществить его не сумел. Философия Ницше венчает собой философию Нового времени.

@темы: читальный зал, литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше