• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:36 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 4. Платон "Государство".

Глава 4.
Труд. Виды труда. Третье сословие.

Как я уже говорила, гораздо больше внимания Платон уделяет правящим сословиям – правителям-философам и стражникам. Низшим слоям – ремесленникам, земледельцам, торговцам, и тем более, рабам – посвящено всего несколько абзацев в этом обширном труде. Отношение к ним, прямо скажем, не самое уважительное, пренебрежение сквозит в каждой фразе, адресованной этим гражданам идеального государства.

читать дальше

@темы: литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше, читальный зал

03:08 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 4. Платон "Государство".

Глава 1.
Диалог «Государство»

(продолжение)

Ну а теперь, после общего знакомства с положениями диалога «Государство», перейдем непосредственно к анализу представленного там идеального, по платоновским меркам, государственного устройства.
читать дальше

Глава 2.
Основы государственного устройства и общества. Идеология.

Историческая справка
Представление о государстве как теле (sôma) характерно для античности, где даже человек представлялся в первую очередь неким телом, а не личностью в позднейшем смысле слова. Государство для греков — это обязательно полис, то есть небольшой город, территорию которого можно окинуть одним взглядом с городской стены, и прилегающие к нему деревни (чтобы дать представление о размерах греческого государства, укажем, что Платон считал оптимальным числом его граждан около 5 тысяч человек; естественно, в числе граждан не входили свободнорожденные женщины, рабы, иноземцы-метеки, поэтому реальное число жителей полиса было много выше).
читать дальше

Глава 3.
Государственное управление и устройство. Кастовость.

Историческая справка
Рассмотрим классическую эпоху истории Древней Греции, период расцвета афинской рабовладельческой демократии, охватывавший V–IV вв. до н.э., т.е. тот исторический отрезок, при котором и жил Платон.
читать дальше

@темы: читальный зал, литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

22:51 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 4. Платон "Государство".

Глава 1.
Диалог «Государство»

Ну а теперь, перейдем к знакомству с одним из самых известных трудов Платона – диалогом «Государство».

«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя» (Платон)


Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает в афинской школе для своих учеников условия идеального государства.

Справедливое (идеальное) государство – одна из основных тем учения Платона. Она претерпевала изменения от момента несправедливого осуждения Сократа в Афинах и до конца жизни Платона. Теория идеального государства наиболее полно представлена Платоном в труде «Государство» и развита в «Законах». Именно в этих диалогах Платон четко продумал и письменно зафиксировал два своих грандиозных проекта: идеальное Государственное устройство и законодательство, которому «вряд ли когда-нибудь выпадет удобный случай для осуществления» («Законы»).

читать дальше

@темы: литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше, читальный зал

04:03 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 3. Платон.

Введение.
Платон (428/427 г. до н. э.- 348/347 гг. до н. э.)

Современная европейская философия, как и вся современная цивилизация, берет свое начало в Древней Греции. Греческая философия не только является фундаментом европейской, но также составляет её структуру и её существенное содержание: до сих пор европейские мыслители питаются греческим духовным наследием.

Платон является одним из самых величайших философов Древней Греции и до сих пор остается крупнейшим философом Западной Европы. Например, А. Уайтхед (британский математик, логик, философ, разработавший собственное платоническое учение) сказал: «Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону».

читать дальше

@темы: литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше, читальный зал

03:12 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 2. Антиутопии и утопии.

Глава 11.
Итоги

Итак, мы проанализировали 4 произведения: Т. Мор «Утопия» (1516), Т. Кампанелла «Город Солнца» (1602), Дж. Оруэлл «1984» (1949), О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932) и теперь подведем некоторые итоги.
При прочтении и сопоставлении этих четырех, по-моему, наиболее известных (или одних из наиболее известных) утопий и антиутопий складывается впечатление, что все авторы рассматривают и описывают одну и ту же модель государственного устройства; только это описание и рассмотрение идет с различных точек зрения, и, в зависимости от целей и задач автора, какие-то мелкие детали добавляются или убираются, что-то опускается, а что-то гиперболизируется, но в целом, эта государственная модель одна и та же – уж слишком большое сходство по ключевым позициям.
читать дальше

@темы: читальный зал, литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

02:14 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 2. Антиутопии и утопии.

Глава 9.
Нравственные и моральные принципы

А вот тут открываются очень интересные вещи. Как я уже упоминала ранее, во всех рассматриваемых государствах ликвидирована частная и личная собственность, все граждане равны, все трудятся на благо общества и ставят интересы государства выше своих частных интересов, при этом все охотно подчиняются принятым законам и все безмерно счастливы. Все граждане этих утопий и антиутопий любят свою общину, свое государство и своих начальников совершенно искренне и гораздо глубже, чем даже ближайших родственников –своих супругов (в тех обществах, где разрешены браки), родителей, детей.
читать дальше

Глава 10.
Религия

Во всех произведениях описываются верования и религии данных обществ. Все авторы приводят эти религии к единобожию, к безусловному его почитанию и отрицанию других верований. Кроме того, у всех авторов как бы наместниками Бога на Земле для граждан данных государств являются либо высшие должностные лица, так или иначе совмещающие конфессиональные и светские обязанности (у Кампанеллы, Оруэлла, Хаксли) либо священники, очень тесно связанные с представителями светской власти, практически состоя на государственной службе, этакие священнослужители-сексоты , (у Мора) [кстати, уже Мор говорил о возможности существования женщин-священников]. Отступник от принятой государственной веры наказывается тем или иным способом.
читать дальше

@темы: читальный зал, литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

04:14 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 2. Антиутопии и утопии.

Глава 8.
Рабство

Такое явление как рабство существует во всех сравниваемых обществах. Средневековые писатели показывают классические формы рабства: рабами становятся либо военнопленные, либо свои же граждане, преступившие государственные законы (обратите внимание – у Т. Мора в рабство можно попасть, даже просто выехав из пункта постоянного проживания без разрешения вышестоящих начальников); используются рабы для самой черной и тяжелой работы и подвергаются жестокому обращению. Но при этом также в «Утопии» Т. Мора в отдельных случаях предполагаются условия для смягчения или прекращения рабства.
А вот ни у Дж. Оруэлла, ни у О. Хаксли ни о каком смягчении, а уж тем более прекращении рабства, хотя бы даже в редких случаях, и речи нет. Более того, в категорию рабов у данных авторов попадают уже не отдельные личности, а целые слои населения. Так, у Дж. Оруэлла мы с полным правом можем назвать рабами пролов (беспартийный пролетариат – прим. моё), ну а у О. Хаксли – это специально выведенные для тяжелой работы люди низших каст. Ни пролы (у Оруэлла), ни эпсилоны и другие группы Бокановского (У Хаксли) хлопот властям не доставляют по причине крайне низкого или вовсе отсутствующего интеллекта у их представителей. Всё их существование сводится только к удовлетворению самых примитивных потребностей в пище, сексе и развлечениях.
Партийный лозунг: «Пролы и животные свободны» (с заменой слова «пролы» на «эпсилоны» и др.), провозглашенный в романе «1984», прекрасно подходит к роману «О дивный новый мир» и ясно перекликается со сравнением рабов с дикими животными у того же Т. Мора в «Утопии».

читать дальше

@темы: читальный зал, литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

04:48 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 2. Антиутопии и утопии.

Глава 6.
Законодательство, судебная система, полиция

Так, что у нас по этим пунктам. Все авторы согласны в том, что законов государству требуется немного. Все, кроме О. Хаксли, очень кровожадны – не только признают смертную казнь, но и обрекают преступников на мучительную смерть, так, Т. Мор предлагает их закалывать, как диких зверей, Т. Кампанелла - забивать камнями или предоставить преступникам возможность воспользоваться самосожжением. Дж. Оруэлл в своих изощрениях пошел дальше других: у него предполагается подвергать жестоким пыткам, а затем уничтожать человека еще до совершения им преступления, уже на стадии обдумывания оного или даже просто по подозрению полиции в способности данного человека нарушить закон. И только О. Хаксли человеколюбиво ссылает отступников-интеллектуалов на далекие острова (этакий ГУЛАГ), где им предоставляется возможность продолжать заниматься своими научными изысканиями на благо государства (такая вот «шарашка»).
читать дальше

Глава 7.
Отношения с другими народностями, войны

Всеми авторами, кроме О. Хаксли, рассматриваются военные конфликты описываемых государств с соседями (О. Хаксли просто огородил свой «дивный новый мир» от соседей-дикарей проволокой под высоким напряжением, чтоб чужие на территорию не лезли, и все конфликты были исчерпаны). У других же мыслителей войны – это обыденность, у Дж. Оруэлла государство вообще живет в условиях непрекращающейся глобальной войны между сверхдержавами.
читать дальше

@темы: литература, читальный зал, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

01:49 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 2. Антиутопии и утопии.

Глава 4.
Отношения между полами. Семейные и родственные отношения.

Забавно, что и в идеальных и в деспотических государствах такой сходный взгляд на взаимоотношения полов. Союзы между мужчинами и женщинами заключаются не по любви, а только из-за необходимости зачатия. При этом, если Т. Мор (утопист) и Дж. Оруэлл (антиутопист) радеют за прочный брак, то у Т. Кампанеллы (утопист) и О. Хаксли (антиутопист) институт брака вообще не предусмотрен. Но во всех случаях государство смотрит на людей только как на производителей здорового потомства. читать дальше

Глава 5.
Обучение, воспитание и образование

Уже средневековые писатели говорят о необходимости всеобщего обучения детей. Писатели-антиутописты не отрицают эти воззрения. Весь вопрос в том, как и чему обучать. И опять-таки, мы видим схожесть взглядов авторов: учат всех, но одних, тех, кто предназначается в управители – лучше, полнее и качественнее, а другим, тем, кому предначертано быть только исполнителями – крестьянами, ремесленниками (рабочими) – много знаний ни к чему, лишь бы своим ремеслом хорошо овладели.
Оруэлл и Хаксли больше внимания уделяют воспитанию подрастающего поколения. Постулаты средневековых мыслителей о почитании молодыми старших и соответствующем подчинении на современном этапе уже не актуальны. При описании антиутопических обществ упор делается на воспитание законопослушных, преданных своему правителю, не умеющих и не желающих думать, анализировать, рассуждать граждан.

читать дальше

@темы: читальный зал, литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

22:08 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 2. Антиутопии и утопии.

Глава 3.
Жизнь и быт простого человека.


Одежда
Интересно, у всех авторов для граждан описываемых ими государств подразумевается одинаковость покроя, материала и цветов одежды. О проявлениях какой-либо индивидуальности, как и о модах и речи нет… Количество одежды у всех ограничено, зачастую она выдается вышестоящим начальством в оговоренные сроки, в общем – сплошная униформа.

читать дальше

@темы: читальный зал, литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

19:17 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 2. Антиутопии и утопии.

Глава 2.
Труд. Виды труда. Наука.

Так как «Утопия» и «Город Солнца» были написаны в средние века, когда основным занятием населения являлось земледелие, ремесла были менее развиты, а науки только зарождались, то, естественно, в утопиях более проработаны положения, связанные с организацией труда именно в земледелии. Антиутопии индустриального общества не уделяют столь пристального внимания ни описанию земледельческих работ, ни вопросам организации промышленного производства. Гораздо больше авторов интересуют социальные вопросы и вопросы развития науки и техники.

Но, тем не менее, обратите внимание на сходство организации земледельческих работ, представленных Т. Кампанелла в «Городе Солнца» («на работу как на праздник» - прим. моё) и празднование «трудовых побед» в Океании у Дж. Оруэлла. Причем у обоих авторов, впрочем, как и у Т. Мора в «Утопии», подчеркивается, что все работы выполняются с опережением графика работ, перевыполнением намеченных планов и получением полного изобилия, как в сельском хозяйстве (Кампанелла, Мор), так и в промышленном производстве (Оруэлл).

Так же обратим внимание и на то, что у всех авторов – и утопистов и антиутопистов – граждане государств беспрекословно подчиняются жесткой дисциплине: управители решают, куда, когда, в каком количестве, на какие виды работ перебросить массы людей, и те безропотно, постоянно испытывая чувство счастья, им подчиняются (кстати, отметим, что практику отбора детей у родителей и их усыновление другой семьей описал еще Мор – см. «Ремесла – производство, общественные работы, наука»).

читать дальше

@темы: литература, читальный зал, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

03:38 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 2. Антиутопии и утопии.

Глава 1.
Государство.


Итак, различия знаменитых антиутопий Оруэлла и Хаксли, а также их причины мы рассмотрели – бытие все-таки определяет сознание! Но, к удивлению, в этих произведениях есть много схожих, перекликающихся моментов. Меня заинтересовал этот факт, и захотелось поискать причины, мотивы этого явления.
Приставка «анти-» в слове «антиутопия» , естественно, наводит на мысль, что есть и «утопия». Ну конечно же есть! Кстати, определимся с понятиями, здесь нам поможет википедия:
Антиуто́пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития (в этом мы уже убедились – прим. моё).
Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

читать дальше

@темы: литература, читальный зал, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

02:46 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть1. Антиутопии.

Глава 2.
Олдос Хаксли «О дивный новый мир»


После романа Оруэлла «1984» было очень любопытно почитать еще одну знаменитую антиутопию – «О дивный новый мир» так же английского писателя Олдоса Хаксли. Создана она была раньше, чем произведение Оруэлла, в 1932г., т.е. до Второй мировой войны (1939-1945) и значительно позже Первой мировой (1914-1918). На первый взгляд, различия между этими романами разительные – если у Оруэлла все в мрачных тонах, прямо-таки физически ощущаешь всю описываемую им бесчеловечность правящего режима, нищету, убогость, безнадежность существования в Океании, то у Хаксли – чудный, сверкающий, благополучнейший, стабильный и комфортный мир будущего, правда, по прочтении понимаешь, что жить в нем тоже не хочется…

читать дальше

@темы: литература, читальный зал, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

00:26 

Моцарт и Сальери

Убийственный успех. Это Моцарт завидовал Сальери и хотел его смерти


Обычно психические расстройства называют именем врача, который их открыл и описал, - вспомним хотя бы Бехтерева, Альцгеймера или Паркинсона

Однако есть и исключения. Одно из них появилось на свет в конце августа 1750 г. в городе Леньяго Венецианской республики. При рождении его нарекли Антоном, или, на итальянский лад, - Антонио. Фамилия - Сальери. Есть немудрящий тест, призванный выявлять шаблонность мышления. Испытуемому называют предмет или событие и предлагают моментально назвать то, с чем это ассоциируется. Чаще всего ответы удручающе стереотипны. Поэт? Пушкин! Фрукт? Яблоко! Цвет? Красный! Отравитель Моцарта? Сальери! О том, что последнее утверждение является ложью, осведомлены почти все. Однако шаблон настолько укоренился, что у психиатров даже появился специальный термин - синдром Сальери. Или: «Дискредитация чужого успеха и патологическая агрессия в адрес объекта зависти».
Завидовал ли?

читать дальше

@темы: музыка, другой взгляд на

04:38 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть1. Антиутопии.

Глава 1.
Дж. Оруэлл «1984»


Давно хотела почитать антиутопию Дж. Оруэлла «1984». Наконец-то до нее добралась, прочитала, познакомилась с несколькими рецензиями и отзывами по этой книге, по-моему, довольно поверхностными. В основной своей массе эту антиутопию люди проецируют на сталинский, реже – гитлеровский, тоталитаризм.

читать дальше

@темы: литература, история, читальный зал, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше

02:21 

Архитектурные стили и их особенности (часть XX)

АР ДЕКО


1- 2- 3- 4- 5-
6- 7- 8- 9-

1- Павильон «Эспри Нуво» на Международной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже. 1925. (Ле Корбюзье совм. С П. Жаннере.); 2- Эмпайр-стейт-билдинг (США, 1930-1931гг.); 3, 4, 5, 6- Chrysler Building (США, 1928-1930гг.); 7- скульптура Д. Чипаруса (1888—1950) (крупнейшего скульптора эпохи Ар-деко); 8- иллюстрация в стиле Ар Деко; 9- Дом Сената (Англия, Лондон)


читать дальше

@темы: архитектура

02:14 

Кто вы, товарищ Шолохов?

Шолохов – это псевдоним?


Открытие молодого московского литературоведа Константина Смирнова привело маститых шолоховедов в состояние шока. Публикуя эту беседу, мы понимаем, что она вызовет неоднозначную реакцию и у литературоведов, и у многих поклонников шолоховского творчества. Но ведь в спорах рождается истина.

Много лет ведутся бесконечные дебаты и острые злые споры о том, кто же все-таки автор «Тихого Дона»: писатель Михаил Шолохов или его земляк казак Федор Крюков? Главный камень преткновения: как мог столь молодой человек, каким был Михаил Шолохов, написать в двадцать два года первую книгу романа-эпопеи, а затем и все остальные тома этого титанического труда, который каждой строкой выдает человека, умудренного немалым житейским да и литературным опытом. читать дальше

@темы: другой взгляд на, литература

01:39 

АКАДЕМИК В. И. АРНОЛЬД: ПУТЕШЕСТВИЕ В ХАОСЕ

читать дальше Итак, откуда взялась теория Коперника? Оказывается, она была хорошо известна еще за две тысячи лет до его рождения. Египетские жрецы, создававшие в своих пирамидах всевозможные забавные устройства, уже прекрасно знали и в каком порядке идут планеты, и то, что они вращаются вокруг Солнца. В Древнем Риме, в храме Весты в 700 году до новой эры существовал планетарий, в центре которого помещался огонь, символизировавший Солнце, а вокруг него вручную переносили планеты. Египтянам была известна и теория Ньютона, это признавал и сам ученый. В его неопубликованных теологических и алхимических работах есть упоминание о том, что ему принадлежит восстановление египетских доказательств происхождения миров. У египтян была книга, где все было записано, но она погибла во время пожара Александрийского музея. Пришла демократия, и народ сжег многие тысячи томов научных книг, не понимая, что тем самым уничтожил знания древних. читать дальше

@темы: шкатулочка со всякой всячиной, другой взгляд на, история

02:46 

Сказки

03:45 

М. Светлов

Всякая всячина

главная