• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
04:18 

Осип Шор, прообраз Бендера

Об Остапе Бендере знают все. Если кто и не читал произведений Ильфа и Петрова, то наверняка смотрел одну из многочисленных... экранизаций о похождениях Великого комбинатора. Известно, что Остап Бендер - образ собирательный. Однако прототип все-таки имелся, да еще какой! Звали его Осип Шор.
читать дальше

@темы: литература

21:35 

Гамбсовские стулья

На статью вдохновили герои романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Естественно, не человеческие персонажи этого литературного произведения, а те самые гамбсовкие стулья, из-за которых разгорелось столько страстей.



А знаете ли вы, что вдохновило писателей на этот труд? Да, это были настоящие гамбсовские стулья, обитые английским ситцем, стоявшие в редакции газеты «Гудок», где сидели знаменитые Илья Ильф и Евгений Петров, а также Валентин Катаев и Михаил Булгаков. И именно, В. Катаев предложить двум соавторам эти непролетарские стулья сделать героями будущего литературного произведения.

читать дальше

@темы: шкатулочка со всякой всячиной

03:01 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 7. Платон, Аристотель и современность.

Приложение II
К. Маркс о государстве и праве
В тезисной форме учение Маркса о государстве и праве выглядит следующим образом:
а) государство и право возникают одновременно в результате общественного разделения труда, обособления семьи, формирования классов и их противостояния;
б) государство и право - классовые по своей сущности явления и поэтому могут быть реализованы только в классовом обществе;
в) их развитие обусловливается, в конечном счете, экономическим правом (правом собственности), однако как элементы надстройки государство и право обладают относительной самостоятельностью и в свою очередь воздействуют на экономическую структуру общества;
г) государство и право - орудия классового господства, которые осуществляют и поддерживают всю систему этого господства;
д) государство творит право, право реализуется через государство - друг без друга они существовать не могут;
е) со сменой типов классового общества изменяется также тип государства и права;
ж) с исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают - такова их конечная историческая перспектива на основании теории классовой борьбы и обусловленной ею исторической закономерности, в соответствии с которой одни социально-экономические формации сменяются другими - более прогрессивными.

читать дальше

@темы: Антиутопии - утопии - Платон - Ницше, история, литература, читальный зал

02:49 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 7. Платон, Аристотель и современность.

Приложения к главе 4 «Платон. Темная сторона. (II)»

Мы уже подробно рассмотрели модели идеальных государств (с точки зрения их авторов) Платона, Аристотеля, средневековых утопистов. Узнали, каким представлялся коммунизм как высшая стадия развития общественных отношений и наилучшая общественно-экономическая формация всего человечества (по утверждению марксистов) Ленину и его соратникам; а также каким они видели общество в переходный период от капитализма к социализму, т.е. во время диктатуры пролетариата. Сейчас же мы ознакомимся со взглядами на «идеальное» государство, концепцию государства как важнейшего социального института и комплекса взаимоотношений государства и человека знаменитых немецких философов – Гегеля, Маркса, Ницше.

читать дальше

@темы: литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше, читальный зал

13:11 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 7. Платон, Аристотель и современность.

Глава 4.
Платон. Темная сторона. (II)

2. Немецкая классическая философия и ее отдельные представители

Первые десятилетия XIX в. – это время расцвета немецкой классической философии, представленной, прежде всего работами Фихте, Шеллинга, Гегеля, но также и немецких романтиков.
Гегелевская философия, главными представителями которой являлись вышеназванные мыслители, обычно считается высшей точкой в развитии немецкой школы философского мышления, именуемой «спекулятивным идеализмом».

читать дальше

@темы: литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше, читальный зал

04:03 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 7. Платон, Аристотель и современность.

Глава 4.
Платон. Темная сторона. (II)

1. Платон и эпоха Романтизма в Германии

Итак, после периода спада интерес к Платону и его идеям возобновился в Германии в эпоху романтизма конца 18 – начала 19 вв. Романтизм (от французского слова romantique, которым обозначалось нечто таинственное, странное, нереальное) составил в истории философии целую эпоху. Немецкий романтизм «был одним из самых широких, грандиозных опытов критики буржуазной культуры»(1). Вопросы Романтизма оказались на пересечении философских, исторических, искусствоведческих, литературоведческих, юридических, политологических, экономических дисциплин. Все эти отдельные культурные «специальности» развиваются в постоянном взаимодействии друг с другом, представляя собой единую систему. В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель, Д.Юм, И.Кант, Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа – одно из одеяний Бога, «живое одеяние Божества»).

читать дальше

@темы: литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше, читальный зал

04:02 

Развенчиваем мифы!

Порой диета не дает результата или даже приносит лишние килограммы. Почему? Да просто очень часто во всем виноваты диетические мифы. Мы специально собрали самые популярные из них.



читать дальше

@темы: чем мы питаемся

21:52 

Каменная капуста



Каменная капуста – редкий вид цветной капусты, произрастающий на каменистых почвах Южноуральских гор (в Башкирии, Оренбургской и Челябинской областях). Название свое этот овощ получил благодаря удивительному внешнему сходству его кочанов с грубыми камнями, поросшими серым, бурым или зеленым лишайником.

Добывать каменную капусту очень непросто и даже опасно: она растёт на крутых горных склонах, поэтому лицензию на ее сбор можно получить только после прохождения специального курса альпинистской подготовки.

читать дальше

@темы: чем мы питаемся

03:31 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 7. Платон, Аристотель и современность.

Приложение V
КОЛЛОНТАЙ И ЗАЛКИНД О МЕЖПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Коллонтай А. М.

Коллонтай Александра Михайловна (урожд. Домонтович) (1872-1952). В революционном движении с 90-х гг. XIX в. Училась в Швейцарии, Великобритании. Участница революции 1905-1907 гг., с 1906 г. примыкала к меньшевикам, с 1915 г. - большевик. В 1908-1917 гг. - в эмиграции. После Февральской революции - член Исполкома Петроградского Совета, делегат I Всероссийского съезда Советов. В июле 1917 г. арестована. На VI съезде РСДРП(б) избрана членом ЦК. Участвовала в подготовке и проведении Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, член ЦК партии. В 1917-1918 гг. - нарком государственного призрения. С 1920 г. - зав. женотделом ЦК партии. Член ВЦИК. С 1923 г.- полпред и торгпред в Норвегии, с 1926 г. - Мексике, в 1930-1945 гг. - посланник, затем посол в Швеции, с 1945 г. - советник МИД СССР.
читать дальше

@темы: литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше, читальный зал

03:53 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 7. Платон, Аристотель и современность.

Приложение IV
О МЕЖПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ 1920-Х ГГ.

I Мировая и гражданская войны, отбросили экономику России и другие сферы жизнедеятельности, в т.ч. и социальные, за довоенный уровень. В результате войн создалась огромная демографическая диспропорция, так, по утверждению А.Г. Харчева(1), в 1926 г. на 1000 женщин в возрасте 25-29 лет приходилось 839 мужчин. Отсюда возникало множество проблем социального характера: большое число женщин лишалось возможности построить семью, упала рождаемость, возросшая безработица в результате экономической разрухи резко ударила по женской части населения, отсюда – рост проституции, деформация сексуальной морали, рост беспорядочных и внебрачных половых связей. Подливало масло в огонь и то обстоятельство, что «вольность нравов» накладывалась на перенаселенность общежитий, различные квартирные «уплотнения» и подселения, когда в одной квартире жило несколько семей, не имеющих между собою родственных отношений. (Свидетельство поэта Б.Пастернака, писавшего в конце 1920-х гг. в анкете Союза писателей: «Старая отцовская казённая квартира переуплотнена до крайности. Двадцать человек, шесть семейств, постоянно живущих. К этому надо добавить частые посещения родных и знакомых по шести самостоятельным магистралям».) Все эти обстоятельства способствовали росту количества разводов, абортов, внебрачных детей.

читать дальше

@темы: литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше, читальный зал

04:32 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 7. Платон, Аристотель и современность.

Приложение III
ЛУНАЧАРСКИЙ А.В.

Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933).
Вступил в подпольный марксистский кружок будучи еще школьником. Член партии с 1895 г. В Цюрихском университете, где он учился вместе с Розой Люксембург, попал под влияние позитивистской философии Авенариуса. Сыграл большую роль в 1904 г. сотрудничая с Лениным в защите большевизма. В годы реакции, последовавшие за поражением революции 1905 г., отошел к мистицизму и богостроительству. В 1908-1910 гг. - сторонник богостроительства, в 1909-1917 гг. - член группы "Вперед", в качестве представителя последней присутствовал на международном конгрессе в Копенгагене. В годы Мервой Мировой войны примыкал к интернационалистской группе Троцкого и являлся ближайшим сотрудником газеты "Наше Слово". В мае 1917 г. вернулся из эмиграции в Россию, в составе "межрайонцев" принят в РСДРП(б). Был избран депутатом Петроградской городской думы, заместителем городского головы Петрограда. С 1917 по 1929 г. - нарком просвещения, один из организаторов советской системы образования. В 1933 году назначен послом в Испанию; умер до вступления на новую должность. Похоронен у Кремлёвской стены.
читать дальше

@темы: Антиутопии - утопии - Платон - Ницше, история, литература, читальный зал

20:43 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 7. Платон, Аристотель и современность.

Приложение II
Здесь приведены примеры некоторых ленинских работ, посвященных установлению диктатуры пролетариата и партийной цензуре литературы. Обратим внимание на некоторые положения (выделенные курсивом и жирным шрифтом), которые имеют своими аналогами как платоновские тезисы в диалогах «Государство» и «Законы», так и реальные исторические явления во внутренней политике и быте Древней Греции.

читать дальше

@темы: литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше, читальный зал

22:38 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 7. Платон, Аристотель и современность.

ПРИЛОЖЕНИЯ
к главе 4. Платон. Темная сторона. (I)

Приложение I
ПЛАТОН «ЗАКОНЫ»

(перевод А.Н. Егумнова)
(в цитатах)
читать дальше

@темы: литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше, читальный зал

21:22 

И. Тхоржевский, Арсений Тарковский

21:15 

Дочери

18:10 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 7. Платон, Аристотель и современность.

Глава 4.
Платон. Темная сторона. (I)

В теории социальной утопии Платон (независимо от поставленной им цели) впервые выразил идею о частной собственности как источнике раскола общества («государство богатых» и «государство бедных», по словам Платона) и связанных с ним социальных конфликтов. Не удивительно поэтому, что эта идея древнегреческого философа пережила период античности и сыграла большую роль в истории развития общественно-политической мысли последующих времен, особенно нового времени. Положения Платона о государстве и обществе и их значение в качестве организующих и цементирующих начал человеческой жизни, о роли государства как орудия политической власти и другие также являются большой заслугой древнего философа, не говоря уже о разработке им вопроса социальной справедливости и роли сознания и воспитания в жизни общества и государства.

читать дальше

@темы: литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше, читальный зал

03:34 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 7. Платон, Аристотель и современность.

Глава 3.
Платонизм – неоплатонизм. От античности до наших дней.

Говоря об Аристотеле, мы отметили, что идеи, положенные им в основу модели идеального государства, до сих пор не только пользуются популярностью в теоретических политологических и социологических исследованиях и умопостроениях, но и использовались и продолжают использоваться на практике – при создании и совершенствовании современного западного демократического общества. Идеи Платона также не остались без внимания потомков: пройдя античную эпоху, платонизм перерос в неоплатонизм и в таком виде от раннего средневековья до наших дней охватил и Запад (от Западной Европы до Америки) и Восток (от Ближнего Востока и Египта до России и Средней Азии), завладев умами философов, теологов, политиков, а позднее, и политологов. В главе 2 «Влияние античной философии на становление и развитие раннего христианства» части 5 «Платон и христианская религия» мы уже сталкивались с понятием «неоплатонизм», упоминали о первых неоплатониках и говорили о значении их деятельности для становления христианства. Остановимся на философских течениях платонизма и неоплатонизма и подробнее проследим пути их развития во времени и пространстве.

читать дальше

@темы: литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше, читальный зал

19:15 

В. Гафт, Г. Лорка, А. Блок, И. Сельвинский

04:44 

Разговор с Художником

00:29 

Антиутопии – утопии – Платон. Часть 7. Платон, Аристотель и современность.

Приложения

Приложение I
Спарта
В конце Архаического периода (VIII – VI вв. до н. э.) один из самых своеобразных вариантов полисного строя сложился в Спарте — крупнейшем из дорийских государств Пелопоннеса. В Спарте был осуществлен широкий передел земли и создана стабильная система землевладения, основанная на строгом соответствии между числом наделов и числом полноправных граждан. Вся земля была поделена на 9000 приблизительно одинаковых по своей доходности наделов, которые были розданы соответствующему числу спартиатов (Спартиаты — обычное наименование полноправных граждан Спарты в источниках.). В дальнейшем правительство Спарты внимательно следило за тем, чтобы величина отдельных наделов оставалась все время неизменной (их нельзя было, например, дробить при передаче по наследству), а сами они не могли переходить из рук в руки посредством дарения, завещания, продажи и т. д. Были поделены и прикрепленные к земле государственные рабы-илоты из числа покоренных жителей Лаконии и Мессении. Сделано это было с таким расчетом, чтобы на каждый спартанский клер (земельный надел) приходилось по нескольку илотских семей, которые своим трудом обеспечивали всем необходимым самого владельца клера и всю его семью.

читать дальше

@темы: литература, история, Антиутопии - утопии - Платон - Ницше, читальный зал

Всякая всячина

главная